20 мая 2013 13:10 / Архив / Комментарии 0

В Мособлдуме состоялась научно-практическая конференция: «Федеральная контрактная система – основные риски. Региональный аспект»

Основные риски Закона о Федеральной контрактной системе (ФКС), вступающего в силу с 1 января 2014 года, стали главной темой научно-практической конференции, состоявшейся 14 мая в Мособлдуме.В мероприятии приняли участие депутаты Мособлдумы, представители Правительства Московской области, Счетной Палаты РФ, муниципальных образований Московской области, Торгово-промышленной палаты региона, а также представители общественных организаций. Конференция прошла при поддержке Вольного экономического общества (ВЭО) России.

Открывая заседание конференции, председатель Комитета Мособлдумы по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике, вице-президент ВЭО России Вячеслав Крымов подчеркнул, что «Московская область всегда была пионером в сфере внедрения новых законодательных норм, и в отношении применения ФКС мы также стали пилотным проектом». «В частности, мы одними из первых ввели систему планирования и прогнозирования госзакупок», - подчеркнул Вячеслав Крымов.
«В 2005 году Московская областная Дума приняла областной Закон о закупках и поставках продукции для государственных нужд Московской области. Благодаря этому Закону регион стал одним из немногих, где выстроена система долгосрочного и текущего планирования, а система госзакупок плотно встроена в программу целевого планирования, – эти же принципы присутствуют и в новом Законе о Федеральной контрактной системе, внедрять которую нам предстоит в ближайшие 3-4 года», - отметил зампред Мособлдумы, руководитель фракции «Единая Россия» Иван Жуков.
«Вся концепция ФКС строилась на том, чтобы дать заказчикам больше свобод и возможностей для отбора поставщиков необходимой продукции и услуг, и эту задачу новый Закон решил, - такую точку зрения высказал председатель профильного Комитета Облдумы Вячеслав Крымов. - Сейчас сказать, удастся ли эффективно внедрить новую контрактную систему, трудно – необходимо сперва получить какой-то результат. А для этого надо ввести определённые нормативы – чтобы затем мы смогли сказать, соответствуют ли результаты установленным нормам».
«Новый закон рождает здоровый ажиотаж, который привлекает внимание предпринимательской среды», - подчеркнул в своём выступлении президент Торгово-промышленной палаты Подмосковья Игорь Куимов. При этом, по словам Куимова, в обществе должен быть создан полноценный институт контроля за государственными и муниципальными закупками. «Мы не собираемся выступать в роли жёстких надзорных органов, подменять антимонопольные или другие структуры, - рассказал о роли Торгово-промышленной палаты в этом процессе президент её подмосковного отделения. - Мы будем говорить о взаимодействии Закона с предпринимательской средой, о его несостыковках и шероховатостях. Дело законодателя – совершенствовать принятые нормы».
В настоящее время до 30% бюджетных средств в стране расходуются неэффективно, поэтому процессы в сфере государственного внешнего аудита и подотчетности Правительству становятся каждодневной практикой, - заявила один из авторов Закона о ФКС, начальник инспекции по комплексному контролю и аудиту приобретения товаров, работ и услуг для государственных и общественных нужд Счетной палаты Российской Федерации Ольга Анчишкина. «Идея формирования контрактной системы не экзотична и не уникальна. Это общая тенденция развития сферы публичных госзакупок в мире, - отметила Ольга Анчишкина. - В развитых государствах на госзакупки затрачивается до 45% бюджетных средств».
Риски, заложенные в новом Законе о ФКС, озвучила председатель Правления Межрегиональной общественной организации «Гильдия отечественных специалистов по государственным и муниципальным заказам» Ирина Кузнецова. Во-первых, остаётся возможность размещения заказов не теми организациями, которые являются реальными потребителями. «Может возникнуть конфликт интересов между той организацией, которая размещает заказ, и той, от имени которой он размещался», - отметила Кузнецова. Во-вторых – дефицит кадров: каждая организация, объём закупок которой превышает 100 миллионов рублей, обязана иметь контрактную службу, минимальная численность которой – 3 человека. Сейчас в России только 60 человек имеют высшее образование по закупкам. По словам Кузнецовой, выходом из этой ситуации может стать централизация ведомств, уполномоченных проводить закупки. В то же время излишняя централизация недопустима, например, в сфере передачи информации – это может привести к перегруженности соответствующих сайтов.
По статистике, около 60% всех региональных аукционов являются несостоявшимися, более 50% закупок производится у одного и того же поставщика, - отметила в своём выступлении заместитель директора Департамента экономической безопасности предпринимательства Торгово-промышленной палаты РФ Лидия Никифорова. Замдиректора подчеркнула, что у каждого ведомства своё понимание результативности и эффективности, а в новом Законе они даже не разделены и не определены. «Нужны простые, понятные критерии, чтобы каждое ведомство могло само определять, эффективно оно работает или нет», - отметила она.
«В Законе множество потенциальных возможностей, но они несут в себе серьёзные риски. Например, открытость информации: сами предприниматели восторженно восприняли положение о том, что информация о процессе и участниках госзакупок будет доступна в реальном времени. Им это казалось выгодным, так как они будут успевать заранее подготовиться к торгам. Но практика показывает, что были случаи, когда прогнозный план закупок расходился с тем, что получалось в реальности, на 80%, - добавила в своём выступлении Лидия Никифорова. - В подобной ситуации полная открытость информации способна полностью дезориентировать потенциальных поставщиков и привести их к краху».
Подводя итоги конференции, Вячеслав Крымов отметил, что в новом Федеральном законе много отсылочных норм на решения Правительства и субъектов Российской Федерации и, когда начнут появляться эти региональные Законы, неминуемо возникнут определённые противоречия и с Федеральным законом, и с отдельными действующими нормами. «Однако нам не стоит дожидаться момента, когда будут подготовлены и вступят в силу все законы, подзаконные акты и нормы, – мы уже сегодня можем выстраивать конструкцию той системы, которая будет заложена, и разрабатывать собственные нормативно-правовые акты», - заключил в своём выступлении председатель профильного комитета Облдумы.

 

Комментарии:

Нет комментариев

К этому материалу еще нет комментариев

Для того чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь.