20 мая 2013 12:51 / Архив / Комментарии 0

В этом году исполняется 100 лет со дня основания Дедовской прядильно-ткацкой фабрики

Построенная в 1913 году, она положила начало рождению города, сыграла большую роль в развитии Дедовска и в жизни многих поколений дедовчан. Особый расцвет предприятия пришелся на послевоенные десятилетия, именно тогда за высокие производственные показатели коллектив фабрики была удостоен ордена Трудового Красного Знамени, а большая группа передовиков – званий Героев Соцтруда, кавалеров орденов Ленина, «Знак Почета». Фабрика строила жилье для рабочих и объекты соцкультбыта, имела свой профилакторий, детские сады, загородный пионерский лагерь, отправляла людей на отдых в санатории и на курорты.Главным богатством предприятия были его люди. Здесь трудились целые династии, родилось много ценных инициатив, которые позже подхватили текстильщики всей страны. Здесь родились прекрасные традиции наставничества молодых рабочих, организации культурного отдыха текстильщиков, вовлечения их в активную общественную деятельность. Фабрика славилась своими достижениями на всю страну, став школой передового опыта. С 1947 года в течение почти 25 лет предприятием руководил орденоносец Николай Сергеевич Курочкин, при котором фабрика стала флагманом текстильной промышленности.Дедовский совет ветеранов давно ведет подготовительную работу к юбилею. Откликнувшись на его призыв, бывшие работники предприятия несут в помещение совета фотографии, старые газеты, свои воспоминания о родной фабрике, награды и другие реликвии, проходят встречи старожил города. Все это найдет отражение на стендах, в альбомах и сохранится для потомков. В Дедовском совете ветеранов сообщили также, что столетие со дня основания «Дедовки» станет в этом году лейтмотивом праздничных торжеств в честь Дня города.

Оживить историю «Дедовки» и рассказать о жизни и делах ее тружеников помогут публикации в районной газете. Листаем подшивку газеты «Ленинский путь» (так раньше назывались «Истринские вести») за 1965 год, и узнаем интересные факты из истории предприятия, в которых, как в зеркале, отразилась история страны.
РУКОВОДИЛИ ФАБРИКОЙ ИНОСТРАНЦЫ
Вот что вспоминал о своем приезде на фабрику в ноябре 1916 года Капитон Васильевич Королев в своей статье «Из огня да в полымя», опубликованной в № 107 от 16 декабря 1965 года:
«Вокруг фабрики рос густой лес. Для административного персонала бывший ее хозяин Бейн построил хорошие отдельные дома, для себя – двухэтажный особняк, а нам, рабочим, - огромную казарму с молельным залом на третьем этаже и иконой до потолка. Здесь, в небольшой каморке, приютилась наша семья. На воротах фабрики висела большая вывеска. Золотые буквы гласили: «Анонимное общество Дедовской мануфактуры». Руководили фабрикой иностранцы. Они имели большой опыт эксплуатации нас, рабочих.
Хитро иностранцы эксплуатировали нас. В день по два раза приходили на фабрику. Первая смена начинала работу в 4 часа утра, а за час до этого в казарме ночной сторож дядя Василий ходил по этажам со специальной колотушкой и будил рабочих. Работала эта смена до 9 утра и уходила. Ее заменяла другая до 2 часов дня. Затем приступала к работе опять первая смена, а в 6 часов – вторая. Так ежедневно по 10 часов за скудную зарплату и «хозяйскую» квартиру приходилось работать на иностранцев. Режим на фабрике был строгий: категорически запрещалось иметь спички и табак, за малейший брак – штраф 5-10 копеек. Посреди ткацкой фабрики на широком проходе была стеклянная веранда. Оттуда заведующий ткацкой фабрикой Лямпрехт мог тайно вести наблюдение за рабочими. Часто без согласия рабочих их оставляли сверхурочно в ночные смены. Чтобы никто не ушел, запирались двери, а во дворе фабрики дежурили полицейские. Тех, кто отказывался работать сверхурочно, штрафовали или увольняли и выселяли из квартиры».

«ТЕКСТИЛЬЩИКИ ТКУН САВАН БУРЖУАЗИИ!»
А вот другая заметка, свидетельствующая о том, что рабочие стали бороться за свои права. В номере 91 газеты, датированном 7 ноября, помещена статья «Дедовские большевики – за власть Советов». Ее автор Г. Исаев пишет: «Еще до Октябрьской революции рабочие Дедовской фабрики отличались своей революционностью. Они проводили нелегальные маевки, устраивали забастовки. На одном из знамен у них было написано: «Текстильщики ткут саван буржуазии!» В апреле 1917 года на фабрике была создана большевистская партийная организация, секретарем которой стал Михаил Кулаков. Сплоченность, революционная активность текстильщиков позволили им еще до Великого Октября добиться восьмичасового рабочего дня, повышения зарплаты, отмены штрафов. Рабочие приступили к подготовке вооруженного восстания, установили связь с саперным батальоном 195 кавалерийского полка, расквартированного в Павловской Слободе. Представители фабрики провели в казарме полка митинг и заставили начальника гарнизона открыть оружейный склад, выдать рабочим 900 винтовок, патроны и гранаты. Летом был создан отряд Красной гвардии, который был вызван в Москву для участия в вооруженном восстании. Среди дедовских красногвардейцев были товарищи Воробьев, Громов, Рябкин, Конторщиков, Шамарин, Зеваков и другие. В ноябре 1917 года отряд Красной гвардии принимал участие в установлении Советской власти в Истре, Волоколамске и Звенигороде».
И в последующие годы дедовские рабочие отличались большой активностью. Они входили в состав продовольственных отрядов, действовавших в 1918-1921 годах в южных районах страны, выполняли свои обязанности добровольно, хотя и с большим риском для жизни, верные чувству революционного долга. Среди активистов продотрядов были Ф. Гусихин, В. Кузнецов, Д. Фомин, Д. Данилин и многие другие. А на фабрике в это время прекратилась поставка сырья, не было топлива, люди голодали. Вот что рассказывала в своих воспоминаниях (№ 128 «Ленинского пути» за 26 октября 1967 года) ткачиха активистка Е. Огородникова: «Сколько было счастья и радости, когда мы узнали, что на станцию Нахабино для фабрики прибыло два вагона с зерном. По шпалам, пешком, вперегонки мы побежали в Нахабино и руками прикатили вагоны с хлебом в Дедовск. В стране был голод, и рожь мы выдавали по одному фунту только детям. Зима 1918 года. На фабрике нет дров, в казармах, где жили рабочие с детьми, промерзали стены. И прозвучал призыв: «Все одинокие люди – на заготовку топлива!». На фабрике остались работать только женщины, имеющие детей. С большим воодушевлением и старанием мы трудились на торфяных болотах под Манихино. Доставали из земли торф, на ветру сушили его, грузили на подводы и отправляли в Дедовск. В лесах за деревней Рождествено мы пилили дрова, вытаскивали их ближе к дорогам и везли на фабрику. Вечером, уходя домой, усталые, голодные, брали на плечи по чурбаку и несли на фабрику».

В ГОСТЯХ – ВСЕСОЮЗНЫЙ СТАРОСТА
Фабрика, которой руководил первый красный директор Михаил Фомин, постепенно выходила из разрухи, и новое руководство доказывало, что может управлять предприятием лучше, чем капиталист Бейн. Судя по газетным публикациям, уже в 1937 году «Дедовка» давала ежедневно по 17 тонн пряжи и 56 тысяч метров тканей. Такая производительность труда, какой достигли стахановки Т. Бочарова, П. Сеничкина, А. Денисова, и не снилась капиталистам бельгийско-русского акционерного общества.
Любопытна заметка «Высокий гость» («Ленинский путь» № 85 за 23 октября 1965 года), ее автор инженер В. Макшеев вспоминает о приезде на предприятие Всесоюзного старосты Михаила Ивановича Калинина. «Лето 1925 года. Весть о том, что Михаил Иванович, несмотря на свою огромную занятость, принял приглашение приехать к дедовцам в гости, быстро облетела и фабрику, и посёлок. Встреча состоялась на большом футбольном поле. На митинг сбежались все от мала до велика. Пришли крестьяне из окрестных деревень. Михаил Иванович был одинаково обаятельным в обращении и с рабочим, и с инженером, и с крестьянином. Его простая, но чрезвычайно содержательная речь, произнесённая на митинге, надолго запомнилась всем присутствующим. Народ не хотел расходиться. Гостя окружили, задавали вопросы, на которые он охотно отвечал. Встреча с Михаилом Ивановичем вызвала небывалый подъем трудового энтузиазма среди рабочих фабрики».
В № 129 «Ленинского пути» за 1968 год опубликована фотография первой ударной комсомольско-молодежной бригады, дата – 1935 год. Двенадцать веселых лиц, двенадцать характеров. Автор заметки представляет передовиц - прядильщиц: «Чугунова, теперь у неё фамилия Громова, в первый же день войны она добровольно ушла на фронт, четыре года была санитаркой, а потом вернулась на фабрику, ударница коммунистического труда. Рядом с ней - Клавдия Трофимова, Нина Карпова, Паня Поворова, Акулина Вавилова, Прасковья Чеботарева – всю войну на фронте провела, с медалью вернулась, Мария Мелехова – восемнадцатая прядильщица в своей семье. Дети всех членов первой ударной бригады унаследовали от родителей трудовую закалку и выросли активными продолжателями славных традиций комсомольцев 30-х годов».
Продолжение следует
Подготовила Ирина ОГОРОДНОВА

Комментарии:

Нет комментариев

К этому материалу еще нет комментариев

Для того чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь.