Музей как машина времени

В стенах Ново-Иерусалимской обители открылась экспозиция, посвященная реставрации монастыря и крупным археологическим изысканиям на его территории

В стенах Ново-Иерусалимской обители открылись два выставочных зала церковного музея, где предполагается 28 выставочных помещений, а пять залов будут предназначены для детей.

Напомним читателям, что реставрация святыни велась почти десятилетие, и результаты превзошли все самые смелые ожидания. Ново-Иерусалимская обитель сегодня — красивейшая в стране. Реставрация велась одновременно с масштабными археологическими работами на территории монастыря, которым и посвящена открывшаяся экспозиция, представленная в приветственных словах наместника Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря архимандрита Феофилакта.

Организаторы выставки и Пятой Научно-практической конференции «Керамические строительные материалы в России: технология и искусство позднего Средневековья» — институт археологии РАН, Благотворительный фонд по восстановлению святой обители и Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь Русской православной Церкви. Выставку создавали при содействии фонда «История Отечества» в рамках поддержки выставочной и экспозиционной деятельности.

Открывала конференцию и вела её Светлана Баранова, доктор наук, главный научный сотрудник факультета истории искусства РГГУ. Светлана Измайловна необыкновенно тепло говорила о той неустанной работе, которая велась на территории монастыря в период его реставрации, и о той удивительной в человеческом отношении атмосфере, что сложилась там:

«ОНО НАМ НА ПОЛЬЗУ»

- Мы с вами уже почти десять лет вместе, и так организовать экспедицию, ничего не упустить, ведь здесь работали полторы тысячи человек, и сети прокладывали, и шурфы делали, разработали новые методики археологического сопровождения; за девять лет археологи не оставляли Ново-Иерусалимский монастырь ни на минуту. Все мы невероятно подружились за это время, более трепетного и сердечного отношения я не встречала давно. Мы готовы служить, готовы работать под руководством архимандрита Феофилакта, который оказался потрясающим музейщиком! Как-то в Ярославе тёмным вечером мне довелось найти в земле изразец, и естественно, я его откопала и отмыла, и на нём оказалась надпись: «оно нам на пользу». Я думаю, что всё, что мы делаем сегодня, на пользу стране, нашим детям, всем.

Светлана Измайловна также отметила, что Академия наук создала особую Ново-Иерусалимскую экспедицию Института археологии: важно было не только проводить археологические исследования, но и охранять культурный слой и скрытые под землёй руины: экспедиторам важно было при достижении научных результатов не только сохранить темпы реставрации монастыря, но и сберечь объект. Экспедиция сталауникальным долговременным научно-исследовательским проектом, и по словам её руководителя, член-корреспондента РАН Леонида Беляева, почти за десятилетие исследований здесь археологи заново открыли всю предысторию монастыря: нашли первые кладбища, уже несуществующие постройки, а учёные разгадали такие загадки, как устройство насыпного холма, и сумели почти что «увидеть» экспериментальную производственную площадку, которую организовал патриарх Никон. За время проведения реставрации изучили археологические объекты на всей территории монастыря и в прилегающих зонах на огромной площади, достигающей 24 000 квадратов.

В составе ансамбля монастыря появилось около сорока новых, ранее неизвестных или считавшихся утраченными объектов XVII—XVIII вв.еков.

СОТРУДНИЧЕСТВО МУЗЕЯ И МОНАСТЫРЯ ТОЛЬКО КРЕПНЕТ

В первом экспозиционном зале представили богатую коллекцию находок, демонстрирующую не только монастырский быт, но и общемировой уровень художественной культуры в момент ярчайшего расцвета народно-церковного искусства Московской Руси и Российской империи во второй половине XVII — начале XVIII вв. Второй зал посвятили непосредственно истории воссоздания монастыря: наше внимание привлёк интерактивный макет территории монастыря с указанием мест археологических исследований, ведь церковный музей позиционируют как современное экспозиционное пространство. Он тесно сотрудничает и с МВК «Новый Иерусалим», о чём рассказал нам Василий Кузнецов, гендиректор этого музея. Это и неудивительно: долгое время историко-художественный и архитектурный музей «Новый Иерусалим», создававшийся в ещё в советские годы, находился именно в стенах святой обители, и сотрудничество музея и монастыря исторически плодотворно и неразрывно.

Среди тех, кто приехал на открытие конференции и выставки — Ася Энговатова, замдиректора Института археологии РАН по науке, Мария Черная, профессор кафедры археологии и исторического краеведения ТГУ (Томск), Артём Силкин, директор Государственного музея-заповедника «Остров град — Свияжск», Константин Лихолат, руководитель питерского Музея архитектурной художественной керамики КЕРАМАРХ: в заседании участвовали хранители музейных коллекций из Эрмитажа, Российского этнографического музея, музеев «Кусково» и «Абрамцево», Переславского музея-заповедника; археологи, архитекторы, художники из РГГУ и Строгановки. В центре основных обсуждений и дискуссий, конечно, была строительная керамика и её популяризация музейными средствами, археологические и музейные открытия последних лет.

- Спасибо, что вы откликнулись на создание музея «КЕРАМАРХ» в Питере, и одни из самых значимых экспонатов этого музея как раз из вашего монастыря, — рассказал Константин Лихолат. — Мы как исследователи все в унисон твердим, что очень любим археологию, потому что она приоткрывает невероятные ширмы. Долгие лета музею, больше друзей, исследователей, открытий!
НОВАЯ СТРАНИЦА — ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ
 
Екатерина Селютина, исполнительный директор Благотворительного фонда, подчеркнула, что в этом году открыта новая страница в восстановлении монастыря — просветительская, а к юбилейной дате основания церковного музея, 145-летию, откроют мемориальный зал, посвящённый патриарху Никону.
А пока находки археологических раскопок и история реставрации разместились только в двух залах комплекса Трапезных палат. Работают сейчас и ещё два выставочных помещения в Солодовых палатах, где представлены уникальные ново-иерусалимские изразцы.

Екатерина КАПРАЛОВА,
 
фото автора и Андрея АЛЕКИНА 
 
Музей как машина времени
 
Музей как машина времени
 
Музей как машина времени
 
Музей как машина времени
 
Музей как машина времени
 
Музей как машина времени
 
Музей как машина времени
 
Музей как машина времени
 
Музей как машина времени
 
Музей как машина времени
 
Музей как машина времени
 
Музей как машина времени
 
Музей как машина времени
 
 

Комментарии:

Нет комментариев

К этому материалу еще нет комментариев

Для того чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь.