MUSICA VIVA!

Музыкальный фестиваль «Лето. Музыка. Музей» в «Новом Иерусалиме» стал финальным аккордом программы «Лето в Подмосковье»

Вчера в минувшее воскресенье состоялось торжественное закрытие фестиваля. В нем участвовали Государственный академический симфонический оркестр России имени Светланова, Московский камерный оркестр MusicaViva и Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы», известные пианисты Николай Луганский, Юрий Фаворин, Андрей Гугнин, Полина Осетинская, скрипачи Максим Венгеров, Никита Борисоглебский и Леонид Железный. На концертах звучала музыка разных эпох и направлений: русская классика, неоклассика, барокко. Губернатор Андрей Воробьёв обратился к гостям мероприятия по видеосвязи: он искренне поздравил всех со стартом фестиваля:

«Великолепный фестиваль. Я очень надеюсь, что и дальше это традиционное мероприятие будет популярным, насыщенным. А артистам, которые выступают там, конечно, слова благодарности. Нам это очень важно. Это признанные мировые звёзды, они приезжают к нам в эти дни. И неслучайно импровизированный зрительный зал полон», — отметил губернатор, а также подчеркнул, что «Новый Иерусалим», отмечающий в этом году своё столетие, не просто музей.
- Поиск новых идей, нестандартных решений, оригинальных форм. В результате — проекты и выставки, которые привлекают внимание по всей стране", — пояснил глава региона.

MUSICA VIVA!

Лето не уходит

Перенесённый из-за карантинных ограничений, праздник всё-таки состоялся, и привычное название — а фестиваль проводится в третий раз — решили не менять. «Пусть лето остаётся в наших сердцах», — пожелала ближе к закрытию участникам фестиваля и зрителям вице-губернатор Московской области Наталья Виртуозова. Она подчеркнула, что музыка, звучащая со сцены все эти пять прекрасных дней, «просто завораживающая».

В это раз выступления перенесли в открытый музейный атриум. Напомню, что в прошлые годы сооружали сцену на площадке недалеко от въезда в музей, где сейчас располагаются парковочные места, а для публики выставляли рядами стулья. В этот раз их заменили более удобными и мягкими сиденьями, установили большие и мощные обогреватели, а сильно мёрзнущим любителям прекрасного предлагали пледы.

Кстати, о парковке: в этот раз никаких проблем и пробок на выезде и въезде в музейный комплекс не было, потому что организаторы массовых мероприятий на территории МВК значительно увеличили парковочные зоны.

Как роскошно выглядела сцена! Задник выполнили из тёмно-синего бархата и украсили сияющими звёздами, а музыку дополнили объемными 3D-проекциями, которые демонстрировали сокровища подмосковных музеев и усадеб, предоставивших шедевры из своих фондов для новой выставки «Возвращение в усадьбу», открывшуюся в одни день с фестивалем, и о которой мы расскажем чуть позже.

Каждый вечерний open-air концерт представлял собой единое, многогранное аудиовизуальное произведение, в котором живое исполнение слилось с бессмертной классикой, живописью, скульптурой и архитектурой. Это было потрясающе.

…И дольше века

Впервые фестиваль «Лето. Музыка. Музей» прошёл на площадке музея в 2018 году, тогда его посетило более 3000 человек, в 2019 году мероприятие собрало уже более 5000 зрителей. В этом году главным показателем для организаторов стало не число зрителей, а их комфорт и безопасность, которые обеспечили с учётом всех актуальных норм и требований.

Фестиваль приурочили к 100-летию музея «Новый Иерусалим». Вдумайтесь, целый век! Сколько славных страниц вписал музей в жизнь нашего края, в жизнь всего региона! Сейчас это главный губернский музей, куда едут со всей России, где находятся экспонаты уровня Третьяковки и Оружейной палаты Кремля, пережившие войну, уцелевшие вопреки всему и благодаря самоотверженным музейщикам. Директор МВК Василий Кузнецов всегда с огромным уважением и симпатией говорит о сотрудниках музея, о современной команде, с которой можно осилить любые, самые дерзкие проекты.

Напомним читателям, что открыл фестиваль 23 сентября симфонический оркестр имени Светланова с программой, посвящённой Людвигу ван Бетховену. За дирижёрским пультом — знаменитый скрипач Максим Венгеров, мировая звезда. Он также исполнил сольную партию в концерте для скрипки с оркестром.

Максим родом из Челябинска, сделал ещё в юности впечатляющую карьеру и выступает со скрипкой Страдивари, а это всегда особая честь: такую скрипку доверяют только великим мастерам.

Сейчас маэстро проживает в Монако, но из-за эпидемии он остался на родине, о чём не пожалел совершенно. Концертирующий музыкант первой величины, чья жизнь расписана по минутам, он ценит время, проведённое с семьёй. А по словам худрука Московской областной филармонии Максима Дунаевского, одного из основных застрельщиков фестиваля, который проводится при поддержке правительства региона, у пандемии обнаружилась и положительная сторона: великие музыканты современности остались дома, где и выступают теперь с большим удовольствием.

MUSICA VIVA!

Не просто джаз

-Это самый молодой и амбициозный фестиваль Подмосковья, который стал заметным художественным явлением нашего региона. Фестиваль с самого начала отличали свежесть и оригинальность идей, способность чутко откликаться на запросы современного зрителя. Каждый год он формирует собственную публику, привлекая молодую аудиторию и выполняя просветительскую миссию. «Лето. Музыка. Музей» очень вписывается в концепцию самого музея, в котором сочетаются мультимедиа и традиции, культурное наследие Русской православной церкви и современное искусство, виртуальный концертный зал и детский центр, — уверена Елена Харламова, министр культуры Московской области.

- Наш фестиваль — это настоящее путешествие, в котором можно будет отправиться в прошлое, подняться над землёй на высоту птичьего полёта и заглянуть в музейные фонды, чтобы увидеть то, что ещё никогда не представлялось на выставках. Всё это — в канве гениальной музыки! Мы предложили зрителям и уличные, и камерные концерты. Все устали от онлайн-выступлений и, уверен, гости фестиваля получили огромное удовольствие от очной встречи с прекрасным, — заметил президент фестиваля Максим Дунаевский.

И действительно, помимо аудиовизуальных выступлений, состоялись два камерных концерта и в зале музея, и отдельной страницей фестиваля стало посвящение 180-летию со дня рождения композитора Петра Ильича Чайковского. Программу «Приношение Чайковскому» 25 сентября представил «Симфоджаз братьев Ивановых».

В этом году резидентами фестиваля стали несколько прославленных коллективов — Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова (23, 25, 27 сентября), Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы» (26 сентября) и Московский камерный оркестр «Musica Viva» (24, 26 сентября). За пультом — дирижёры, уже получившие признание в России и за рубежом: главный дирижёр Ливерпульского королевского филармонического оркестра Василий Петренко, Дмитрий Синьковский (во второй день фестиваля исполнил сольную партию во «Временах года» Вивальди), Андрей Рубцов, Дмитрий Матвиенко, Александр Соловьёв и Валентин Урюпин.

Не самый взыскательный вкус

- В программе семи фестивальных концертов оказались как очень известные и часто исполняемые сочинения таких авторов, как Глинка, Вивальди, Бортнянский, Штраус, Прокофьев, Шостакович, Малера, так и музыкальные редкости — Мессиан, Вайнберг, Барток, — порадовалась Инна Фенина, постоянная посетительница музея и всех его концертов и выставок. — Программу подобрали исключительно удачно, продумали до мелочей, есть произведения на самый взыскательный вкус. Радует и аудиовизуальная составляющая концерта, вообще всё, что мы видим и слышим здесь, исполнено на высочайшем уровне.

Слова нашей постоянной читательницы подтверждает и Василий Петренко:

- Для меня open-air — возможность совмещения визуального ряда, ландшафта, природы и звуков музыки. В Новом Иерусалиме ещё и уникальная история, музей, монастырь, который разрушался и возрождался вновь. В программе фестиваля мне особенно хотелось подчеркнуть эту идею возрождения — в самых разных аспектах. Программа фестиваля охватывает разные эпохи и разные взгляды на культурное наследие, искусство разных стран, разных ментальностей и религий. Классическая музыка — всегда уникальный синтез прошлого и настоящего, направленный в будущее. В этом она очень близка к истории и философии Нового Иерусалима.

Заключительный, пятый день фестиваля также порадовал яркими выступлениями: мы услышали скрипача Никиту Борисоглебского — солиста Московской филармонии, лауреата международных конкурсов, лауреата молодёжной премии «Триумф» пианистку Полину Осетинскую, а также лауреатов международных конкурсов: скрипача Леонида Железного, альтистку Ирину Сопову и виолончелистку Анну Кошкину.

Зрители фестиваля могли по своим билетам посетить постоянные экспозиции музея «Новый Иерусалим» и также новую временную выставку «Возвращение в усадьбу», подробнее о которой также читайте на страницах нашего издания.

Екатерина КАПРАЛОВА,

фото Сергея ОЛЕКСЮКА
MUSICA VIVA! MUSICA VIVA! MUSICA VIVA! MUSICA VIVA! MUSICA VIVA! MUSICA VIVA! MUSICA VIVA! MUSICA VIVA! MUSICA VIVA!

Комментарии:

Нет комментариев

К этому материалу еще нет комментариев

Для того чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь.