MUSICA VIVA!

Музыкальный фестиваль «Лето. Музыка. Музей» в «Новом Иерусалиме» стал финальным аккордом программы «Лето в Подмосковье»

Вчера в минувшее воскресенье состоялось торжественное закрытие фестиваля. В нем участвовали Государственный академический симфонический оркестр России имени Светланова, Московский камерный оркестр MusicaViva и Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы», известные пианисты Николай Луганский, Юрий Фаворин, Андрей Гугнин, Полина Осетинская, скрипачи Максим Венгеров, Никита Борисоглебский и Леонид Железный. На концертах звучала музыка разных эпох и направлений: русская классика, неоклассика, барокко. Губернатор Андрей Воробьёв обратился к гостям мероприятия по видеосвязи: он искренне поздравил всех со стартом фестиваля:

«Великолепный фестиваль. Я очень надеюсь, что и дальше это традиционное мероприятие будет популярным, насыщенным. А артистам, которые выступают там, конечно, слова благодарности. Нам это очень важно. Это признанные мировые звёзды, они приезжают к нам в эти дни. И неслучайно импровизированный зрительный зал полон», — отметил губернатор, а также подчеркнул, что «Новый Иерусалим», отмечающий в этом году своё столетие, не просто музей.
- Поиск новых идей, нестандартных решений, оригинальных форм. В результате — проекты и выставки, которые привлекают внимание по всей стране", — пояснил глава региона.

MUSICA VIVA!

Лето не уходит

Перенесённый из-за карантинных ограничений, праздник всё-таки состоялся, и привычное название — а фестиваль проводится в третий раз — решили не менять. «Пусть лето остаётся в наших сердцах», — пожелала ближе к закрытию участникам фестиваля и зрителям вице-губернатор Московской области Наталья Виртуозова. Она подчеркнула, что музыка, звучащая со сцены все эти пять прекрасных дней, «просто завораживающая».

В это раз выступления перенесли в открытый музейный атриум. Напомню, что в прошлые годы сооружали сцену на площадке недалеко от въезда в музей, где сейчас располагаются парковочные места, а для публики выставляли рядами стулья. В этот раз их заменили более удобными и мягкими сиденьями, установили большие и мощные обогреватели, а сильно мёрзнущим любителям прекрасного предлагали пледы.

Кстати, о парковке: в этот раз никаких проблем и пробок на выезде и въезде в музейный комплекс не было, потому что организаторы массовых мероприятий на территории МВК значительно увеличили парковочные зоны.

Как роскошно выглядела сцена! Задник выполнили из тёмно-синего бархата и украсили сияющими звёздами, а музыку дополнили объемными 3D-проекциями, которые демонстрировали сокровища подмосковных музеев и усадеб, предоставивших шедевры из своих фондов для новой выставки «Возвращение в усадьбу», открывшуюся в одни день с фестивалем, и о которой мы расскажем чуть позже.

Каждый вечерний open-air концерт представлял собой единое, многогранное аудиовизуальное произведение, в котором живое исполнение слилось с бессмертной классикой, живописью, скульптурой и архитектурой. Это было потрясающе.

…И дольше века

Впервые фестиваль «Лето. Музыка. Музей» прошёл на площадке музея в 2018 году, тогда его посетило более 3000 человек, в 2019 году мероприятие собрало уже более 5000 зрителей. В этом году главным показателем для организаторов стало не число зрителей, а их комфорт и безопасность, которые обеспечили с учётом всех актуальных норм и требований.

Фестиваль приурочили к 100-летию музея «Новый Иерусалим». Вдумайтесь, целый век! Сколько славных страниц вписал музей в жизнь нашего края, в жизнь всего региона! Сейчас это главный губернский музей, куда едут со всей России, где находятся экспонаты уровня Третьяковки и Оружейной палаты Кремля, пережившие войну, уцелевшие вопреки всему и благодаря самоотверженным музейщикам. Директор МВК Василий Кузнецов всегда с огромным уважением и симпатией говорит о сотрудниках музея, о современной команде, с которой можно осилить любые, самые дерзкие проекты.

Напомним читателям, что открыл фестиваль 23 сентября симфонический оркестр имени Светланова с программой, посвящённой Людвигу ван Бетховену. За дирижёрским пультом — знаменитый скрипач Максим Венгеров, мировая звезда. Он также исполнил сольную партию в концерте для скрипки с оркестром.

Максим родом из Челябинска, сделал ещё в юности впечатляющую карьеру и выступает со скрипкой Страдивари, а это всегда особая честь: такую скрипку доверяют только великим мастерам.

Сейчас маэстро проживает в Монако, но из-за эпидемии он остался на родине, о чём не пожалел совершенно. Концертирующий музыкант первой величины, чья жизнь расписана по минутам, он ценит время, проведённое с семьёй. А по словам худрука Московской областной филармонии Максима Дунаевского, одного из основных застрельщиков фестиваля, который проводится при поддержке правительства региона, у пандемии обнаружилась и положительная сторона: великие музыканты современности остались дома, где и выступают теперь с большим удовольствием.

MUSICA VIVA!

Не просто джаз

-Это самый молодой и амбициозный фестиваль Подмосковья, который стал заметным художественным явлением нашего региона. Фестиваль с самого начала отличали свежесть и оригинальность идей, способность чутко откликаться на запросы современного зрителя. Каждый год он формирует собственную публику, привлекая молодую аудиторию и выполняя просветительскую миссию. «Лето. Музыка. Музей» очень вписывается в концепцию самого музея, в котором сочетаются мультимедиа и традиции, культурное наследие Русской православной церкви и современное искусство, виртуальный концертный зал и детский центр, — уверена Елена Харламова, министр культуры Московской области.

- Наш фестиваль — это настоящее путешествие, в котором можно будет отправиться в прошлое, подняться над землёй на высоту птичьего полёта и заглянуть в музейные фонды, чтобы увидеть то, что ещё никогда не представлялось на выставках. Всё это — в канве гениальной музыки! Мы предложили зрителям и уличные, и камерные концерты. Все устали от онлайн-выступлений и, уверен, гости фестиваля получили огромное удовольствие от очной встречи с прекрасным, — заметил президент фестиваля Максим Дунаевский.

И действительно, помимо аудиовизуальных выступлений, состоялись два камерных концерта и в зале музея, и отдельной страницей фестиваля стало посвящение 180-летию со дня рождения композитора Петра Ильича Чайковского. Программу «Приношение Чайковскому» 25 сентября представил «Симфоджаз братьев Ивановых».

В этом году резидентами фестиваля стали несколько прославленных коллективов — Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова (23, 25, 27 сентября), Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы» (26 сентября) и Московский камерный оркестр «Musica Viva» (24, 26 сентября). За пультом — дирижёры, уже получившие признание в России и за рубежом: главный дирижёр Ливерпульского королевского филармонического оркестра Василий Петренко, Дмитрий Синьковский (во второй день фестиваля исполнил сольную партию во «Временах года» Вивальди), Андрей Рубцов, Дмитрий Матвиенко, Александр Соловьёв и Валентин Урюпин.

Не самый взыскательный вкус

- В программе семи фестивальных концертов оказались как очень известные и часто исполняемые сочинения таких авторов, как Глинка, Вивальди, Бортнянский, Штраус, Прокофьев, Шостакович, Малера, так и музыкальные редкости — Мессиан, Вайнберг, Барток, — порадовалась Инна Фенина, постоянная посетительница музея и всех его концертов и выставок. — Программу подобрали исключительно удачно, продумали до мелочей, есть произведения на самый взыскательный вкус. Радует и аудиовизуальная составляющая концерта, вообще всё, что мы видим и слышим здесь, исполнено на высочайшем уровне.

Слова нашей постоянной читательницы подтверждает и Василий Петренко:

- Для меня open-air — возможность совмещения визуального ряда, ландшафта, природы и звуков музыки. В Новом Иерусалиме ещё и уникальная история, музей, монастырь, который разрушался и возрождался вновь. В программе фестиваля мне особенно хотелось подчеркнуть эту идею возрождения — в самых разных аспектах. Программа фестиваля охватывает разные эпохи и разные взгляды на культурное наследие, искусство разных стран, разных ментальностей и религий. Классическая музыка — всегда уникальный синтез прошлого и настоящего, направленный в будущее. В этом она очень близка к истории и философии Нового Иерусалима.

Заключительный, пятый день фестиваля также порадовал яркими выступлениями: мы услышали скрипача Никиту Борисоглебского — солиста Московской филармонии, лауреата международных конкурсов, лауреата молодёжной премии «Триумф» пианистку Полину Осетинскую, а также лауреатов международных конкурсов: скрипача Леонида Железного, альтистку Ирину Сопову и виолончелистку Анну Кошкину.

Зрители фестиваля могли по своим билетам посетить постоянные экспозиции музея «Новый Иерусалим» и также новую временную выставку «Возвращение в усадьбу», подробнее о которой также читайте на страницах нашего издания.

Екатерина КАПРАЛОВА,

фото Сергея ОЛЕКСЮКА

Комментарии:

Нет комментариев

К этому материалу еще нет комментариев

Для того чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь.