Чехов и время

В день празднования Крещения Господня почетный гость Чеховки, режиссер театра и кино Андрей Селиванов пригласил истринцев поразмышлять над сущностью мира, о вере, о предназначении человека и о времени

Эти размышления погрузили гостей Центральной библиотеки им. А. П. Чехова в мир духовности и истинных ценностей, где властвует время, которое не терпит спешности и суеты.

Об истинных ценностях

По словам Селиванова, русский писатель и драматург Антон Чехов всей своей жизнью и произведениями ответил на вопрос, как нужно жить.

- Чехов для меня — мерило нравственности. Заслуживает огромного уважения его отношение к жизни — не ждать подарков судьбы, учиться, трудиться, воспитывать самого себя. По степени гуманизма, я вообще никого не могу сравнить с Чеховым. Где бы он не находился, в каком бы не был сложном личном положении, Чехов всегда видел людей, их страдания и чаяния, помогал бедным, строил школы и больницы.

Отдельно хочется отметить гражданский подвиг — поездку на Сахалин. По ходу личного становления Антон Павлович писал сильные глубокие произведения. Для чего живет человек? По мнению Чехова, должен быть какой-то высший смысл в собственном существовании. Жизнь очень быстротечна, с течением времени все меняется, но люди остаются такими же. Вот почему его произведения и сейчас так современны и злободневны. Гениальность Чехова в том, что он как никто понимал время. Время идет, и Чехов об этом нам постоянно напоминает. Нельзя растрачивать время, найди себя, живи и оставь после себя доброе, — считает Андрей Селиванов.

О христианстве в творчестве Чехова

Для многих собравшихся Андрей Селиванов впервые открыл замечательные, но малоизвестные рассказы Чехова «Кошмар», «Художество», выразительно прочитав последний, повествующий о Крещении, православных традициях и о «маленьком» человеке Сережке, ничего не умевшим делать, кроме как искусно готовить Иордан для крещенских омовений. И разве этот человек лишний на земле, ведь ему дано собственное предназначение в жизни.

Об авторском проекте

Всеобщий живой интерес вызвал рассказ Андрея Селиванова о работе над авторским проектом «Путь на Остров каторжников».

- Я много изучал жизнь и творчество Чехова, ставил его пьесы в театрах Южной Кореи, работал над «Пьесой без названия» в Лондоне и на Шри-Ланке. Много лет я мечтал экранизировать произведения Чехова в России. Мыслей и материалов накопилось так много, что не снять фильм уже просто нельзя. Конечно, важно найти и единомышленников, и финансы. Благодаря партнерам из «Ярсинема» и «Lookfilm», в 2017 году появилась такая возможность. И началась работа, — поделился Селиванов.
«Путь на Остров каторжных» — это полнометражный художественный фильм, который будет состоять из четырех новелл по рассказам А. П. Чехова. Сценарии для новелл написаны так, чтобы показать многогранность произведений автора.

- В своей работе мы с бережностью относимся к авторскому тексту, цитатам, — продолжил Андрей Селиванов. — Меня всегда смущают вольные трактовки авторов. Не надо по-своему трактовать автора, надо его понимать и следовать его мыслям, чувствам, умозаключениям. А если ты сам что-то хочешь выразить, то напиши свое. Всегда бывает обидно, особенно на западе, когда ты приходишь смотреть Чехова и видишь бред режиссера, так далеко все от Чехова. А ведь люди платят деньги и приходят смотреть русскую пьесу. И они верят тому, что видят. Но это не Чехов.

Я в какой-то момент для себя понял, что жизнь очень короткая. Когда тебе 20 лет, ты хочешь объять весь мир, ты думаешь, что будешь знатоком и Шекспира, и Толстого, и Достоевского, и Чехова, и других авторов. А когда тебе 50 с лишним, ты начинаешь понимать, что время осталось не так много и достаточно быть честным и полностью постараться познать хотя бы одного автора, чтобы осмелиться его экранизировать. Сейчас мне не стыдно говорить, что я знаю Чехова, я его чувствую. Я думаю, что это немало.

На встрече в библиотеке Андрей Селиванов продемонстрировал две малометражных новеллы — «Харонъ» и «Смерть тапера», черно-белое немое кино. Последняя снималась на специально состаренную кинопленку, а титры к ней на старорусский язык перевел хорошо известный истринцам чеховед, частый гость Истринской Центральной библиотеки Эрнест Орлов, заведующий отделом «Дом-музей А.П. Чехова» на Садово-Кудринской.

Андрей Селиванов рассказал о трепетном отношении съемочной группы проекта к творчеству Чехова. Одна из задач создателей фильма — полное соответствие визуального и атмосферного ряда текстам писателя.

- Нам идут навстречу музеи Москвы и Ярославля, разрешая снимать в своих аутентичных интерьерах. Мы выезжаем в кино-экспедиции, подбирая соответствующую натуру, — рассказал Селиванов. — В «Смерти тапера», помимо актеров, действующими лицами был уникальный кинопроектор с настоящими кинопленками начала века и пианола из личной коллекции директора музея кинотехники Александра Зенина.

В завершении встречи зрители увидели новеллу «Харонъ».

Основная работа по подготовке к съемочному процессу остальных рассказов-новелл уже проведена, Андрей Селиванов поделился, что сценарий полностью написан, локации найдены, но нужны средства на аренду исторических костюмов и аутентичного реквизита, на дополнительную операторскую технику и специальный свет и многое другое. Съемочная группа рассчитывает на поддержку министерства культуры РФ.

В целом режиссер высоко отметил работу Центральной библиотеки им. А. П. Чехова, всего коллектива по популяризации творчества Чехова, интересную и важную исследовательскую и краеведческую работу сотрудников, работу по созданию чеховской экспозиции в библиотеке.

Андрей Селиванов выразил желание продолжить сотрудничество. А директор библиотеки Татьяна Вартанова поблагодарила гостя за такое интересное живое общение и пригласила режиссера познакомить истринцев и со своими документальными фильмами.

Андрей АЛЕКИН,

фото автора

Чехов и время Чехов и время





 

Комментарии:

Нет комментариев

К этому материалу еще нет комментариев

Для того чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь.