Мы — вместе все, и в этом наше счастье

Академическому хору Дома культуры Истры под управлением заслуженного работника культуры МО Ивана Слесаревского — 40 лет. Вечер, посвящённый этому событию, состоялся 4 ноября в ДК

Елена Мансурова, одна из первых пришедшая в хор, как и другие её коллеги-филиальцы (Институт ВНИИЭМ) по объявлению, висевшему в вестибюле, что идёт набор в академический хор, вспоминает:

- Истринский край, как известно, богат традициями хорового пения. Но справедливости ради следует сказать, что все многочисленные самодеятельные хоровые коллективы (не считая детских и молодёжных) во главе с прославленным ансамблем «Истра» имени своего основателя В. А. Ширшова имеет народную, фольклорную направленность. Поэтому дерзкой могла показаться попытка маэстро создать коллектив иного плана.

Ещё будучи студентом, Иван Слесаревский избрал для себя в качестве кумира мэтра академического хорового дирижирования Владислава Соколова. Приехав в Истру, он уже имел опыт организации хоровой капеллы на Урале, где работал после окончания Московского института культуры.

Энергия старта

Надо отметить, что это было время подъёма творческой, как тогда говорили, активности людей. На подъёме был институт, в нём буквально кипела и бурлила творческая энергия. Идея многогранного развития личности пронизывала всех до «мозга костей». Спорт, изобретательство, туризм, самосовершенствование… Именно эта энергия старта, когда общественная активность способствовала и подпитывала результаты производственной деятельности, наверняка стала одним из краеугольных камней долголетия хора.

Буквально на энтузиазме не имеющие специального образования певцы брались за исполнение сложнейших произведений русской и зарубежной хоровой классики. Учили партии и зубрили тексты, как школьники, сообща постигая простую истину, что пение в хоре — это, прежде всего, кропотливый труд.

Помнится, никто из нас не гнался за почестями, наградами, зарубежными гастролями. Единственным и самым ценным было — петь, общаться и получать признание зрителей. И оно пришло. И довольно быстро. Как-то незаметно пришли звания, дипломы, грамоты…

С 1984 года хор носит звание «Народный коллектив», и каждые три года подтверждает его. Хор — непременный участник всех крупных институтских, городских и межрайонных фестивалей. Много раз был за рубежом, неся свою русскую культуру пения: в Германии, Польше, Чехии, Австрии, Венгрии, Италии, дважды был в Финляндии. Незабываемы встречи с мэтрами хорового академпения Владиславом Соколовым, Георгием Струве, выступление в Гнесинке, встречи с женским хором «Каннель» (Эстония), хорами Подмосковья, и специалистами американского космического агентства НАСА. Среди памятных дипломов, медалей, которые хранятся в музее НИИЭМ, — подписанный композитором Т. Н. Хренниковым.

Елена МАНСУРОВА

Взгляд маэстро

- Иван Егорович, вы правда планировали в своей жизни создать академический хор или это случайно всё? — спрашиваю руководителя.

- Уже в три-четыре года был такой посыл: мы собирались по-семейному и пели народные украинские песни. Приходила молодёжь. И я вместе с ними пел… «На огороде верба рясна», значит — кудрява. Много пели, вернуть бы эти годы, — вспоминает Егорыч, мы его так любя величаем. Родом он с Днепропетровщины.

- Я из казаков. Иду как-то с внучком, а мне навстречу Лёня Лазебный, говорит: «Был такой дед Слюсарь — казак. Так что ты ему родня…». Дальше он мне рассказывает, как пел в школьном хоре. Поступал в техникум по подготовке культурно-просветительных работников.

- Хотите, скажу по-украински?

И говорит, звучит забавно, но мелодично. Язык он никогда не забывал. После техникума — армия. Служил в Московском военном округе, в Выползово. Потом дислоцировали в наш край. После армии хотел поступать в МГУ на юридический, а когда отправлял на почте документы, переписал на Московский институт культуры. После института — Урал. Там он руководил хором, который уже был создан до него. В Истре жили его друзья, и в 1973 году он приехал работать в ОВНИИЭМ.

- Тогда был директором замечательный человек Владимир Иосифович Адасько. Он дал мне возможность организовать при институте капеллу, ставшую потом хором… Я очень рад, что встретил такого человека. Был я и директором Истринского Д. К. Постепенно стали приходить люди в хор (дали объявление), пели многоголосье. — Восьмиголосье идёт из глубин, от церковной музыки. Например «Тучу», «Зимнее утро» мы поём восьмигласием.

Замечаю, что тяжело людей без музыкального образования научить тонкостям хорового пения. - Не тяжело, если есть терпение, — утверждает он. А терпения ему не занимать. За полгода мы выучили такую сложную «Херувимскую», напоминаю ему.
- Да, был такой порыв.

И спрашиваю, а почему он выбирает сложные классические произведения, хоры из опер, например?

- Но ведь моей грамоты хватает, чтобы усвоить материал.

Вспоминает, как осваивали «Природу и любовь» П. И. Чайковского; как педагог Лера Михайловна Казариева засомневалась — возьмёт ли он для начинающих болгарскую народную песню «Путь в горах». Когда он ответил утвердительно, она сказала: «Тогда из тебя хормейстера не получится…». Он был тогда на втором курсе Института культуры. А сейчас мы часто поём эту красивую песню. (Работали тогда хормейстером Тамара Ивановна Слесаревская и концертмейстером Татьяна Дроздова, ныне у рояля Елена Анатольевна Романова).

Спрашиваю о его отношении к церковной музыке, которая есть в нашем репертуаре. Поездка хора в Австрию и Польшу показала что в Европе она востребована, да и у нас также:

- Считаю, что к церковной музыке нужно относиться осторожно, — говорит Иван Егорович, — она должна идти отсюда (и показывает на сердце). Церковная музыка очень красивая, многоплановая и… нездешняя…

На вопрос: считает ли он, что за сорок лет, научив «слухачей» петь, научив любить классику и народную песню, он получил то, о чём мечтал, отвечает категорически: «Да что Вы, конечно, нет»…

Безусловно, на юбилейном концерте будет много поздравлений коллег, друзей, вручений грамот, цветов, подарков. И все будут понимать, что видят момент истины, когда единение хора и его руководителя с концертмейстером дало хорошие плоды в наше общее развитие.

Людмила ДЕРБУШЕВА,

фото из архива хора Мы — вместе все, и в этом наше счастье Мы — вместе все, и в этом наше счастье

Комментарии:

Нет комментариев

К этому материалу еще нет комментариев

Для того чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь.