С 30 апреля по 7 мая в подмосковном Клину проходил первый Международный музыкальный фестиваль имени Чайковского
Первый фестиваль Чайковского был приурочен к 175-летию великого русского композитора.
Губернатор Подмосковья Андрей Воробьев уже объявил, что этот музыкальный форум станет ежегодным: «Очень приятно, что всю неделю залы были полные. Фестиваль будет традиционным, постоянным. Жителям это нравится. Мы будем стараться приглашать великих музыкантов, наших и зарубежных звезд. <...> Наша задача, чтобы этот фестиваль, как и конкурс Чайковского, из года в год открывал новые имена».
Выступить в Клину, где Чайковский жил и работал девять лет, прилетели звезды мировой величины: Риккардо Мути (художественный руководитель театра «Ла Скала» до 2005 г.) и Венский филармонический оркестр, Владимир Федосеев и Государственный симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, пианист Михаил Плетнев и многие другие.
Неделя Чайковского закрылась поистине музыкальным пиршеством: Концертом для фортепиано с оркестром №2 соль мажор соч. 44 и Шестой симфонией Чайковского в исполнении Дениса Мацуева и симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.
Каждый мог стать зрителем
Фестиваль проходил в концертном зале дома-музея Чайковского на 300 мест. Билеты закончились уже в начале апреля.
Положение немного спасала прямая трансляция концертов, которая велась на больших проекторах, установленных на двух городских площадях.
Однако, как отметил на открытии фестиваля губернатор, главное – чтобы были зрители, а концертный зал побольше – только вопрос времени.
«Мы как жители Клина не могли пропустить это событие, которое, конечно, очень значительно для нашего города. Не надо ехать в Москву – послушать самого Федосеева можно у нас. К тому же довольно демократичные цены на билет – всего 1000 рублей, – сказала «ИВ» клинчанка Лариса Ивановна, которая пришла на концерт с внучкой Ариной. – Радует, как преобразился наш город. Даже сам концертный зал (а я как работник культуры часто бываю здесь на разных мероприятиях) стал значительно лучше».
«Клин звучит»
Городу пришлось очень постараться, чтобы принять музыкальное событие такого уровня.
«Как организаторы готовили программу, так и мы готовили город для того, чтобы все гости фестиваля чувствовали себя желанными, – рассказала «ИВ» глава Клинского района Алена Сокольская. – Мы постарались подготовить инфраструктуру, логистику (гостиничные номера, пункты питания, транспорт). Было построено три гостиницы, проведена большая работа по благоустройству. Ну, а судить о сделанном – нашим гостям и зрителям».
«Были задействованы средства из областного бюджета, внебюджетные средства и средства муниципалитета, – продолжает Сокольская. – И еще я очень благодарна жителям района, которые во всем принимали самое активное участие, поскольку все понимали: к приезду гостей в доме нужно навести порядок».
По словам главы района, была приведена в порядок усадьба Майданово, где первое время жил Чайковский. Там сделана парковая зона, а в пруд вновь запустили лебедей, которые в нем обитали до 1990-х гг.
В 2014 г. был разработан и утвержден городской бренд «Клин звучит» –визуальный образ звука: из центра в две стороны разбегаются символизирующие звуковую волну разноцветные лепестки, которые становятся все меньше – музыка растворилась в пространстве...
Эта эмблема присутствует в концертном зале, также и на улицах перед фестивалем было установлено множество билбордов с символом «Клин звучит».
«Фестиваль – это точка отсчета многих других больших мероприятий, которые, как мы надеемся, привлекут туристов и гостей. Поскольку нам досталось такое наследие, как творчество Чайковского, мы должны всячески позиционировать классическую музыку. У нас в планах строительство большого музыкального зала, благоустройство и восстановление усадьбы Демьяново (находится в городской черте Клина, известна с 1624 г. – ред.), благоустройство усадьбы во Фроловском. Работы лет на 10–15, а может и больше», – рассказала Сокольская.
В Подмосковье Петр Ильич Чайковский сочинил множество своих знаменитых произведений: оперы «Пиковая дама» и «Иоланта», балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик», увертюру «Гамлет», Пятую и Шестую симфонии.
Жилье в Клину и окрестностях композитор менял трижды: в Майданове его донимали дачники, селу Фроловскому он симпатизировал, но больше всего ему подходил дом в городе – та самая усадьба Демьяново.
«Будто ты в гостях у самого Чайковского...»
Американский пианист российского происхождения, дважды лауреат премии Гилмора Кирилл Герштейн вышел на сцену концертного зала Дома-музея П.И. Чайковского впервые. С Большим симфоническим оркестром им. П.И. Чайковского и дирижером Владимиром Федосеевым он сыграл Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор соч. 23 Чайковского.
После выступления Кирилл Герштейн дал интервью «ИВ»:
– Как повлияло творчество Чайковского на вас как на музыканта?
– Думаю, творчество Чайковского формирует любого человека, выросшего в России, не только музыканта. Как пианист я особенно благодарен за то количество произведений, которое он нам подарил. И такому особенному произведению, как Концерт для фортепиано с оркестром №1, который мы сегодня исполнили вместе с Владимиром Федосеевым. Кстати, Первый фортепианный концерт я выучил не в детстве, а уже в более сознательном возрасте – в 20 лет где-то, и я этому рад: я узнал авторскую редакцию, которая является очень важной в исследованиях творчества Чайковского, она открывает нам новые страницы этого произведения. Весь Чайковский на меня и влияет, и интересует, и я с радостью исполняю его музыку.
– Почему, на ваш взгляд, именно Чайковский получил мировую известность, сравнимую, пожалуй, только с известностью Стравинского и Рахманинова?
– Я бы не был столь категоричен. Я вижу по своим гастролям и программам, что люди просят и в Америке, и в Германии, и вообще в Европе: [всю] русскую музыку очень любят. И Рахманинова, и Прокофьева, и Чайковского. Но, может быть, особенно – Рахманинова и Чайковского. И, может быть, потому, что в этой музыке есть сочетание искренней эмоциональности и в то же время полной интеграции всех европейских моделей, которые были взяты Чайковским и Рахманиновым и переработаны во что-то русское, очень эмоциональное. И этот сплав – это особенное качество музыки, оно неотразимо.
– Кирилл, вы впервые в Клину, каковы ваши впечатления?
– Фестиваль, я считаю, это прекрасное начинание. Я раньше никогда здесь не был. И здесь особенная публика, особенная атмосфера: будто ты в гостях у самого Чайковского. Я думаю, замечательно, если фестиваль будет продолжаться. Особенно, когда это начато на таком уровне, такой программой. Это прекрасно, заслуживает и вложения сил, и дальнейшего развития.
– Вы не скучаете по России?
– Сейчас я живу в Америке и в Германии. Но я по-прежнему чувствую себя близким к российской культуре, к русскому языку. Учился я хоть и в Мадриде, но у русского преподавателя Дмитрия Башкирова. Поэтому мне все это очень близко, и когда скучаю, я приезжаю.
Наталья КЛАМЕР,
фото автора
Комментарии (1):
Если билеты так быстро раскупили, то немногие смогли попасть на концерты! Но приехать в музей захотелось, почему бы не приехать?