9 мая 2015 17:29 / Культура / Комментарии 1

Целую неделю город жил фестивалем

Целую неделю город жил фестивалем

С 30 апреля по 7 мая в подмосковном Клину проходил первый Международный музыкальный фестиваль имени Чайковского

Первый фестиваль Чайковского был приурочен к 175-летию великого русского композитора.

Губернатор Подмосковья Андрей Воробьев уже объявил, что этот музыкальный форум станет ежегодным: «Очень приятно, что всю неделю залы были полные. Фестиваль будет традиционным, постоянным. Жителям это нравится. Мы будем стараться приглашать великих музыкантов, наших и зарубежных звезд. <...> Наша задача, чтобы этот фестиваль, как и конкурс Чайковского, из года в год открывал новые имена».

Выступить в Клину, где Чайковский жил и работал девять лет, прилетели звезды мировой величины: Риккардо Мути (художественный руководитель театра «Ла Скала» до 2005 г.) и Венский филармонический оркестр, Владимир Федосеев и Государственный симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, пианист Михаил Плетнев и многие другие.

Неделя Чайковского закрылась поистине музыкальным пиршеством: Концертом для фортепиано с оркестром №2 соль мажор соч. 44 и Шестой симфонией Чайковского в исполнении Дениса Мацуева и симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

Каждый мог стать зрителем

Фестиваль проходил в концертном зале дома-музея Чайковского на 300 мест. Билеты закончились уже в начале апреля.

Положение немного спасала прямая трансляция концертов, которая велась на больших проекторах, установленных на двух городских площадях.

Однако, как отметил на открытии фестиваля губернатор, главное – чтобы были зрители, а концертный зал побольше – только вопрос времени.

«Мы как жители Клина не могли пропустить это событие, которое, конечно, очень значительно для нашего города. Не надо ехать в Москву – послушать самого Федосеева можно у нас. К тому же довольно демократичные цены на билет – всего 1000 рублей, – сказала «ИВ» клинчанка Лариса Ивановна, которая пришла на концерт с внучкой Ариной. – Радует, как преобразился наш город. Даже сам концертный зал (а я как работник культуры часто бываю здесь на разных мероприятиях) стал значительно лучше».

Целую неделю город жил фестивалем

Целую неделю город жил фестивалем

Целую неделю город жил фестивалем

«Клин звучит»

Городу пришлось очень постараться, чтобы принять музыкальное событие такого уровня.

«Как организаторы готовили программу, так и мы готовили город для того, чтобы все гости фестиваля чувствовали себя желанными, – рассказала «ИВ» глава Клинского района Алена Сокольская. – Мы постарались подготовить инфраструктуру, логистику (гостиничные номера, пункты питания, транспорт). Было построено три гостиницы, проведена большая работа по благоустройству. Ну, а судить о сделанном – нашим гостям и зрителям».

«Были задействованы средства из областного бюджета, внебюджетные средства и средства муниципалитета, – продолжает Сокольская. – И еще я очень благодарна жителям района, которые во всем принимали самое активное участие, поскольку все понимали: к приезду гостей в доме нужно навести порядок».

По словам главы района, была приведена в порядок усадьба Майданово, где первое время жил Чайковский. Там сделана парковая зона, а в пруд вновь запустили лебедей, которые в нем обитали до 1990-х гг.

В 2014 г. был разработан и утвержден городской бренд «Клин звучит» –визуальный образ звука: из центра в две стороны разбегаются символизирующие звуковую волну разноцветные лепестки, которые становятся все меньше – музыка растворилась в пространстве... 

Эта эмблема присутствует в концертном зале, также и на улицах перед фестивалем было установлено множество билбордов с символом «Клин звучит».

«Фестиваль – это точка отсчета многих других больших мероприятий, которые, как мы надеемся, привлекут туристов и гостей. Поскольку нам досталось такое наследие, как творчество Чайковского, мы должны всячески позиционировать классическую музыку. У нас в планах строительство большого музыкального зала, благоустройство и восстановление усадьбы Демьяново (находится в городской черте Клина, известна с 1624 г. – ред.), благоустройство усадьбы во Фроловском. Работы лет на 10–15, а может и больше», – рассказала Сокольская.

Целую неделю город жил фестивалем

Целую неделю город жил фестивалем

Целую неделю город жил фестивалем

Целую неделю город жил фестивалем

В Подмосковье Петр Ильич Чайковский сочинил множество своих знаменитых произведений: оперы «Пиковая дама» и «Иоланта», балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик», увертюру «Гамлет», Пятую и Шестую симфонии.

Жилье в Клину и окрестностях композитор менял трижды: в Майданове его донимали дачники, селу Фроловскому он симпатизировал, но больше всего ему подходил дом в городе – та самая усадьба Демьяново.

«Будто ты в гостях у самого Чайковского...»

Американский пианист российского происхождения, дважды лауреат премии Гилмора Кирилл Герштейн вышел на сцену концертного зала Дома-музея П.И. Чайковского впервые. С Большим симфоническим оркестром им. П.И. Чайковского и дирижером Владимиром Федосеевым он сыграл Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор соч. 23 Чайковского.

После выступления Кирилл Герштейн дал интервью «ИВ»: 

– Как повлияло творчество Чайковского на вас как на музыканта?

– Думаю, творчество Чайковского формирует любого человека, выросшего в России, не только музыканта. Как пианист я особенно благодарен за то количество произведений, которое он нам подарил. И такому особенному произведению, как Концерт для фортепиано с оркестром №1, который мы сегодня исполнили вместе с Владимиром Федосеевым. Кстати, Первый фортепианный концерт я выучил не в детстве, а уже в более сознательном возрасте – в 20 лет где-то, и я этому рад: я узнал авторскую редакцию, которая является очень важной в исследованиях творчества Чайковского, она открывает нам новые страницы этого произведения. Весь Чайковский на меня и влияет, и интересует, и я с радостью исполняю его музыку.

– Почему, на ваш взгляд, именно Чайковский получил мировую известность, сравнимую, пожалуй, только с известностью Стравинского и Рахманинова?

– Я бы не был столь категоричен. Я вижу по своим гастролям и программам, что люди просят и в Америке, и в Германии, и вообще в Европе: [всю] русскую музыку очень любят. И Рахманинова, и Прокофьева, и Чайковского. Но, может быть, особенно – Рахманинова и Чайковского. И, может быть, потому, что в этой музыке есть сочетание искренней эмоциональности и в то же время полной интеграции всех европейских моделей, которые были взяты Чайковским и Рахманиновым и переработаны во что-то русское, очень эмоциональное. И этот сплав – это особенное качество музыки, оно неотразимо.

– Кирилл, вы впервые в Клину, каковы ваши впечатления?

– Фестиваль, я считаю, это прекрасное начинание. Я раньше никогда здесь не был. И здесь особенная публика, особенная атмосфера: будто ты в гостях у самого Чайковского. Я думаю, замечательно, если фестиваль будет продолжаться. Особенно, когда это начато на таком уровне, такой программой. Это прекрасно, заслуживает и вложения сил, и дальнейшего развития.  

– Вы не скучаете по России?

– Сейчас я живу в Америке и в Германии. Но я по-прежнему чувствую себя близким к российской культуре, к русскому языку. Учился я хоть и в Мадриде, но у русского преподавателя Дмитрия Башкирова. Поэтому мне все это очень близко, и когда скучаю, я приезжаю.

Наталья КЛАМЕР,

фото автора

Целую неделю город жил фестивалем

Комментарии:

Комментарии (1):

Если билеты так быстро раскупили, то немногие смогли попасть на концерты! Но приехать в музей захотелось, почему бы не приехать?

Написать комментарий:

Вы также можете оставить комментарий, авторизировавшись.