|
|||||||||||||||
Из Сибири с любовью к детям Учитель русского языка и литературы Надежда Георгиевна Баранова из истринской школы им. А.П. Чехова стала финалисткой областного конкурса «Педагог года — 2010». Конкурс проходил в два этапа. В рамках соревнования его участники — около 150 учителей со всего Подмосковья — писали творческие работы, демонстрировали презентации, проводили мастер-классы и открытые уроки. В ряде конкурсных испытаний Надежде Барановой удалось набрать максимальное количество баллов. Однако в финале конкуренция была слишком высока, и Надежда Георгиевна удостоилась лишь почетного четвертого места. И все же не грамоты, дипломы и призы она считает своим наивысшим достижением. Главное для нее — успехи учеников, их любовь и уважение. В седьмом классе, которым руководит педагог Баранова, царит особая обстановка взаимопонимания и сотрудничества. Даже если бывают какие-то трудности, Надежда Георгиевна успешно с ними справляется и легких путей не ищет. Причиной тому крепкий сибирский характер. Надежда родилась в Забайкалье в многодетной семье. В 1993 году окончила Читинский государственный педагогический университет им. Чернышевского. Десять лет работала в сельской школе, а затем вместе с мужем и детьми переехала в Истринский район. — В наших краях в начале 2000-х годов с работой стало не очень хорошо, я работала, а муж совсем не мог устроиться, — рассказывает учительница. — А в Истре у нас есть родственники, этот городок я любила с детства и поэтому на переезд решилась легко. Следуя рекомендации своих знакомых, Надежда Георгиевна решила, что ее сын и дочь пойдут учиться в школу им. Чехова. Когда она пришла знакомиться с директором, узнала, что в школе вакантно место учителя русского языка и литературы. — О том, что все сложится так удачно, я даже и мечтать не могла, — вспоминает Надежда Баранова. — В коллективе я освоилась быстро, здесь очень добрая, приятная и творческая обстановка. Весь педагогический коллектив и руководство школы о своей коллеге отзываются как о человеке энергичном и изобретательном. И мы убедились в этом сами. Во вторник, 18 мая, Надежда Георгиевна Баранова пригласила корреспондента «ИВ» на открытый урок по теме: «Федор Абрамов: о чем плачут лошади?». Приглашение мы, конечно, с радостью приняли. Ровно к 10 часам утра все в классе было готово к занятию. Парты расставлены особым образом, чтобы ученикам было удобно работать в малых группах. На столе — ноутбук, изображение с монитора проецируется на мультимедийный экран. На доске мелом выведены слова «Лошади тоже люди». — Творчество писателя Абрамова мне как раз довелось разбирать на открытом уроке в рамках конкурса «Педагог года», — говорит учитель. — Эту тему я детально проработала еще тогда и теперь готова познакомить с ней своих ребят в форме урока-мастерской. Урок-мастерская — особый вид занятия, когда ученики не просто слушают учителя, но и сами активно участвуют в процессе, выполняют творческие задания, делятся мнениями, рассуждают, работают с ассоциациями. Проводя параллель с сюжетом рассказа «О чем плачут лошади», учитель просит детей ответить на вопрос, отчего им самим приходилось плакать. На листках бумаги дети пишут: от грусти, несправедливости, ненависти, обиды, непонимания, одиночества, радости. От того же плачут животные в рассказе Абрамова, те же чувства могут испытывать и они. Так школьники понимают, что у всех живых существ на земле есть сердце, и все они нуждаются в ласке, заботе и сочувствии. Это то главное, чему Надежда Георгиевна хочет научить своих воспитанников: быть отзывчивыми и внимательными друг к другу. Этому ее учила еще мама, тоже учительница. Несмотря на плотную занятость в школе Надежда Георгиевна находит время для любимого хобби — она актриса Истринского драматического театра. Одну из ролей первого плана она играет в спектакле «Про мою маму и про меня». Роль настолько близка ей по духу, что, по сути, не приходится ничего играть, необходимо лишь быть на сцене самой собой. — После этого спектакля я начала лучше понимать свою дочь, — говорит начинающая актриса. Кстати, в театр она пришла тоже благодаря школе. Много лет подряд там проходят чеховские вечера, доброй традицией стали сценические постановки пьес и рассказов А.П. Чехова. С первых дней работы в школе Надежда Георгиевна принимала в них участие, а вскоре режиссер драмтеатра пригласил ее попробовать себя на большой сцене. А еще Надежда Георгиевна пишет стихи. Строки рождаются у нее спонтанно в моменты острого эмоционального напряжения, когда бывает или очень радостно, или очень грустно. Так, одно из последних своих стихотворений учительница посвятила трагедии в московском метро, которая произошла в марте этого года. Немало чувственных строк посвящено и нашему городу. — А там, где я жила раньше, по одну сторону деревни степи, по другую — тайга... Хотя и сибирские места я, конечно, люблю. Там остались родственники, друзья. Несмотря на шесть тысяч километров, которые нас разделяют, мы поддерживаем с ними связь, ведем переписку. В нынешний год, объявленный Годом учителя, Надежда Георгиевна испытывает особое воодушевление. Внимание государства к сфере образования очень вдохновляет, говорит она. И скромно добавляет: — Хотелось бы, правда, чтобы это внимание не сводились к формальным мероприятиям, чтобы авторитет учителя в обществе повышался... Своим коллегам в этот год и в любой другой Надежда Георгиевна желает, в первую очередь, терпения, профессиональных побед, благодарных учеников и уважения со стороны их родителей. Мария РЫЧЕНКОВА, № 20 (11.914) 21 мая 2010 |
|||||||||||||||
|