Счастливый Ильич

Автоинструктор Евгений Харин более 20 лет учит людей водить машину, а его собственный водительский стаж составляет полвека

Мороз. Темнота. 6 часов утра. На заснеженную автостоянку твёрдым шагом идёт широкоплечий пожилой человек. Он садится на соседнее с водителем сиденье иномарки, на заднем стекле которой виднеется надпись — «За рулем — курсант». И — ждёт. У него есть устная договоренность — провести занятие по обучению вождению рано утром. Так удобно курсанту.

Вот очередной ученик, молодой человек, немного запыхавшись, стучится в дверь машины: «Здорово, Ильич! Начнем?». Пристегиваются ремни безопасности, включается ближний свет, взрёвывает мотор. «Выжимай сцепление, включай первую передачу, теперь плавно отпускай педаль сцепления и давай газку. Трогай, трогай помаленьку, внимательнее, внимательнее…». И — пошло-поехало…

Занятие за занятием, день за днем, год за годом — на счету у Евгения Ильича более 20 лет работы автоинструктором. Последние пятнадцать он отдал работе в автошколе «Лицеист». График обучения курсантов настолько плотный, что нет времени на полноценный отдых: с раннего утра и до позднего вечера он из новичков создает будущих автолюбителей и автопрофессионалов, своим примером и знаниями прививая любовь к машине и обучая грамотно вести себя на дороге.

Лишь в последние несколько месяцев Евгений Ильич немного сбавил скорость обучения, сделав паузу — в 77 лет стало трудновато весь день отдавать обучению.

Поиски призвания

За двадцать лет работы инструктором научил вождению более 1200 человек, «весь Дедовск и пол-Истры», шутит он.

Любовь к профессии пришла в непростые 90-е годы, когда в стране многим пришлось затянуть пояса и менять устоявшийся образ жизни.

Много лет Евгений Ильич трудился водителем, возил корма на предприятии «Сельхозтехника» в Дедовске. А когда началась перестройка, пришлось искать другую работу. Одно время трудился оператором на автозаправке. А профессию инструктора решил попробовать в 1995 году по предложению приятеля-соседа. Евгений Ильич начал обучать курсантов вождению и понял, что это — призвание.

«Работа инструктора мне пришлась по душе. Интересно общаться с людьми, видеть, как из новичка, боящегося автомобиля и дороги, постепенно получается водитель, умеющий управлять машиной, и который в случае непредвиденной ситуации сможет найти верный выход».

Дорога — это не игрушки

Конечно, люди приходят учиться разные: и молодые, и в возрасте.

- В последней группе учился 72-летний курсант, который наконец-то захотел научиться водить. «Сан Саныч, зачем же тебе права?», — спросил я его. «Да вот, бабушки всё меня возят, пора и мне их возить», — смеётся тот. А вообще молодые учатся, конечно, более эффективно, быстрее схватывают информацию. А вот дисциплина у них частенько страдает, — качает головой Ильич, вспоминая, как приходилось иногда по нескольку часов простаивать в ожидании нерадивого курсанта.

Опытный инструктор считает, что современная молодежь отличается бесшабашностью и бесстрашием, что всегда негативно сказывается на вождении.

- Думают, сел за руль, покрутил его, и сразу поехал. А ведь оно совсем не так. Поработать надо, попотеть, — делится Ильич, уже не удивляясь, что ожидание сиюминутного результата стало в последнее время нормой жизни у молодежи.

А хороший инструктор приземляет это безрассудство, спокойствием и авторитетом внушая, что дорога — это не игрушки.

Евгений Ильич заставляет курсантов думать, ежесекундно оценивать ситуацию на дороге, понимать, что учёба очень важна. С пожилыми курсантами проще — они все это понимают, у них уже выработалась боязнь дороги, они знают, что нужно очень прилежно учиться и на дороге не расслабляться.

Без халтуры

- Почти все мои курсанты после занятия вылезают из-за руля мокрые от напряжения. Так Евгений Ильич заставляет учеников оттачивать мастерство вождения.

По словам опытного инструктора, люди по-разному относятся к обучению. Кто-то постоянно рассеян, кто-то даже путает команды «право-лево», а кто-то не может повторить нужный манёвр. Евгению Ильичу приходится очень терпеливо и спокойно объяснять, как сделать так, чтобы получилось, и в конце концов научить грамотно водить машину, доведя выполнение команд до автоматизма.

Но зато и результат превосходный: все ученики Евгения Ильича сдавали экзамен по вождению блестяще. Ведь его жизненный принцип: «халтурить в профессии нельзя». В этом весь Евгений Ильич Харин, человек старой закалки.

Дело всей жизни

Первое знакомство с «транспортным средством» случилось у Евгения Ильича давно, ещё в послевоенные годы, когда 16-летним пареньком он выучился на тракториста. Самый младший сын в многодетной семье, где росли четыре брата и три сестры, он один стал водителем, найдя себя в этой профессии. Став «первым парнем на деревне», отправился покорять страну, требующую после войны восстановления. Пахал землю, сажал кукурузу. Трудиться приходилось в поте лица. И это сделало свое дело — к работе Ильич относится очень серьезно, а, поколесив по стране, накрепко запомнил, что только добросовестный труд делает человека счастливым.

За годы работы на ЗИЛах, КаМАЗах, ГАЗах, «легковушках» он многое узнал о машинах — может и водить, и ремонтировать.

«Езжу на всём, кроме лыж и велосипеда», — смеется Ильич.

Любовь и «баранка»

Автоинструктор обязательно должен быть профессионалом, иначе на дороге может случиться непоправимое. Но в первую очередь он — первоклассный психолог, без этого научить человека вождению довольно сложно. Ведь нужно понимать, какие особенности курсанта мешают усваивать нужную информацию, и помочь ему справиться с внутренними проблемами. И здесь на выручку приходит опыт общения с людьми, умение подбодрить, вовремя поддержать, внушить чувство уверенности. Кстати, именно общение во время обучения сыграло большую роль в личной жизни Евгения Ильича — одна из его курсанток впоследствии стала супругой.

- А кто его знает, как так получилось, — удивляется сам себе Евгений Ильич. — Ездили-ездили, учились-учились, обнаружились общие проблемы, стали друг другу помогать. А скорее всего, как в одной песне поется — «вот и встретились два одиночества» — нашли мы друг друга.

Будущая супруга во время обучения чувствовала себя за рулем очень неуверенно, а в один зимний день даже устроила происшествие, загнав машину в сугроб. После этого решила, что вождение — это не для неё. Но чуткий и внимательный инструктор Харин сумел убедить курсантку, что это не так, и дело сдвинулось с мертвой точки.

- Были и другие случаи, когда внушал уверенность людям, — рассказывает Ильич. — Вот одной бабушке удалось доказать, что она сможет водить. Она просила, чтобы научил её хотя бы возить внука-инвалида на дачу и обратно. А потом так втянулась, что и в Москву ездит, и куда угодно.

Только хорошее

В «Лицеисте» Евгения Ильича уважают, ценят его трудолюбие, личные качества. По словам директора автошколы Татьяны Тарановой, это очень спокойный и уравновешенный человек, водитель и инструктор экстра-класса:

«Он может кататься и в 6 утра, и в 10 вечера — лишь бы было удобно ученику. Евгений Ильич — человек очень обязательный, исполнительный. И хотя имеет легкий характер, в случае необходимости заставляет прислушаться к себе. Он имеет большой авторитет в коллективе и у курсантов. Не случайно его неоднократно награждали ценными подарками и грамотами».

Активная работа занимает всю жизнь Евгения Харина. А отдохнуть от напряжения, восстановиться ему помогают домашние. Но никогда Ильич не жалел, что выбрал эту профессию.

Он считает себя счастливым человеком: любимая работа, любимая жена, дочь, дом, где его любят и ценят. А что ещё нужно человеку для полного счастья?

Ольга МАЙЗЕНБЕРГ,

фото из архива Евгения ХАРИНА

Комментарии:

Нет комментариев

К этому материалу еще нет комментариев

Для того чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь.