Предприниматели подняли мусорный ветер

Бизнес на «круглом столе» выступил резко против кадастра отходов

После того, как Министерство экологии региона ужесточило меры воздействия на предпринимателей и юрлиц, не зарегистрировавшихся в кадастре отходов, выросло и недовольство среди бизнесменов.

В чем суть

После внесения изменений в закон Московской области № 255/2015-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Об охране окружающей среды в Московской области» все предприятия и организации региона должны предоставить в Минэкологии и природопользования МО информацию о своих отходах производства и потребления, для внесения в кадастр отходов. Тем же, кто этого не сделал, теперь грозит административная ответственность в виде крупных штрафов.
Так для индивидуальных предпринимателей (физлиц) предусмотрен штраф в размере 20 тыс. руб., для юридических лиц — 300 тыс. руб.

За несвоевременное или же недостоверное представление сведений также будут налагаться штрафы: для ИП — от 10 тыс. до 20 тыс. руб., для юридических лиц — от 200 тыс. до 300 тыс. руб.

Но и это ещё не всё. В соответствии с распоряжением Минэкологии М. О. (от 25.01.2016 № 41-РМ), все организации и предприниматели у которых в ходе их деятельности образуются отходы (даже если это отходы в мусорном ведре) обязаны предоставить соответствующие сведения в кадастр отходов.

Помимо этого, новые правила обязывают предпринимателей определять класс опасности отходов и иметь так называемые паспорта отходов I-IV класса опасности, а также подтвердить V класс опасности, к которому относятся к примеру: опилки, бумага, строительный щебень и др.

Как рассказал «ИВ» руководитель общественной приемной в Истринском районе Уполномоченного по защите прав предпринимателей Сергей Гуреев, к ним стали поступать жалобы предпринимателей, которые столкнулись с проблемой при исполнении новых требований регионального Минэкологии. По словам бизнесменов, это связано с тем, что не все из них могут самостоятельно определить класс отходов и заполнить имеющие документы без помощи специалистов-экологов.

За круглым столом

Учитывая, что сроки подачи данных уже прошли (их нужно было предоставить до 1 марта), а у предпринимателей накопилось много вопросов к Минэкологии М. О., обсудить сложившуюся ситуацию решили за круглым столом, прошедшем в районной администрации.

На вопросы предпринимателей попытался ответить начальник управления по обращению с отходами Министерства экологии М. О. Дмитрий Астахов.

Дмитрий Валерьевич отметил, что за последние три года существенно изменилось федеральное законодательство, это привело к новым вопросам и новым методам их решения. «Очень важный документ сегодня — территориальная схема обращения с отходами. Она включает в себя абсолютно все виды отходов, а также предполагает наличие информации о том, как они образуются, в каких объемах и где, а также о конечных объектах, куда эти отходы поступают. Чтобы такую схему создать, самым актуальным сегодня является сбор информации. Одним из инструментов сбора подобной информации и является Кадастр отходов», — пояснил он.

Дмитрий Астахов отдельно подчеркнул, что для Минэкологии не является основной задачей пополнение бюджетов за счет штрафов.

- Штраф для министерства не цель, цель — получение достоверной информации. У нас четкая система административных взысканий. Если предприниматель не предоставил информацию в кадастр в нужное время, то сначала ему выписывается уведомление и дается срок от 1,5 до 2 месяцев, на подачу данных. Но если по истечению срока он не внесет информацию в кадастр отходов, тогда будет наложен штраф, — сообщил он.

В обсуждении приняли участие начальник отдела экологии и сельского хозяйства администрации Истринского района Марина Николаева, представители Общественной и Торгово-промышленной палат Истринского района, «Опоры России», и аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей по МО в Истринском районе.

Практически все присутствующие общественники крайне негативно высказались об инициативе Минэкологии Московской области.

-В связи с нововведениями появилось много вопросов и сложностей — по оформлению паспортов отходов, по договорам на вывоз отходов, по самой системе подачи документов в кадастр. Сегодня мы имеем возможность проговорить и понять, что в новой системе недоработано, что мешает, что нужно улучшить. Лично я считаю, что эту процедуру нужно либо упростить, либо отменить, — заявил в начале встречи председатель Общественной палаты Истринского района Сергей Борисов.

Зачем кадастру бизнес?

Председатель Общественной палаты Сергей Борисов поинтересовался, не проще ли взять информацию об обороте отходов у конечных участников рынка — полигонов и специализированных организаций, и усилить контроль над их деятельностью, а не возлагать ответственность и штрафы на предпринимателей? Астахов ответил, что информацию, которая сейчас поступает от данных организаций, нельзя назвать полной.

- Лицензия на транспортировку отходов у нас вводится только с 1 июля 2016 года. Сейчас эту сферу проконтролировать нельзя, — объяснил Астахов. — Что касается полигонов, то те сведения, которые нам предоставляют сами полигоны, администрации, Росприроднадзор и другие надзорные органы, и объем, поступающий на полигон разнится в 2−3 раза. Поэтому мы и обращаемся к первоисточникам, информация от них будет более объективной.

Один из предпринимателей задал интересующий многих вопрос о паспортах отходов.

- При заключении договоров с организациями, которые уполномочены забирать мусор, с нас требуют паспорт отходов. Но сделать его стоит приличных денег. А при том количестве мусора, который образуется, он получается золотой, — возмутился предприниматель.

Дмитрий Астахов ответил, что согласно постановлению правительства РФ № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности», такой паспорт должен быть у всех. Оформляется он один раз и может быть оформлен самостоятельно при условии, если вид отходов внесен в ФККО (Федеральный классификационный каталог отходов).

- Если вид ваших отходов внесен в ФККО, то никаких дополнительных лабораторных исследований не требуется, — отметил он. — А для оформления достаточно заполнить типовую форму паспорта отходов, который есть в приложении к постановлению. Заверяется паспорт подписью руководителя и печатью организации.

Разобраться в мусоре

Представитель «Опоры России» Наталья Коваленко, объяснила, что принципиальная позиция их организации, в том, что данный кадастр должен касаться непосредственно профессиональных участников рынка.

По ее мнению, может возникнуть ситуация, при которой предприниматель не сможет исполнить требования порядка ведения кадастра отходов в полном объеме, в частности требования о полной и достоверной информации, в силу объективных причин, а именно: согласования класса опасности отходов, подтверждения V класса отходов.

- Многих интересует вопрос — что такое недостоверные сведения? Четкой трактовки нет, — поясняет она. — Просто выкинутая в урну бумага — это V категория. Если же в эту же урну кинули огрызок от яблока или помидор — уже IV категория отходов. Как предпринимателю разобраться в таких нюансах. А проверяющий усмотрит в этом недостоверную информацию и оштрафует.

Представитель Минэкологии парировал тем, что в V класс опасности попадают отходы от строительного сноса и грунты, а это от 1/3 до половины от всех отходов. Такой объем не может не учитываться.

А по поводу того, что предприниматели не смогут самостоятельно заполнить форму, Астахов пояснил, что существует упрощенная форма подачи данных в кадастр. Воспользоваться ей могут предприниматели, у которых нет прямого заключенного договора на вывоз отходов, а таких в регионе 40−45%.

Предприниматель Алексей рассказал Дмитрию Астахову что инфраструктурно к выполнению требований Минэкологии ничего не готово. Нет организаций, которые займутся, например, вывозом специфических отходов, таких как смёт с прилегающих территорий и мусор от ухода за зелеными насаждениями. Не выполнять уход за прилегающей территорией нельзя, поскольку грозит штраф, и утилизировать в обычный контейнер тоже нельзя — опять штраф.

Та же ситуация и с утилизацией электрооборудования. Например, утилизировать один монитор обойдется предпринимателю в 5 тыс. руб., т.к. компания, занимающаяся данным классом отходов, находится в Москве и за меньшую сумму в область не поедет. А накапливать и хранить подобные отходы можно не более 6 месяцев.

- Из этих нюансов складывается такое финансовое бремя, что мой «малый» бизнес превратился в «микро», а теперь и вовсе сверну деятельность, — посетовал Алексей.

Картинки не получается

По словам областного чиновника, кадастр необходим для создания реальной территориальной схемы и последующего определения количества региональных операторов, которые будут осуществлять утилизацию отходов.

- Число региональных операторов будет определяться из показателей, которые будут собраны и нанесены на карту территории. На её основе область будет поделена на несколько направлений, на каждом из которых будет свой оператор, — отметил Дмитрий Астахов.

По его словам, тариф у всех операторов будет примерно одинаков и станет складываться из трёх показателей: транспортировки, обезвреживания (если есть — прим.ред.) и хранения отходов.

Представители бизнес сообщества отметили, что реалистичной картинки все равно не получится, даже если все подадут данные в кадастр, поскольку большую часть мусора составляют не отходы предпринимателей, а ТБО.

- Кадастр отходов я представляю, как декларирование организациями того количества мусора, который они вывозят. Но, во-первых, декларирование, как таковое может быть занижено (один бачок указать, а другой — в лес). Во-вторых, у нас есть дачники, которые также выбрасывают свой мусор в лес, и им при этом не нужно ничего декларировать. Так что, на мой взгляд, в регулировании нуждаются ТБО, — заявил Сергей Гуреев.

Кроме того, предприниматели отметили, что если бизнес территориально находится в Подмосковье, но зарегистрирован в Москве или в другой области, то хозяин может не подавать данные в реестр.

Подводя итоги круглого стола, председатель Общественной палаты района Сергей Борисов попросил коллегу из министерства в дальнейшем проводить подобные встречи не после окончания сроков подачи каких-либо сведений, а заблаговременно. А также попросил от лица предпринимателей выступить с инициативой — убрать или уменьшить штрафы для представителей малого бизнеса.

- Учитывая размеры штрафов, установленных законом Московской области, даже невольное нарушение предпринимателем установленных требований может поставить под угрозу само существование его бизнеса, — сказала в беседе с корреспондентом «ИВ» Наталья Коваленко. Также она отметила, что сейчас «Опора России» собирает подписи предпринимателей за отмену данного кадастра.

Екатерина КИРЮШИНА,

фото Виктора БАБЕНКО

Комментарии:

Нет комментариев

К этому материалу еще нет комментариев

Для того чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь.