Любовь под куполом цирка

Сотый спектакль мюзикла «Принцесса цирка» прошёл в Москве 1 июля

12 октября 2016 года Московский театр мюзикла (МТМ) представил новый спектакль «Принцесса цирка». В основу была положена черно-белая отечественная кинолента «Мистер Икс», снятая в 1958 году по мотивам оперетты композитора Имре Кальмана.

Адаптация к современности

Постановка — первый совместный российско-канадский проект, сочетающий в себе цирк и драматический театр. Канадский цирк «7 пальцев» привлек МТМ своим пониманием природы театра и страстной любовью к цирку. Знакомая и любимая многими по театральным и телевизионным классическим постановкам в жанре оперетты «Принцесса цирка» была адаптирована под современного зрителя и жанр мюзикла.

Не по канонам

Каноническая музыка Кальмана была изменена под жанр мюзикла: оригинальное либретто для спектакля написал поэт и музыкант Алексей Иващенко в соавторстве с режиссерами Мариной Швыдкой и Себастьяном Солдевилья. В главных партиях выступают Максим Заусалин, Евгений Шириков (Мистер Икс), Юлия Вострилова, Мария Биорк, Валерия Ланская (Теодора Вердье), Алексей Колган (Каролина Бонвиль), Павел Любимцев, Леонид Житков (Пеликан), Ефим Шифрин (Пуассон) и другие.

Сюжет мюзикла немного отличается от оперетты. В него были добавлены некоторые дополнительные сюжетные линии, а действие перенесено из Санкт-Петербурга в Париж. История, разворачивающаяся в начале прошлого века, получилась живой, весёлой, хотя подчас — с долей грусти за людей, ставших жертвами подлости и клеветы. Премьера созданного талантливой командой нового мюзикла развеяла вопрос: удастся ли в «Принцессе цирка» претворить в жизнь новый опыт прочтения классического сюжета, соединив цирк и мюзикл в единое целое.

Любовь под куполом цирка

Симбиоз театра и цирка

Постановка получилась эффектной и стала симбиозом различных зрелищных форм: актеры не только поют и танцуют, но и в буквальном смысле летают над сценой, демонстрируя самостоятельные цирковые номера. Никогда еще в спектакле цирк не присутствовал так зримо и очевидно, выступая не просто местом действия, но главным действующим лицом спектакля, его двигателем, его сутью. Для достижения такого эффекта трудилась многочисленная группа артистов, музыкантов, костюмеров, декораторов, хореографов, мастеров циркового искусства. Благодаря им сцена превратилась в арену цирка, зрительный зал стал её продолжением, а все присутствующие — зрителями настоящего циркового представления, происходящего под куполом шатра (художник-постановщик — канадец Оливье Ландревиль). Основную часть цирковых номеров мюзикла исполняют профессиональные акробаты, воздушные гимнасты, жонглёры. Кроме того, в сюжет органично вписаны трюки в исполнении солистов Театра мюзикла.

Мюзикл и жизнь

Известная история любви Мистера Икс и Теодоры Вердье, перемежающаяся опасностями цирковой профессии, предстала перед зрителями с новой стороны. Они без какой-либо страховки совершают опаснейшие трюки, заставляя сердца зрителей замирать и восторгаться красотой музыки, голосов, костюмов и цирковых номеров.

Атмосфера переносит нас в Париж начала XX века, в город любви, где и разворачивается сюжет. Главный герой — таинственный и неизвестный Мистер Икс, переживший предательство близких, неудачную любовь, но сумевший сохранить честь и благородство души.

Что может быть общего у аристократки и артиста? По мере развития мюзикла можно увидеть, что их любовь не случайна: таинственный мистер Икс на самом деле принц, а аристократка Теодора Вердье — бывшая невеста его дяди, в которую Этьен Вердье (настоящее имя Мистера Икс) влюбился еще в юности и из-за которой его предали… Мюзикл «Принцесса цирка» показывает, что каждый из нас обладает чувством истинной свободы в выборе жизненного пути.

Любовь под куполом цирка

Вокал вниз головой

Евгений Шириков, исполнявший 24 июня партию Мистера Икс, изрядно пощекотал зрителям нервы при исполнении на большой высоте своего смертельного трюка. Забежим немного вперед и скажем, что для зрителей стало полной неожиданностью появление в конце представления двух Мистеров Икс — Евгения Ширикова и настоящего исполнителя трюка — Андрея Кольцова.

Несколько сложных цирковых элементов исполнила и Юлия Вострилова (Теодора Вердье). Она в прямом смысле слова проплыла вниз головой по плечам своих поклонников и внезапно сорвалась в их объятия. Кстати, все это время она не переставала исполнять вокальную партию, ни разу не сбившись с такта и нот. Солистку театра, исполнительницу роли Мари Латуш, которая взмыла вверх, под купол цирка, на обруче, сложно было отличить от настоящей цирковой акробатки. Коллективные номера в мюзикле также впечатляют хореографией и отточенными движениями труппы.

Любовь под куполом цирка

Без юмора — никак

Особый колорит спектаклю добавляют два новых персонажа, введенных в сюжет специально для новой постановки, — это Пуассон в исполнении Ефима Шифрина и Агнесса де Сегюр в исполнении Оксаны Костецкой. Оба героя умело плетут интриги, преследуя каждый свою цель — достижение богатства или любви.

Нельзя не оставить без внимания и исполнителей ролей, которым не приходится сочетать амплуа актёра и циркача, потому что то, что они вытворяют со зрительскими эмоциями, можно лишь назвать мастерством высшей категории.

За юмор в этот вечер отвечал яркий тандем в лице властной и деспотичной Каролины Бонвиль (Алексей Колган) и её преданного слуги Пеликана (Павел Любимцев), смех при появлении которых не стихал ни на минуту. Они очаровали зал как своими взаимоотношениями, так и блестящей актёрской игрой и весёлыми репликами, что подтвердили крики «Браво!» и громкие аплодисменты во время финального выхода дуэта.

В целом спектакль получился контрастным, и, несмотря на глубокий смысл мюзикла и оттенки грусти в сюжете, юмор был неотъемлемой частью всего действия.

Московский театр мюзикла дарит читателям «ИВ» отличную возможность посмотреть постановки с 20-процентной скидкой. Для получения скидки при покупке билета на сайте театра или в билетных кассах необходимо воспользоваться промокодом muzistra24.

Из истории оперетты

Трехактная оперетта «Принцесса цирка» была написана венгерским композитором Имре Кальманом (1882−1953) в середине 20-х годов XX века.

Свою оперетту Имре Кальман посвятил звезде немого кинематографа, княгине Аньес Эстерхази.

Создание шедевра заняло 8 месяцев, в течение которых композитор работал по 16 часов в сутки.

Премьера оперетты состоялась 26 марта 1926 года в венском театре «An der Wien». Действие оригинального либретто происходило в России, в Петербурге. Главная героиня, русская княгиня Федора Палинская, должна была непременно выйти замуж за соотечественника, чтобы не потерять свое богатство. Таинственный Мистер Икс также оказывался русским офицером-аристократом по имени Фёдор. Как и во многих зарубежных пьесах «из русской жизни», в оригинале было столько нелепостей и курьезов, что на русской сцене оперетта никогда не шла без существенных переделок.

Впервые оперетта «Принцесса цирка» была экранизирована в 1929 году в Германии режиссером Виктором Янсоном. Повторная экранизация была осуществлена немецким телевидением в 1970 году режиссером Манфредом Р. Колером.

Советская экранизация 1958 года окончательно закрепила русский вариант либретто, в котором действие перенесено из Петербурга в Париж. Герои стали французами и получили французские имена, а гусарская ария Мистера Икса была заменена на морскую. Соответствующим образом были изменены сюжет и логика повествования.

В 1982 году появилась вторая отечественная экранизация оперетты — двухсерийный телевизионный фильм Светланы Дружининой «Принцесса цирка», сценарий которого был написан на основе оригинального либретто Юлиуса Браммера и Альфреда Грюнвальда.

Анастасия ВАСИЛЬЕВА,

фото из архива пресс-службы МТМ
Любовь под куполом цирка

Комментарии:

Нет комментариев

К этому материалу еще нет комментариев

Для того чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь.