Педагог, наставник, коллега

В школах г. о. Истра проходят выпускные балы. «ИВ» выяснили, как учителя относятся к нынешним выпускникам, как сегодня выстраиваются отношения «учитель — ученик» и популярна ли эта профессия у молодежи

Задача государственной важности

Главным человеком в школе, её главной «технологией» должен остаться учитель, считает Клавдия Федоровна Полуяктова, бывший учитель русского языка и литературы. Сейчас занимается подготовкой школьников к ЕГЭ.

Педагог, наставник, коллега

- Я работаю педагогом 45 лет, в том числе 36 лет — непосредственно в школе. Сначала в Читинской области, куда я отправилась сразу после института. Это был маленький поселок под Читой. В маленькой сельской школе учились в основном дети бывших ссыльных сталинских времен. С одной стороны, это были очень трудные дети, часто озлобленные. Мне было трудно к этому привыкнуть. Но такими были только те, кто учился в 5−7 классах. А вот старшеклассники были все как на подбор — умные, добрые, внимательные. Им очень хотелось общаться не только с друг другом, но и со мной, и с другими учителями.

Мы вместе занимались спортом, играли в волейбол, и однажды я обратила внимание: если у меня игра не очень хорошо получается, то все мои воспитанники за это переживают. А вот другой пример. Помню, однажды я несла тетради на проверку — большую тяжелую стопку домашних заданий. И вдруг вижу: передо мной ученик распахивает двери. Он просто решил, что мне надо помочь.

Иногда мне кажется, что дети тех, послевоенных, времен были добрее, ответственнее. Они не рассчитывали на шпаргалки или помощь учителя на экзамене. Они учились. И тот, кто хотел получить высшее образование — его получал. И отношение к учителю в обществе тоже было совсем другим.

До революции в деревне было три самых уважаемых человека — священник, врач и учитель. И если врач отвечал за физическое здоровье человека, то священник и учитель — за нравственность и знания. Эта традиция сохранилась и в советские годы. Я семь лет работала инспектором в Истринском гороно. Инспектировала сельские школы, такие как Лучинская или Деньковская. Педагоги в этих маленьких школах были настоящими подвижниками. И школа для детей была без преувеличения вторым домом. Может быть, поэтому там была особенная атмосфера, особые отношения между всеми участниками образовательного процесса: педагогами, детьми и их родителями.

Сегодня школа — совсем другая. Это естественно, ведь и время, и эпоха теперь — совсем другие. Но мне кажется, что преподаватели загружены отчетностью больше, чем основной работой. Все время пишут какие-то отчеты в вышестоящие организации. На мой взгляд, такая волокита ничего хорошего не приносит. Погружаясь с головой в бумаги, учитель упускает главное — интеллектуальное и духовное развитие школьника.

Конечно, в этой сегодняшней школе есть много такого, о чем мы после войны даже мечтать не могли: интернет, современное обучающее оборудование, новые образовательные технологии… Но во все времена главным человеком в школе, главной «технологией» должен остаться учитель. Именно он стоит во главе образовательного процесса, а вовсе не эти «умные» приборы. Поднять авторитет учителя — это, если хотите, государственная задача.

Сделать осознанный выбор

Выпускники лицея прошлых лет с радостью навещают своих учителей и смотрят, как меняется школа, говорит Лилия Иосифовна Макарова, преподаватель с 34-летним стажем. Учитель физики в Истринском лицее со дня его открытия.

Педагог, наставник, коллега

- Наши дети поступают в профильные классы уже после окончания седьмого. У них есть возможность выбрать те предметы, которые они хотят углубленно изучать. Например, в физико-математическом классе это физика и математика, в химико-биологическом — соответственно химия и биология. Есть социально-экономический класс, где упор сделан на такие предметы, как математика и обществознание.

То есть наши лицеисты с ранней юности думают о выборе профессии. Хотя, конечно, за пять лет учебы в старшей школе многое может измениться, в том числе профессиональные интересы и пристрастия. Наша задача — подвести подростка к тому, чтобы он сделал в конечном счете свой личный осознанный выбор.

Знаю, что многие ребята из химико-биологического класса хотят во взрослой жизни стать врачами. Это важно из статистики: в последние годы почти все выпускники этого класса поступают именно в медицинские институты, выбирая в качестве профессии врачебную практику. Некоторые говорят, что хотят стать учеными в этой области. А среди физиков-математиков немало ребят, увлеченно изучающих иностранные языки. В этом классе, кстати, очень сильная подготовка.

Вообще у нас много целеустремленных юношей и девушек, которые рано определяются с профессиональным выбором и потом год за годом методично идут к намеченной цели. Получают высшее образование по выбранной специальности, становятся классными специалистами.

Выпускники лицея прошлых лет — наши частые гости. Повзрослев и освоившись в жизни, они с радостью навещают своих школьных учителей. Приходят посмотреть, как меняется школа. И я понимаю, что у этих ребят остались самые светлые воспоминания о школьных годах.

Мне нравится нынешнее поколение. Возможно, эти девочки и мальчики меньше читают книг, зато умеют получать знания из других источников. Их сознание организовано по-другому, они знают и понимают гораздо больше, чем в их возрасте знали мы.

Анастасия СМИРНОВА,

фото автора и из архива фотобанка РИАМО

Комментарии:

Нет комментариев

К этому материалу еще нет комментариев

Для того чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь.