5 июля 2013 12:46 / Архив / Комментарии 0

Святой град - Новый Иерусалим - постепенно снимает леса

Заметные перемены произошли за последнее время в реставрационном процессе Новоиерусалимского монастыря. Каждый, кто наблюдает за стройкой века в нашем городе, заметил, что незадолго до праздника Вознесения Господня открылся взору обновлённый фасад подземной церкви – равноапостольных Константина и Елены, т.е. нижнего уровня Воскресенского собора, архитектурно представляющего и символизирующего Град земной и Небесный.

ГАРМОНИЯ ВЕКОВ
...Светло-зелёные кровли главного барабана подземной церкви и прилегающих к нему двух главок, с вызолоченными крестами, похожими на куличики, на фоне розоватых стен – радовали глаз. Дополнял ликующее настроение Крестный ход на Елеонскую гору, к Поклонному Кресту, совершённый после литургии в честь Вознесения Христова во главе с наместником монастыря игуменом Феофилактом, всей паствой, монахами и верующими, с чином водосвятия в процессе хода. Люди радовались, когда их окропляли святой водой, подходили и строители, улыбаясь, подставляли лица...
После молитв ноги сами меня повели снова к монастырю, и не зря: состоялся важный разговор:
- Вы, конечно, заметили разительные перемены в ходе реставрации, - говорит директор проекта ЗАО «БалтСтрой» по реставрационным работам в монастыре Иван Кузьмич Орынчук. – Сейчас мы постепенно снимаем «леса» (тут я выражаю восхищение открывшимся видом: пастельными зелёными тонами кровель), наводим порядок, отцентровали кресты.
Нельзя не заметить обновлённый в три яруса керамический фриз на главном барабане подземной церкви, новые элементы: на стенах фрагменты стилизованной живописи, в керамическом обрамлении тёмно-коричневого цвета.
- Чтобы не было новодела, архитекторы пришли к такому решению: это остатки румпа. Когда-то там были изразцы 17 века, - говорит директор проекта – вы видите «кирпичные» арки. Здесь уникальный лепной декор, окрашенный под керамику (херувимы). Это единственное место на соборе, где в такой технике сделаны херувимчики. А в остальном по собору - керамические изразцы. Мы везде сохранили исторический момент: в 17 веке развивается керамика, в 18 в – лепной декор.
Дальше Иван Кузьмич, как реставратор (а у него 20 лет работы в этой области) рассказывает о строительных периодах Воскресенского собора, и говорит о конструктиве и разных технологиях 17 и 18 веков, категорически заявляя (на мои неосторожные замечания), что их нельзя сравнивать.
- Скульпторы работали и на керамике, и на лепном декоре. Сначала они отрабатывают модель в пластилине, затем в глине, согласовывают детали. Лепка идёт в отливку в гипсе. Керамика – в глину и обжиг. Конечно, - продолжает он, - в 17 веке более сглаженные линии, мягкие, нет чёткой геометрии. 18 век – строгие геометрические пропорции, идеальные.И архитекторы другой школы – Растрелли, Бланк...Но конструктив весь был построен в 17 веке. Патриарх Никон ведь был сильнейшим архитектором, и мы сейчас его идеи осуществляем. Связь времён существует, и в Воскресенском соборе 17 и 18 века гармонично сошлись. Как говорит наш наместник игумен Феофилакт, в Новом Иерусалиме удалось «поженить» 17 и 18 века. Пройдите в заалтарный обход Воскресенского собора, посмотрите, какая там красота!
Мне любезно организовали осмотр заалтарных приделов и всей огромной работы, осуществляемой здесь; прошли на колокольню и в подземную церковь. Ещё когда люди шли Крестным ходом, звонили колокола. Все 15 уже освящены и висят на разных уровнях: три больших - Воскресенский, Всехсвятский, Трёхсвятский и 12 средних и малых.

КОЛОКОЛЬНЯ УЖЕ ГОТОВА
Надеваем каски, с сопровождающим Евгением Новиковым (начальник технического отдела ЗАО «БалтСтрой») поднимаемся сначала по деревянной лестнице, затем – по винтовой металлической, держась за поручни. Кипит работа. Даже неловко вторгаться в деловой ритм рабочих. У них каждая минута на счету. Мощная входная дубовая дверь на площадку покрыта полиэтиленом, чтобы не запачкать. Как и другие важные детали декора. Давно обратила внимание, что чистота и порядок везде на стройке строго поддерживаются. Если привезли песок, нужное количество его забирает экскаватор, остатки выметают специальной щёткой, чтобы не разносили обувью. Если это мешки с цементом или известью, они аккуратно сложены на поддонах и накрыты. Ничего лишнего не валяется, как мусор. Наверно это – одна из «визитных карточек» «БалтСтроя».
Колокола впечатляют! Пока звонили три колокола. Просто для пятнадцати нужны четыре звонаря. Их обучают. И колокольня уже готова! Она сейчас скрыта от глаз. Упакованная в каркас, она возведена с нуля за такое короткое время. Чего стоит её уникальный керамический изразцовый иконостас, о котором газета уже писала. Осталось вмонтировать иконы и позолотить крест, венчающий купол колокольни. Мне показывают фильм, где запечатлён момент установки купола. Когда позолоченный крест выстоится, он будет освящён. Скоро, видимо, к сентябрю (а по плану работ это должно произойти в ноябре) люди увидят этот торжественный момент. ЗАО «БалтСтрой», говорит Иван Орынчук, всё время идёт с опережением графика.
- Перед нами стоят серьёзные задачи: восстановить «как было», поставленные Фондом по восстановлению Новоиерусалимского монастыря, возглавляемого В.А.Зубковым, Патриархом, Президентом и правительством. И мы не вправе снижать темпы. Объём реставрационных работ огромен, - говорит Иван Кузьмич.
Это действительно так. И сделано уже много. Барабан заалтарного обхода Воскресенского собора восхищает белизной стен и барочными лепными картушами в обрамлении ангелов, дубовыми стеклопакетами арочных окон. Полностью готовы приделы Разделения риз Христовых, Написания титла. Отреставрирован изразцовый декор западного входа в подземную церковь, поновлены керамический иконостас придела Усекновения главы Иоанна Предтечи, где усыпальница Патриарха Никона, и придела Архангела Михаила... Очень красив служебный вход в придельную церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Но мы спускаемся в подземную церковь. Отреставрированные каменные ступеньки (их 33) защищены каркасом из досок и фанеры. Знаменитый медный иконостас, который делали и немецкие, и русские мастера, на месте, ждёт своего часа. В помещении также бело, свежо и чисто.
На время работ по центральному иконостасу Воскресенского собора будет временно закрыта Кувуклия. В начале июля, как рассказывает директор проекта, будет сделана проходная галерея для прихожан, чтобы они могли полюбоваться декором, изразцами и помолиться.
... «Я стану водопадом, падающим с небес»: казалось, нет ничего общего между словами современной песни и тем, что мы видим. Но так видится, что Новый Иерусалим, Град земной. «падает» с высоты Небесной на нашу грешную землю, как водопад Света и Красоты.

Людмила ДЕРБУШЕВА, фото автора

Комментарии:

Нет комментариев

К этому материалу еще нет комментариев

Для того чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь.