Школьный урок на пленэре

Сторонники домашнего образования считают, что такая система обучения ребенка имеет безграничные возможности по сравнению с обычной школой

Выпускница Истринского профессионального колледжа 2016 года Мария Зажирская, обучавшаяся на отделении «Переподготовка», делится с читателями «ИВ» личным опытом семейного обучения и рассказывает о том, что именно ей помогло сделать процесс образования своего сына успешным.

Государственное регулирование

Начнем с того, что семейное обучение как форма получения образования вне школы (то есть силами родителей — прим. ред.) предусмотрено федеральным законом «Об образовании» и является частью государственной образовательной системы. Естественно, государство требует, чтобы такое образование соответствовало федеральным образовательным стандартам (ФГОС). Тут все просто: знания, полученные ребенком в «домашней школе», проверяются в ходе промежуточных и итоговых аттестаций в специально аккредитованных образовательных учреждениях.

Взаимодействие семьи и школы подробно регламентируется письмом Минобрнауки Р. Ф. № НТ-1139\08 от15.11.2013г. «Об организации получения образования в семейной форме».

Однако практика показывает, что в «семейной школе» помощь педагогов и психологов нужна прежде всего самим преподавателям — родителями. Так на свет появились профессиональные информационно-просветительские и образовательные программы для взрослых.

В Истре родители и все заинтересованные лица могут получить «профильную» подготовку в Истринском профессиональном колледже — филиале Государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет».

«Растущий интерес к семейному образованию объединяет многих родителей. Мы стремимся обеспечить детям индивидуальный подход и творческие методы обучения, а также создать активную познавательную среду, в которой ребенок может раскрыть свои способности, реализовать свои идеи».

Собственный опыт и трудности семейного обучения

Мария рассказала о собственном опыте семейного образования. За три года (или 4 школьных класса) семейного обучения Мария с сыном испытали и радость успехов, и моменты затруднений.

- Первая сложность, с которой я столкнулась, — вопрос мотивации и интереса к школьному материалу, — говорит Мария. — Это очень сложная тема, ведь все дети разные. Мне в этом деле помогают спорт, компьютерные игры и другие игровые методики обучения. Например, я заметила, что мой сын лучше запоминает таблицу умножения, прыгая на мяче (и это нормально для мальчишки 7−8 лет). Поняв это, я изменила тактику преподавания предмета, вследствие чего домашние уроки по математике стали более эффективными.

Еще одна трудность — создание группы детей для совместного обучения. Мой опыт показывает, что с образовательной точки зрения наиболее эффективна маленькая, не более 4 человек, группа.

Мы постоянно ищем интересные методики и технологии обучения. Например, используем карточки для запоминания терминов, снимаем фильмы по собственным сценариям, делаем журналы о явлениях окружающего мира. Я стараюсь учить детей думать и рассуждать, эффективно использовать информационные электронные и печатные ресурсы.

Опыт единомышленников

Еще одна истринская мама, Юлиана Брычкина, обучает своего ребенка, используя развивающую методику Эльконина-Давыдова. На протяжении двух лет она проводит со школьниками и детьми-семейниками «Активные прогулки на свежем воздухе». Раз в неделю дети работают над различными проектами, будь то изучение жизни народов Севера, создание кукольных домиков, ориентирование и походы, основы безопасного поведения, головоломки и т. д.

- В этом году мы запускаем масштабный географический проект, где дети и их родители будут активно познавать окружающий мир, путешествуя по стране. На зимних каникулах нас ждет путешествие в Мурманскую область, где мы посетим снежную деревню, Хибины, увидим северное сияние и проверим на себе действие полярной ночи, — рассказывает Юлиана.

Зачем нужно семейное образование

Домашнее образование — лучший способ укрепить внутрисемейные связи. Оно дает возможность родителям и детям лучше узнать друг друга, чем в те редкие часы, которые остаются для общения после работы и школы.

- По моему мнению, семейное обучение сегодня — самая перспективная форма образования. Для меня образование — это прежде всего воспитание, а уже потом обучение. Я как ответственный родитель возлагаю на себя обязанность по воспитанию, обучению и нравственному развитию своих детей. Семейное образование — это не гиперопека, а безграничные возможности для формирования у ребенка ответственности и самостоятельности, — говорит Мария Зажирская.

Ольга МАЙЗЕНБЕРГ,

фото из архива Марии Зажирской

Комментарии:

Нет комментариев

К этому материалу еще нет комментариев

Написать комментарий:

Вы также можете оставить комментарий, авторизировавшись.