«Дорожную карту» разработали для ликвидации второй смены в школах района

О проблемах и перспективах развития системы образования в Истринском районе накануне дня учителя «ИВ» рассказала начальник управления образованием администрации Истринского района Татьяна Николаева

— В последнее время в Подмосковье, в том числе и в Истринском районе, выросла рождаемость. Увеличивается число детей дошкольного и школьного возраста. И если ситуация с очередями в дошкольные учреждения стабилизировалась благодаря строительству новых детсадов, то проблема второй смены для района достаточно актуальна. Что делается в этом направлении?

- Число школьников у нас растёт с каждым годом. В этом году число учащихся выросло на 800 человек по сравнению с прошлым годом. В связи с этим, к сожалению, увеличилось и число тех, кто учится во вторую смену. Если в прошлом году таких было 1690 человек, то в этом уже 1962 человека. Рост составил 1% от общего количества обучающихся.

По указу президента России, вторая смена во всех общеобразовательных школах должна быть ликвидирована. Для Истринского района это вопрос насущный, ведь из 28 школ вторая смена есть в 9 школах. Это все четыре школы Истры, школа в Павловской Слободе, Глебовская, Новопетровская, Костровская школы и в меньшей степени дедовская школа № 4.

Администрация района разработала «дорожную карту» по ликвидации второй смены. На прошлой неделе мы ездили в министерство образования Московской области, доказывали, что в нашем районе необходимо строить новые школы и пристройки к уже имеющимся. Надеемся, что нас включат в программу «Образование Подмосковья».

Сейчас на первом месте стоит вопрос строительства пристройки к школе № 3 в Истре и строительство новой школы в микрорайоне Восточный. После этого мы ставим вопрос о строительстве пристроек к Павловской и Глебовской школам, которые уже несколько лет серьезно переполнены. Будем надеяться, что деньги на строительство будут выделены и этот вопрос будет закрыт.

Также мы стараемся сдерживать рост второй смены рациональным использованием помещений и перераспределением учащихся по закрепленным территориям. С 1 февраля 2016 года запись в общеобразовательные учреждения проходила через школьный портал, где каждый родитель мог записать своего ребенка по месту проживания. А с 1 июля уже велась запись на свободные места. Таким образом, мы смогли скоординировать наполняемость образовательных учреждений по закрепленным территориям. В этом году такая работа продолжится.

— Как решается вопрос с привлечением в школы новых учителей?

- В этом году продолжится поддержка молодых специалистов, не имеющих стажа работы. Согласно условиям, они заключают с образовательным учреждением договор на 3 года и, работая по нему, дополнительно к заработной плате получают серьёзное денежное подспорье: в первый год «подъемные» составляют 50 тыс. руб., во второй год — 100 тыс. руб. Кроме того, за каждым молодым специалистом закрепляется опытный наставник, который помогает решать все возникающие вопросы. Только единицы уходят работать в другие места. Большая часть специалистов остается в истринских школах, таким образом, педагогический коллектив молодеет.

Большую работу с молодыми специалистами ведёт и районный профсоюз работников образования. Они собирают ежемесячные семинары, где своим опытом делятся опытные педагоги и юристы. Кроме того, молодые педагоги участвуют в различных районных конкурсах и соревнованиях. Так, команда молодых специалистов, вошедших в Молодежный совет профсоюза работников образования, показала неплохие результаты в туристическом слете, который прошёл в минувшие выходные.

— Работает ли в Истринском районе региональная программа по обеспечению жильем молодых педагогов?

- Программа по обеспечению жильем молодых педагогов действует с 2013 года. В эту программу, предусматривающую выделение жилищной субсидии, вошли 4 истринских педагога. Остальные, подавшие заявки на участие, не прошли по критериям. В соответствии с условиями программы до 2024 года эти учителя будут получать субсидии и компенсацию за жилье. Выплаты идут из бюджетов Московской области и Истринского района.

— Что изменилось после принятия губернатором Московской области постановления о повышении зарплат работникам бюджетной сферы?

- С 1 сентября зарплата воспитателей детских садов увеличилась на 10%, учителей школ — на 5%, педагогов дополнительного образования — на 20%. То есть в октябре наши педагоги получат уже увеличенную заработную плату. Хочу отметить, что средняя зарплата по образовательным учреждениям нашего района выше, чем в среднем по области.

— Насколько развита в нашем районе сеть дополнительного образования? Какие кружки и секции работают в нашем районе?

- В Истринском районе действует четыре муниципальных центра дополнительного образования. Все они предоставляют услуги на бесплатной основе. В Дедовске это Детская юношеская спортивная школа, в Истре — Центр детского и юношеского туризма и краеведения, центр «ТРиГО» и центр «Ровесник». Эти центры охватывают весь спектр деятельности: спорт, краеведение и туризм, технику, художественные направления, хореографию. Педагоги этих центров выезжают в школы района, где проводят занятия в кружках и секциях.

— Программа для первоклассников предполагает, что ребенок к 1 классу уже должен уметь считать, писать и читать. Нужно ли ребенку заниматься дополнительной подготовкой перед поступлением в школу или все необходимые знания дают в детских садах?

- Специально готовить первоклассника к школе не нужно. Дело в том, что программы ФГОС, действующей в дошкольных учреждениях, вполне достаточно для подготовки ребенка к школе.

Учитель 1 класса сам подстраивает свою программу, стараясь выровнять знания детей. Конечно, все дети разные, но, как правило, к декабрю все они «выравниваются». Самое главное, чтобы ребенок был готов к школе психологически.

Лучший возраст для первоклассников — 6,5 лет. Если родители хотят отдать ребенка до этого возраста, они должны предоставить справку от психоневролога, что он психологически готов к школе. Если ребенок умеет считать и читать, но не сможет высидеть 35-минутный урок, то ему рано идти в школу — он будет уставать на уроках физически и психологически. Кроме того, такому ребёнку могут быстро наскучить уроки и появится нежелание учиться.

— Насколько необходимо старшеклассникам заниматься у репетиторов при подготовке к ЕГЭ? Направлено ли обучение в школах района на достаточное закрепление знаний для сдачи Единого госэкзамена?

- В нашем районе в каждом образовательном учреждении есть элективные курсы по подготовке к ЕГЭ по всем основным предметам. После уроков учителя факультативно занимаются с будущими выпускниками. Занятия проводятся по желанию учащихся и их родителей. На таких занятиях материал прорабатывается более углубленно, решаются тесты предыдущих лет. Каждый родитель принимает решение, посещать ли его ребенку факультатив в школе или заниматься у репетиторов.

Многие школьники ездят на дополнительные занятия в вузы, чтобы увеличить процент вероятности поступления в тот или иной вуз. Тем не менее, считаю, что школьной программы вполне достаточно, чтобы ребенок самостоятельно сдал ЕГЭ. Правда, при условии, что он будет внимательно и регулярно выполнять все домашние работы, будет стремиться учиться. Кроме того, на сайте Федерального института педагогических измерений вывешиваются тестовые работы по всем предметам прошлых лет, и желающие могут проверить свои знания.

В этом учебном году ЕГЭ не претерпело никаких изменений. В декабре дети снова пишут сочинение, а в мае-июне сдают два обязательных предмета — русский и математику и предметы по выбору (количество выбирает сам выпускник), которые им пригодятся для поступления в вузы. Математика делится на базовую (для аттестата) и профильную (для поступающих в технические вузы). Дополнительных же предметов может быть несколько, если 11-классник до этого времени не определился с вузом.

Для учащихся 9-х классов, пишущих ОГЭ, необходимо сдать два обязательных учебных предмета (русский и математику) и дополнительно — два предмета по выбору. На получение аттестата влияют только обязательные предметы, а предметы по выбору необходимы для получения среднего специального образования.

Добавлю, что до 1 февраля 11-классники должны окончательно определиться с теми предметами, которые они будут сдавать во время ЕГЭ, так как в это время закрывается единая база учащихся по сдаче единого госэкзамена и, соответственно, по выбору предмета.

Отмечу, что порядка 94% выпускников наших учебных учреждений поступили в этом году в вузы и около 6% - в ссузы. Этот показатель держится на том же уровне, что и в прошлые годы. При этом на бюджетные отделения поступает примерно половина абитуриентов. Кроме того, во многих вузах студенты поступают по целевому направлению и по окончании обучения они гарантированно трудоустраиваются.

Ольга МАЙЗЕНБЕРГ,

фото Романа МАШИНИНА

Комментарии:

Нет комментариев

К этому материалу еще нет комментариев

Для того чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь.