20 мая 2013 13:33 / Архив / Комментарии 0

О том как защитить человека от государственного произвола рассказывает главный российский омбудсмен Владимир Лукин

Как известно, правовое государство предполагает не только ответственность граждан перед государством, но ответственность власти перед населением и её подчинение интересам общества. В мае исполняется ровно 15 лет с тех пор как был создан институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации – независимая и неподотчетная госорганам и должностным лицам структура, цель которой – защита людей от произвола и злоупотреблений со стороны власти. В канун юбилея на вопросы пресс-службы УППЧ отвечает главный российский омбудсмен Владимир Лукин.
- Владимир Петрович, у нас значительное число государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление прав граждан – прокуратура, суд и другие. В чем специфика института Уполномоченного по правам человека?
Учреждение института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации как государственного органа стало одним из важнейших достижений демократических преобразований в России. Хотя мы не заменяем, а дополняем существующие средства защиты прав и свобод граждан. Главное отличие состоит в том, что наш институт отстаивает права человека, которые были нарушены по вине тех самых государственных органов и должностных лиц, которые призваны их защищать, но не всегда должным образом справляются. При этом во избежание давления со стороны властных структур, федеральным конституционным законом определен особый статус Уполномоченного, благодаря которому он независим и неподотчетен госорганами и обличенным полномочиями персоналиям.
Кроме того, институт Уполномоченного является связующим звеном, которому надлежит наладить необходимое взаимодействие между людьми и властными структурами. Пытаясь достичь взаимопонимания, я, например, после событий на Болотной площади, готов был выступить посредником между оппозицией и руководством страны. К сожалению, обе стороны оказались не готовы к компромиссу.
- Значит ли вышесказанное, что наших граждан необходимо защищать от государства?
Не только наших. В мире нет совершенного государственного устройства, которое бы гарантировало полное соблюдение прав и свобод каждого своего гражданина. При огромной сложности в работе государственного механизма, усугубленной, в том числе, несовершенством законодательной базы или человеческим фактором, накладки неизбежны. Поэтому первые институты Уполномоченных по правам человека (омбудсменов), возникшие еще в начале ХIХ века, в качестве главной функции предполагали контроль за деятельностью государственной администрации и, соответственно, защиту граждан от произвола. Данная функция популярна и по сей день.
- Получается омбудсмен у нас «между молотом и наковальней». В связи с этим возникает вопрос, какими качествами, с Вашей точки зрения, должен обладать Уполномоченный, чтобы работа данного института была эффективной?
Хочу отметить, что мои предшественники на этом посту – Сергей Ковалев и Олег Миронов многое сделали для становления института Уполномоченного, определив, в том числе, ряд требований к российским омбудсменам.
В условиях нашей страны специфика обязанностей Уполномоченного по правам человека состоит в том, чтобы защищать права и свободы человека, руководствуясь Конституцией и законодательством Российской Федерации, а также, что важно, справедливостью и голосом совести. В силу этого Уполномоченному нередко приходится призывать государство к проявлению справедливости в вопросах соблюдения прав и свобод человека даже в тех случаях, когда формальные требования закона соблюдены.
Уполномоченный действует, прежде всего, с помощью личного авторитета, а не каких-то принудительных средств или приказов. И тут важно: сумел ли уполномоченный заработать авторитет, с которым все стороны должны считаться, и - смог ли он сохранить такое отношение с властями, при котором его предложения могут всерьез рассматриваться.
- С какими проблемами люди чаще всего обращаются к Уполномоченному? Прослеживаются ли в жалобах за последние годы какие-либо общие тенденции?
Ситуация с правами и свободами человека по многим параметрам сейчас неудовлетворительная. Хотя эта обобщенная оценка не должна обескураживать: строительство правового государства и формирование гражданского общества в любой стране, тем более в такой сложной, как наша, - процесс многотрудный и длительный, со своими спадами и подъемами. Что волнует конкретных людей? Хозяйственные, земельные, социальные проблемы, права военных, ветеранов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, семейные вопросы.. Из года в год мы получаем жалоб в среднем от 24 до 26 тысяч. В этом году, например, больше стало обращений по проблеме доступности бесплатного образования, жалоб на злоупотребления в связи с изменениями тарифов ЖКХ. По-прежнему актуальна реформа пенитенциарной системы.
- Насколько действенно Уполномоченный может помочь людям, какие меры он может принять, защищая права граждан?
Скажу сразу, я лично никого с постов не снимаю и под суд не отдаю. Сейчас закон позволяет мне как Уполномоченному ходатайствовать о возбуждении административного или дисциплинарного производства, обратиться в суд или прокуратуру с просьбой о проверке вступившего в силу решения суда. Но я не имею права быть участником судебного процесса, например, истцом. Поэтому занимаюсь рассмотрением жалоб в досудебном, либо в послесудебном порядке. Когда дело прошло две инстанции и на вторичном уровне приговор вступил в законную силу, то, получая жалобу о том, что на предыдущих этапах явно были нарушены законы, и это доказуемо, могу обратиться в высшие суды, вплоть до Верховного и Конституционного. К примеру, недавно я поддержал жалобу граждан на нарушение их избирательный прав: суды отказывали им в принятии исков, мотивируя, что оспаривать действия избиркомов могут только политические партии или кандидаты на выборные должности. Как Уполномоченный по правам человека, я ходатайствовал по данному вопросу в Конституционный суд. И рад, что судьи высшей инстанции согласились с нашими доводами.
Кроме того, есть положение о том, что в случае грубого и массового нарушения прав человека я имею право проявить инициативу, в том числе выступить со своими собственными заявлениями и даже предложить парламентские слушания, парламентское расследование. Реализация данной процедуры вызывает у «нарушителей» серьезные опасения. Свой ежегодный доклад о нарушении прав человека я представляю Президенту России и Государственной думе, в нем отражены как наиболее актуальные проблемы с нарушением прав граждан, так и частные случаи, но имеющие значимую подоплеку.
- Владимир Петрович, как один Уполномоченный может решить столько проблем?
Конечно, наблюдать из Москвы, учитывая, что штат Уполномоченного всего около 280 человек, за соблюдением прав людей в каждом из 89 регионов малоэффективно. Существует необходимость в развитии института региональных Уполномоченных. Но не в том виде, в котором он представлен сейчас - местные чиновники и парламенты сами решают, нужен им институт Уполномоченного по правам человека, или нет. И порою это напоминает прихоть: позволим – не позволим. Так и сложилось, что сегодня омбудсмены есть в 74 субъектах федерации. Кроме того, не соблюдается главное условие работы регионального Уполномоченного – его независимость от государственных органов. К примеру, в Томской области областная Дума приняла поправки, благодаря которым уволили омбудсмена с формулировкой "ненадлежащее исполнение своих обязанностей". Для эффективного функционирования необходимо выработать и принять единые основы деятельности института Уполномоченного по правам человека в России и ее регионах.
- Спасибо большое, Владимир Петрович. Хочу поздравить Вас и Ваших сотрудников с 15-летним юбилеем и пожелать дальнейших успехов в таком важном деле как защита людей от государственного произвола. Дай Бог вам всем сил и терпения.
Спасибо.

Комментарии:

Нет комментариев

К этому материалу еще нет комментариев

Для того чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь.