Шестиклассники и семиклассники Лицея города Дедовска побывали в Гжельском государственном художественно-промышленном институте, расположенном в самом сердце региона Гжель – вблизи села Новохаритоново Раменского района. Это учебное заведение по праву считается колыбелью гжельских мастеров.
Агашки, майолика и Петр Первый
Путешествие в «синеокую старину» началось еще до того, как ребята приехали в Гжель. По дороге школьники узнали много интересного о гончарном ремесле. Например, что такое майолика, какие изделия в старину называли «агашками», и как появилось название «Гжель».
По одной из легенд, его придумал Петр Первый, давший путевку в жизнь производству керамики в здешних краях. Он переделал неблагозвучное слово «жгель», которым раньше называли процесс обжига глиняной посуды, в звонкое «Гжель».
Что касается майолики, то это еще один, не самый распространенный, вид гжельской керамики, – с цветным рисунком. А вот агашками, по распространенному девичьему имени Агафья, раньше в шутку называли изделия, которые расписывали девушки. Юные мастерицы наносили узор не кисточкой, а тонкими девичьими пальчиками. Говорят, такие изделия ценились особенно высоко. А причиной их появления была обыкновенная бедность: не все художницы имели возможность покупать кисти.
В Гжели ребята своими глазами увидели, как появляются «голубые цветы сквозь метель»: в гжельских мастерских им показали основные этапы производственного цикла. Экскурсоводом лицеистов стала ведущий преподаватель института Светлана Соловьева.
Бисквит, который нельзя съесть
В этих краях когда-то добывали около двух десятков разновидностей цветных глин. Но для изготовления гжели используют самый ценный вид сырья – белую глину. После того, как художник сделал эскиз будущего произведения, изготавливается форма, состоящая из двух частей. Ребята увидели, как мастер заливает в форму жидкую глину. Застывая, она превращается в хрупкую белоснежную фигурку. На этом этапе изделие принято называть «бисквит».
На все изделия мастера ставят специальный фирменный знак производства. В дальнейшем этот знак станет надежной гарантией подлинности и качества. Ребятам показали, как его наносят, как проверяют каждую заготовку, опуская ее в специальный раствор, позволяющий увидеть даже мельчайшие трещинки.
От серого до синего – один шаг
Прямо на глазах у ребят художница виртуозно расписала белоснежную поверхность традиционными гжельскими мотивами. К удивлению зрителей, рисунок выполняется не оттенками синего, а краской серого цвета. Для этого используется кобальтовая краска, которая приобретает привычный колер после термической обработки в печи.
Пройдя длинный путь, изделие, наконец, попадает в печь. Именно в процессе обжига оно приобретает окончательный вид и прочность. Если на любом из предыдущих этапов что-то было сделано неправильно, печь это покажет: появится трещина или другой брак.
Чудо своими руками
Побывав в святая святых гжельских промыслов, школьники горели желанием попробовать свои силы в качестве мастеров. Все экскурсанты стали участниками мастер-класса. Каждому было предложено расписать по-гжельски фигурку черепахи. Разнообразие результатов превзошло все ожидания.
Домой ребята привезли собственноручно изготовленные сувениры, а также настоящие изделия гжельских мастеров. И, конечно, впечатления, проникнутые духом Гжели.
Ирина ГАЛЧИХИНА,
фото автора
Нет комментариев
К этому материалу еще нет комментариев
Для того чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь.