Наш постоянный внештатный автор, чеховед и краевед Виктор Мосалёв продолжает знакомить читателей газеты с наиболее интересными аспектами жизни и творчества главного драматурга РоссииВ повести А.П. Чехова говорится о маленьком городке России, находящемся в глуши вдали от железной дороги. Больница этого городка имеет отдельно размещённый с решётками на окнах флигель с названием «Палата № 6» с размещёнными в нём умалишёнными больными и под охраной сторожа НикитыНапомним читателям, что будущий великий писатель Антон Чехов родился и провёл детство в Таганроге, где и окончил мужскую классическую гимназию, после чего переехал в Москву и поступил на медицинский факультет современного «Первого меда» - МГМУ им. И. М. Сеченова. Вскоре в Москву переехала и вся семья Чеховых. А медицинскую практику Антон Павлович начал как раз в нашей Истре (тогда Воскресенск), где учительствовал его брат, а затем продолжил в Звенигороде.
Именно такие маленькие городки, как Истра и Звенигород, стали всё чаще появляться в его произведениях, которые потом станут классикой не только русской, а уже мировой литературы и драматургии. За 25 лет творчества Чехов создал около 900 различных произведений (коротких юмористических рассказов, серьёзных повестей, пьес), и особенное внимание обратили на себя «Степь», «Скучная история», «Дуэль», «Палата №6», «Рассказ неизвестного человека», «Мужики» (1897), «Человек в футляре» (1898), «В овраге», «Детвора», «Драма на охоте»; из пьес: «Иванов», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад». И заметьте, во многих его произведениях дело происходит в маленьком городке – таком, каким была Истра в те патриархальные времена, таком, который фигурирует в «Палате № 6».
«Палата № 6» по свидетельству современников, - самое счастливое произведение Чехова по тем похвалам, которые оно доставило своему автору. Во многих отзывах отмечались выдающиеся достоинства этой повести, и она вызвала широкий общественный резонанс.
В.И. Немирович-Данченко писал Чехову: «Ваша «Палата № 6» имеет успех огромный, какого у Вас ещё не было. Да Вы видите ли газеты? Только о ней и речь». Восторженно писал Чехову И.Е. Репин: «... даже просто непонятно, как из такого простого, незатейливого, совсем даже бедного по содержанию рассказа вырастает в конце такая неотразимая, глубокая и колоссальная идея человечества. Я поражён, очарован». Н.С. Лесков отмечал обобщённо-символический смысл повести: «В «Палате № 6» в миниатюре изображены наши порядки и характеры. Всюду – палата № 6. Это – Россия ... Чехов сам не думал того, что написал (он мне говорил это), а между тем это так. Палата его – это Русь!»
Об оценке повести молодым В.И. Лениным вспоминала его сестра: «Говоря о талантливости этого рассказа, - писала А.И. Ульянова-Елизарова, - о сильном впечатлении, произведённом им, - Володя вообще любил Чехова – он определил всего лучше это впечатление следующими словами: «Когда я дочитал вчера этот рассказ, мне стало прямо-таки жутко, я не мог оставаться в своей комнате, я встал и вышел. У меня было такое ощущение, точно и я запёрт в палате № 6».
В небольшом больничном флигеле находится палата № 6 для душевнобольных. В палате обитают пять человек, среди которых дурачок Моисейка и бывший судебный пристав Иван Дмитрич Громов. После описания больных автор знакомит нас с доктором Андреем Ефимычем Рагиным. Когда он вступил в должность, больница находилась в ужасном состоянии. Страшная бедность, антисанитария. Рагин отнёсся к этому равнодушно. Он умный и честный человек, но у него нет воли и веры в своё право изменять жизнь к лучшему. Повесть – после ряда перипетий - завершается трагической смертью доктора, который незадолго до этого сам становится пациентом той самой палаты.
Повесть «Палата № 6» вобрала в себя многие размышления и впечатления Чехова конца 80-х и начала 90-х годов. Врач П.А. Архангельский вспоминал, что Чехов очень заинтересовался его «Отчётом по осмотру русских психиатрических заведений», корректурные листы которого Чехов просматривал летом 1887 г. в Бабкине, - «пересмотрел его, тщательно прочёл заключительную часть». В ней, в частности, говорилось, что в «сумасшедших домах» больных «приводят к порядку силою кулака», что они часто напоминали «каземат», «тюрьму», что врачи заходили только мимоходом, больные находились в полном распоряжении смотрителя. Речь об этом отчёте заходила ещё несколько раз при встречах его автора с Чеховым – вплоть до отъезда Чехова на Сахалин.
Повесть «Палата № 6» начинается и заканчивается описанием тюремного забора с гвоздями, сравнением больничного флигеля с тюрьмой, бренностью всего материального. Крыша на флигеле ржавая, труба наполовину обвалилась, ступеньки крыльца сгнили ... В конце повести «пламень в костопальном заводе» говорит о бренности органической материи. Кроме того, в первом случае – день; описание палаты № 6 дано в социально-бытовом ключе; во втором случае – ночь; страх героя, луна, пламень в костопальном заводе придают небытовой оттенок.
Мотив бренности всего материального связывает начало и конец с важнейшей речевой темой героев – бессмертием. Громов верит в бессмертие, а доктор Рагин нет. Хотя по логике должно быть наоборот: Рагин позиционирован в идеологическом аспекте как несостоявшийся священник («был очень набожен»), как поклонник Марка Аврелия. В трудах последнего нет личного бессмертия, но есть бессмертие целого: «Всё материальное очень скоро исчезает в мировой сущности, каждое причинное начало очень скоро поглощается мировым разумом», - Марк Аврелий.
Для многих читателей Чехов на долгие годы остался в первую очередь автором «Палаты № 6». С самого момента её опубликования и по сей день эта повесть непременно входила в список самых известных его произведений во всех обзорных статьях о его творческом пути в журналах, газетах и энциклопедиях.
Виктор МОСАЛЁВ
Нет комментариев
К этому материалу еще нет комментариев
Для того чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь.