Церковь Рождества Христова в селе Юркино, возведённая в пятнадцатом веке, имеет статус памятника архитектуры. Недавно в рамках областной программы уникальный храм получил на реставрацию двадцать миллионов рублей
Ничто в нашей жизни не бывает случайным, как и то, что наш материал о юркинской церкви выходит сегодня, 15 августа, а ведь ровно четыре года назад именно в этот день в стенах Христорождественской церкви, да этого крепко запертой, пустой и – казалось бы – заброшенной навсегда, отслужили первую Божественную литургию. Её совершил благочинный церквей Истринского округа протоиерей Димитрий Подорванов при сослужении настоятеля иерея Михаила Сорокина и настоятеля Никольского храма протоиерея Вадима Сорокина.
Вот и рассказать об этой удивительной церкви на страницах нашего издания хотелось давно. И к счастью, отыскался такой солидный информационный повод! В связи с таким, безусловно, добрым известием мы пригласили настоятеля этого храма священника Михаила Сорокина в редакцию и подробно расспросили батюшку о ходе реставрационно-восстановительных работ, а потом и сами с удовольствием побывали у него в гостях.
...Есть храмы, чей вид просто завораживает. Смотришь – и «не можно глаз отвесть». Красота? Безусловно. Но дело не только во внешнем виде – ты смотришь на саму Историю. Такова Христорождественская церковь села Юркино – самая древняя на территории нашего района, и одна из древнейших во всём Подмосковье, но и это не всё! Её возводили – по официальным данным – на рубеже 15-16 веков, а по неофициальным, пока документально не подтверждённым – в первой половине 15 века. Можете себе представить? Причём, строили в камне. Деталь невероятно важная, пожалуй – ключевая. Дело в том, что вотчинные каменные храмы в Подмосковье, возникшие на рубеже XV-XVI веков, насчитываются единицами. По последним данным их уцелело всего шесть, и среди них ярким индивидуальным обликом отличается как раз наша, юркинская церковь. По словам отца Михаила, её на протяжении всего прошлого столетия неоднократно обследовали, определив как значительную архитектурную ценность.
Конечно, в годы революционного лихолетья храм был разорён и закрыт, последний настоятель - арестован в 1936 году, сослан и там два года спустя принял мученическую смерть, которая в те тяжёлые годы стала обычной для священников, всем сердцем преданных церкви. К сожалению, вся переписка, которую вёл настоятель, практически вся документация по храму, были утрачены, а дом, в котором жил батюшка, во время войны сгорел. В двадцатых годах 19-го столетия новый владелец села князь Пётр Оболенский храм перестраивал; возвели колокольню, пристроили тёплую трапезную, но в 1945 году трапезная сгорела, а останки здания разобрали на свои нужды – людям надо было как-то обустраиваться в тяжёлое послевоенное время. Колокольня, правда, уцелела, а само здание церкви сохранилось благодаря отдалённому географическому расположению; вокруг леса, а другие населённые пункты - далеко. Даже мимо проезжали редко.
-Мы сейчас только-только устанавливаем всех тех, кто был из числа причта нашего храма, - рассказывает отец Михаил, для которого работа с архивными документами за последние годы стала делом привычным. Несколько лет назад юркинская церковь была приписана к мансуровской Никольской, сейчас по благословению митрополита Ювеналия храм совершенно обособлен. – Фонд по его восстановлению был создан в 2007, и первое, с чего начали – это поиск любой архивной информации о храме. Есть и вполне обоснованное предположение, что храм в Юркино построен не в 1504 году (когда по всей московской губернии власть постановила сделать описи существующих культовых зданий и всех земель, и помещичьих и церковных владений), а лет этак на семьдесят раньше. Временной разрыв серьёзный, но его нужно доказать, а учёные: историки, реставраторы - люди строгие и признают только документы и факты, предания и легенды их не интересуют как класс. Но зацепка есть: помещик Яков Семёнович Голохвастов именно в этом году был похоронен в родовой усыпальнице, которая располагалась рядом с храмом: естественно утверждать, что храм он возвёл (кстати, в память о любимых им родителях) от этой даты как минимум несколько десятилетий назад. Первую же предполагаемую дату строительства выдвинул архимандрит Леонид (Кавелин), бывший настоятелем Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря: он изучил большой архив древних владельцев села Юркина из рода Голохвастовых и предположил, что это 1430-е годы. Не довольствуясь этой – «верхней» датой, архимандрит пытался установить и его «нижнюю» дату, которую он определил как «после 1431 года». Последний вывод был сделан на том основании, что при церкви Рождества Христова издавна находился придел Алексея митрополита, в 1431 г. канонизированного.
Сам Яков Семёнович тоже был личностью неординарной – не только богатейший помещик своего века, благотворитель, а прежде всего, дипломат и царский вельможа, исполнявший «аккуратные поручения царя» - такую формулировку мы обнаружили в одном весьма древнем архивном документе, - пояснил отец Михаил. - Основной его работой стало привозить в Москву итальянских зодчих: именно в пятнадцатом-шестнадцатом веках в России озаботились созданием собственной, особенной архитектуры, но опираться пришлось на итальянцев – эти господа уже на тот момент имели более чем впечатляющий строительный опыт. Именно итальянского зодчего, выстроившего в Московском Кремле собор Архангела Михаила, и пригласил помещик и вельможа Голохвастов строить Христорождественскую церковь в Юркино. Размах у Якова Семёновича, как видите, был нешуточный, храм строили сразу в камне, затейливо украшали, а ведь каменные храмы тогда возводились либо при монастырях, либо в черте городов – было это дорого, сложно. Кстати, что придаёт особую ценность зданию храма – он построен бесстолпным, для чего нужны были совершенные математические расчёты. В храмах того времени обычно свод здания опирается на столбы, поэтому почти до конца 15-го, начала 16-го веков бесстолпное здание было поистине инновационным. Более того, свод храма выложен крестообразно, что также не свойственно храмам того времени. Также при проведении недавних археологических работ на территории храма нашли древнюю черепицу, которая покрывала крышу и купола юркинской церкви – ещё одна уникальная деталь! Это сейчас с черепицей работать одно удовольствие – современный материал и тонкий, и прочный, и кладётся несложно, а древний – грубый, возиться с ним было одно наказание, да и стоил немало. Но Голохвастов средств, похоже, не жалел. Черепичное покрытие, по словам отца Михаила, будут восстанавливать: ведь было принято решение, в результате одобренное областным минкультом, возродить храм максимально приближенно к его первозданному облику; поэтому в Юркине ведётся настоящая историческая реконструкция, - подробно рассказывает отец Михаил.
Он сравнительно молод: вырос в достойной семье; о своих родителях и в частности об отце, настоятеле храма Святителя Николая села Мансурово, протоиерее Вадиме Анатольевиче Сорокине, говорит с истинно сыновним почтением. А о своей уже собственной семье – супруге, двух дочерях – с большой нежностью. Он мечтает не только увидеть храм во всей его возрождённой красоте, но и издать книгу о нём. Имеет два образования; светское – окончил Московскую финансово-юридическую академию, и духовное - коломенскую православную духовную семинарию. А принятие сана для Михаила Вадимовича стало совершенно естественным шагом. Батюшка делится со мной воспоминаниями о том, как первый раз вошёл в юркинский храм: «Мне было лет 12-13, разглядывал эти «графские развалины» с интересом, но не более: конечно не осознавал ни исторической, ни духовной ценности этих стен...» А потом безо всякого пафоса и даже с юмором говорит о том, что в первое время – после того, как было принято решение о начале восстановительных работ в доверенном ему храме, просто не знал, за что хвататься. «Да и как заниматься восстановлением и реставрацией такого уникального древнего здания, не имея никакого подобного опыта? Это теперь я знаю – нельзя работать в храме, стены которого достаточно не просохли, нельзя давать нагрузку на стены, если не сделать фундамент «от и до», нельзя восстанавливать полы, не сделав, как следует, притвора, а в самом начале пути, положа руку на сердце, и не думал, что будет настолько тяжело. Но, знаете, лучший помощник в нашем деле молитва, а Господь всегда указывает нам путь».
-Одной из первых, кто по собственному почину откликнулся на наши нужды ещё четыре года назад, стала глава Костровского поселения Ольга Табунцова. Она предложила привести в порядок территорию вокруг храма – это примерно два гектара площади (кстати, когда расчищали территорию, нашли множество древних надгробий). В своё время, досоветское, храм владел почти 60-гектарами земли; благодаря этому приход сам обеспечивал себя провизией, а жителей окрестных сёл и деревень – работой и заработком. Пришёл к нам на помощь и Сергей Попов – директор Мансуровского карьероуправления, а в начале 2007 года Сергей Николаевич вместе с Вадимом Анатольевичем приняли решение, что надо приводить в порядок документы по церкви, чтобы всё было грамотно, основательно.
-В каком состоянии находятся стены храма?
-Не поверите, в хорошем! Как и фундамент. – С улыбкой говорит батюшка. – А ведь их возвели более пяти веков назад! Но всё нужно подлечить, подправить, почти полностью утрачена фасадная сторона; а, к примеру, на предварительном осмотре здания специалисты подсчитали, что для вычинки прежней кирпичной кладки нужно изготовить две тысячи штук кирпича, причём нестандартных размеров, но на данный момент цифра увеличивалась до восьми тысяч. И я понимаю, что этого всё равно будет недостаточно.
Многое другое в убранстве храма утрачено в результате откровенно халтурной его перестройки при Петре Оболенском. Да, такое случалось и в те времена. Но, правда, худа без добра не бывает; строители работали спустя рукава, и не убирали прежние элементы храма, просто прятали их под новыми. Эти-то артефакты мы сейчас и обнаруживаем, благодаря чему можем более уверенно предположить, как мог выглядеть храм в своём первозданном виде. В результате создали художественный эскиз, который процентов на 80 совпал с утверждённым планом строительства.
-Батюшка, 20 миллионов – цифра солидная, но работы на храме всегда очень дорогостоящи, да и вы, судя по всему, решили строить серьёзно, на века. На что этих средств вам хватит?
-На основные работы, которые в первую очередь нужно провести, и без которых просто нельзя. Но для меня стало огромной радостью выделение столь солидных средств, с которыми и дело начать не стыдно.
По благословению митрополита Ювеналия была создана комиссия, состоящая частью из священства – представителей московской епархии, а частью – учёных и сотрудников областного минкульта, где я теперь нередко бываю. Сотрудники министерства предложили нашему храму войти в специальную программу, в рамках которой Московская область будет оказывать помощь и финансировать проведение востановительных работ многих храмов, которые особо остро нуждаются в поддержке). Но основную часть начальных средств - а это не миллион и не два, которые были выделены благодетелями, приходу пришлось выделить на работы связанные с исследованиями, составлением проекта реставрации и многое другое.
Сегодня проект восстановительных работ готов и полностью утверждён. На храме трудятся профессионалы, подобранные государством, у которых есть опыт подобных работ, ведь поскольку именно государство выделяет средства, то на производстве работают те компании, которые выигрывают тендер и которых утверждает министерство культуры МО.
Храмы никогда не строились быстро, и за сроками я не гонюсь. Есть и предание о нашем храме: наша местночтимая святая Александра – её все ласково звали Сашенька - предсказала как осквернение, так и последующее возрождение Христорождественской церкви, и что от даты разрушения до окончательного возрождения должно пройти целое столетие (подробнее об этом на сайте http://www.istra-ltc.ru/book/blazhennaya-aleksandra.htm). Так что у нас впереди – ещё целая четверть века.
Беседовала Екатерина КАПРАЛОВА, фото из архива храма
Нет комментариев
К этому материалу еще нет комментариев
Для того чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь.