8 августа 2014 05:28 / Архив / Комментарии 0

Областные парламентарии приняли закон о передаче полномочий в сфере здравоохранения на региональный уровень

Наш постоянный собеседник Галина Уткина – депутат Московской областной Думы, председатель думского комитета по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики, подробно комментирует новые и очень важные для всего подмосковного региона изменения в законодательстве

-Для того чтобы чётко и понятно объяснить читателям вопрос о передаче полномочий, мне придётся немного уйти в историю, - пояснила Галина Сергеевна и напомнила, что раньше все медучреждения были государственными; не было ни частной медицины, ни платных услуг, в связи с чем финансировались все медицинские учреждения из бюджета. В частности на территории нашей области функционировало Главное управление здравоохранением МО (ГУЗ МО), которому и были подчинены все лечебные учреждения области (кроме ведомственных), в том числе и такие, как, к примеру, Истринская районная больница, где главврач выполнял функции и полномочия по руководству всей медициной в нашем районе – и Дедовской, и Новопетровской, и Павлослободской больницами, и даже противотуберкулёзным диспансером.
В 1993 году на территории нашей страны, а, следовательно, и Подмосковья стала функционировать система обязательного медицинского страхования - ОМС, но медицине по-прежнему выделялись и средства из бюджета. А когда был принят 131-ый закон о местном самоуправлении, то полномочия в сфере здравоохранения разделили: федеральное правительство и федеральное министерство стали отвечать за федеральные лечебные учреждения, областное Министерство здравоохранения - за областные больницы (это специализированный вид медпомощи), а за муниципальные (которые отвечали за оказание первичной медико-санитарной помощи) - органы местного самоуправления. Финансирование оказания медицинской помощи производилось за счёт средств ОМС, а поддержка - за счёт соответствующих бюджетов.

Но когда в 2011 году вышел новый 323-ий федеральный закон об основах охраны здоровья граждан, он уже предусматривал передачу полномочий в сфере здравоохранения на уровень региона. Но учитывая мнение глав районов и городских округов, которые традиционно вкладывали много средств в развитие местных лечебных учреждений, мы оставили всё по-прежнему в Московской области до 2014 года: у нас были опасения, что, если полномочия перейдут в министерство, главы скажут: это теперь не наше, и мы помогать не будем, и здравоохранение области потеряет часть своих финансов. Но в настоящее время по всей России полномочия в сфере здравоохранения уже переданы на региональный уровень, соответственно и на территории нашей области стало невозможно всё оставить по-прежнему: и Минздрав РФ нам напомнил, что мы не выполняем федеральное законодательство. Поэтому мы были вынуждены подготовить в мае свой областной закон о передаче полномочий в сфере здравоохранения на региональный уровень.
-Тем не менее, в федеральном законе сказано, что к полномочиям органов местного самоуправления теперь относится и «создание условий для оказания населению медицинской помощи». Что это значит?

-Поскольку ФЗ не расшифровал, что это такое, мы в своём областном законе сформулировали, что относится к созданию условий, и практически оставили все те вопросы в сфере местного здравоохранения, которыми муниципалитеты и занимались. Это в частности оказание содействия в выборе земельных участков для строительств новых лечебных учреждений, в обеспечении коммунальными услугами, в транспортной доступности к лечебным учреждениям (к примеру, рядом с больницей обязательно должна быть оборудованная автобусная остановка), доплаты отдельным категориям медперсонала, решение вопросов предоставления жилья медработникам и так далее. И если раньше на это в местном бюджете были предусмотрены средства, то в настоящее время главы муниципальных районов и городских округов должны изыскивать дополнительные средства для решения этих вопросов, - отметила Галина Уткина и ещё раз напомнила, что сегодня практически вся система здравоохранения финансируется за счёт средств ОМС, причём по единым нормативам и тарифам. И если в советское время финансы шли на коечный фонд, то сейчас лечебные учреждения должны деньги зарабатывать. Больной не должен лежать на койке месяцами, ему нужно максимально быстро поставить диагноз, провести необходимое стационарное лечение и выписать на амбулаторное долечивание.

Важно
Мы предлагаем главврачам шире использовать и койки дневного пребывания, ведь пациентам, обременённым домашними делами и проблемами, это гораздо удобнее, да и больнице в экономическом плане выгоднее, потому что затраты на дневной стационар гораздо меньше, а оплачивают их в системе ОМС выше, чем обычную амбулаторную помощь. Но если больной нуждается в постоянном пребывании в стационаре, то естественно он будет там находиться столько, сколько потребуется для его лечения.

Мнение
-Галина Сергеевна, а если в каком-либо лечебном учреждении койки временно пустуют, есть опасность, что их попросту ликвидируют?
-Ни в коем случае, но пустующие или «лишние» койки можно перепрофилировать, для этого необходимо их переоснастить и дополнительно подготовить врачей по новому виду медицинской деятельности. Задача главного врача – выстраивать и видеть перспективы развития своей больницы, не просто рассчитывая на строительство новых зданий, а эффективно использовать те мощности, которыми больницы располагают на сегодняшний день. Потому что мы понимаем, что построить новую больницу за один день невозможно, для этого существуют долгосрочные программы.

-...но больные, слыша про определённые изменения в сфере здравоохранения, с грустью констатируют: «лучше всё равно не будет», и их пессимизм в чём-то оправдан.

-В идеале всё, о чём я говорила, должно происходить так, чтобы ни пациенты, ни сами медработники никаких неудобств не почувствовали. Да и финансирование в результате останется на прежнем уровне. Повторюсь – активнее и современнее должны работать руководители здравоохранения, а врачи – своевременно и грамотно оформлять всю документацию, и уметь обосновать свои действия, чтобы доказать их правильность страховым кампаниям.
Неизмеримо возрастает ответственность руководителей лечебных учреждений по расходованию финансовых средства, так как с 1 января этого года все больницы перешли на одноканальное финансирование – если раньше они тратили деньги только на пять статей - зарплата, начисления, питание, медикаменты и мягкий инвентарь, а на остальные нужды получали деньги из бюджета, то сейчас система ОМС включает все средства, и на услуги ЖКХ, на транспортные расходы, услуги связи и так далее. Единственное, что главврачи не могут делать – это закупать оборудование дороже ста тысяч рублей.
Конечно, при расчёте финансов в системе ОМС важно учитывать материально-техническую базу больниц (например, услуги ЖКХ в Красногорской больнице № 3, которая разместилась аж в 16-ти разных зданиях, обходятся куда дороже, нежели в больнице номер один, которая занимает одно единственное высотное здание).

А вот ещё пример: сколько времени у нас не было своих онкологических коек в районе! Таким серьёзным больным приходилось добираться в Балашихинскую онкологическую больницу на химиотерапию, а туда и здоровому человеку добираться сложно! И когда на базе Дедовской горбольницы открыли отделение дневного пребывания для таких больных, которым там проводят химиотерапию, это стало для них большим облегчением; и пациенты врачам искренне благодарны. А руководство больницы из системы ОМС стало получать средства за этих больных, и немалые. В плюсе оказались все.
Беседовала Екатерина КАПРАЛОВА

Комментарии:

Нет комментариев

К этому материалу еще нет комментариев

Для того чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь.