Машины победы

23 февраля в стенах музея отечественной военной истории в Падиково представят новый экспонат — самоходную артиллерийскую установку СУ-26. Это уникальная боевая машина времён Великой Отечественной, дошедшая до нас в единственном экземпляре

Мы побывали в одном из самых нестандартных музеев России на территории КСК «Дивный» в преддверии Дня защитников Отечества — главного мужского праздника. Музей, к счастью, снова открыт для посетителей — в соответствии с решением губернатора Московской области он возобновил свою работу ещё с 14 декабря 2020 года.

Рубеж обороны Москвы

…Территория комплекса в Падикове заснежена, как и всё вокруг сейчас, и в силу этого музейный комплекс выглядит ещё более внушительным и историчным: ведь именно зимой сорок первого защитники столицы в тяжелейших погодных условиях и кровавых боях отстояли Москву.

Деревню Падиково — рубеж обороны Москвы — защищали, в частности, 108-я стрелковая дивизия и 37 стрелковая бригада, 20 и 22 танковые бригады. Бои здесь были тяжёлыми, наши войска понесли серьёзные потери, но сумели остановить врага всего в 30 км от столицы.

Напомни читателям, что первых посетителей музей принял шесть лет назад — в День Победы — 9 мая 2014 года. Тогда на территории комплекса находилось всего одно здание с экспонатами и две открытые площадки для танков и артиллерии. Сегодня уже построено четыре больших корпуса, а внушительная коллекция музея насчитывает 53 танка, 56 орудий, более двадцати уникальных автомобилей.

Гостей комплекса неизменно поражает, в каком идеальном состоянии здесь находятся экспонаты, насколько ухожена вся территория. Не так давно открыли памятник советским воинам, а коллекция музея постоянно пополняется новыми экспонатами, причём фишка именно падиковского музея в том, что все экземпляры военной техники аутентичные — никаких копий — и находятся на ходу. На мой взгляд, это просто невероятно!

- За время вынужденного карантина мы перестали принимать посетителей, но не прерывали музейную деятельность — это просто невозможно, поэтому вели обычную музейную техническую жизнь, в частности историческую работу по реконструкции и восстановлению наших экспонатов, хотя конечно без людей было морально тяжело, — рассказал нам замдиректора музея Василий Заболотный. — За последние месяцы в музее появилось немало новинок, приходите с родными, близкими, друзьями: будем работать все праздничные дни, уже запланированы экскурсии; очень ждём всех на праздник 23 февраля, мероприятия начнутся в 11 утра. У нас интересно!

Машины победы

Броня крепка

Вместе с экскурсоводом музея и нашим добрым знакомым Максимом Рябоконем мы открываем двери танкового ангара. И каждый раз захватывает дух, когда видишь эти уникальные боевые машины. На них добывали победу, на них воевали в Афгане и многих других горячих точках планеты, они — символ русской боевой славы, несгибаемого духа наших бойцов во все времена.

- Как были счастливы наши посетители, когда мы снова открылись, люди просто не верят, что к нам можно снова приходить! — говорит Максим. — Конечно, пока меньше пожилых посетителей, они побаиваются, и правильно, предосторожность не лишняя, но школьники и другие экскурсанты потихоньку возвращаются. Конечно, мы последовательно соблюдаем весь антиковидный регламент — маски, перчатки и санитайзеры, и наши помещения постоянно обрабатываются антивирусными и антибактериальными реагентами.

Хочу познакомить вас с нашим новым экспонатом — самоходной артиллерийской установкой СУ-26. Героическая машина сражалась на Ленинградском фронте, защищала город с 1941 по 1943 год. Эта модель универсальна, может работать как на переднем крае и стрелять прямой наводкой по видимой цели, так и стрелять, находясь в замаскированном укрытии в глубине нашей обороны.

Установленная на СУ-26 поворотная артиллерийская башня обладала большим сектором обстрела. Не выезжая из капонира, она могла поворачиваться в разные стороны и поражать различные цели.

Машины победы

… И танки наши быстры

Находясь в самом эпицентре сражения, СУ-26 уничтожала врага метким огнём и дерзкими тактическими манёврами. А героический экипаж, свято выполняя заветы великого русского полководца А. В. Суворова, не терял ни единого мгновения битвы, используя любую возможность, чтобы нанести максимальный урон врагу. А высокая мобильность и проходимость гусеничного шасси от танка Т-26 позволяла нашей самоходке вовремя менять огневые позиции, избегать ответных вражеских ударов и самой бить в ответ, вкладывая в каждый выстрел всю ярость и гнев доблестных защитников Ленинграда.

— Максим, вы говорили, что эта самоходка имеет международную ценность. Насколько мне известно, такой идеально восстановленной машины действительно нет нигде.

- Так и есть, ни одна СУ-26 не дожила до Победы, все погибли в боях. До сегодняшнего дня в музеях мира на самом деле не было ни одной такой машины. Но случилось чудо. Несколько лет назад поисковики в Погостье под Питером нашли буквально по кусочкам остатки разбитой ленинградской самоходки, которую мы сумели отреставрировать — это был очень долгий, кропотливый и тернистый путь, говорю об этом с большой гордостью, ведь в условиях военного времени мелкосерийное проектирование велось «на коленке», и полного комплекта конструкторской документации на СУ-26 не сохранилось. Специалисты нашего музея воссоздали чертежи легендарной машины по отрывочной технической документации, по фотографиям, используя имеющиеся детали.

Машины победы

В итоге восставший из небытия защитник в годовщину снятия Блокады 27 января 2021 года занял в Танковом корпусе нашего музея почётное место.

Хотелось бы напомнить читателям, что именно артиллерия играла на Ленинградском фронте огромную роль. Так сложилось, что Ленинградский фронт на протяжении Блокады оставался довольно статичен. Обе противоборствующие стороны, с октября 1941 года по январь 1944 года, возвели систему разветвлённых укреплений, и в этих условиях наша артиллерия наносила главный урон противнику.

Машины победы

Непокоренный город

В октябре 1941-го после неудачного штурма Ленинграда разъярённые фашисты сначала пытались город разбомбить: устраивали постоянные террористические авианалёты, причём особенно жестоко бомбили именно социальные объекты — школы, больницы, детские дома и ясли! Командованию фронта пришлось значительно усилить систему ПВО и наращивать авиационную группировку.

В сорок третьем фашисты поняли, что разбомбить с воздуха город не удаётся, и сменили тактику тотального разрушения. Враг окружил Ленинград гигантской взаимосвязанной сетью тяжёлых артиллерийских батарей и подверг непокорённый город круглосуточному обстрелу.

Миллионы снарядов падали на жилые кварталы, разрушали дома, засыпали подвалы, но и в этих невыносимых условиях мужественные ленинградцы продолжали упорно восстанавливать городскую промышленность и транспортную инфраструктуру, обеспечивали войска оружием и боеприпасами.

Спасая город и население, советская артиллерия навязывала противнику изнурительные артиллерийские дуэли. Наши батареи буквально охотились за вражескими батареями, заставляя врага спешно менять огневые позиции, бросать повреждённые орудия и рвущиеся от детонации боеприпасы. В этот «артиллерийский концерт» вплетала свой «голос» наша славная СУ-26, посылая на головы фашистов свои злые и точные снаряды!

В тяжёлые дни блокады, страдая от недоедания, под вой бомб и снарядов, героические труженики Ленинграда использовали все местные ресурсы и запасы для производства новых танков, САУ и артиллерийских орудий. Одной из подобных систем вооружений и стала самоходная артиллерийская установка СУ-26. Ходовой частью для неё стала ходовая часть танка Т-26, а главным оружием надёжное 76-мм орудие образца 1927 года. Для защиты артиллерийского расчёта от пуль и осколков на ходовую часть самоходки установили внушительную рубку.

На ленинградском заводе подъёмно-транспортного оборудования имени С. М. Кирова таких машин собрали по меркам военного производства СССР немного — не более полусотни, тем не менее они попали в объективы камер фронтовых корреспондентов, их участие в боях запомнилось защитникам города, известно военным историкам.

Машины победы

Преимущество на поле брани

-Знаю, что в течение этого года у вас появился и танк Т-70… Расскажите о нём поподробнее.

- С удовольствием, Екатерина. В нашей армии наличествовал очень неплохой танк Т-60, но у него не хватало толщины брони, чтобы отбивать вражеские снаряды, а его авиационно-автоматическая пушка не могла бороться с более тяжёлыми танками врага. Было понятно, что нашим лёгким танкам необходимо наращивать броню, что и происходило в течение военных лет, ведь именно это увеличивает шансы танкистам остаться живыми на поле боя.

Как раз Т-70 имел уже более толстую броню. Производили его на автозаводе ГАЗ, флагмане отечественной промышленности, где собирали и броневики, и автомобили, выпускали лёгкие танки и самоходки.

6 марта 42 года Т-70 был принят на вооружение, а конструировал его Николай Астров, известнейший конструктор автомобильный и бронетехники. Он много и продуктивно работал и после войны. Кстати, поскольку машину изготавливали на автомобильном заводе, для движения танка использовали двойной бензиновый автомобильный мотор ГАЗ-203.

-Машина, конечно, не была лишена недостатков, но эти танки в силу конструктивных особенностей делались быстро, что это было серьёзным преимуществом в текущей ситуации, — вступает в разговор фотограф нашего издания Сергей Олексюк. Он служил в танковых войсках на территории Германской Демократической Республики. — Пока немцы стачают один танк, наши сделают два или три, а это уже преимущество на поле боя, спасённые жизни наших солдат и поверженные враги. А главное, для производства такого танка не требовалось специализированных заводов.

Екатерина КАПРАЛОВА,

фото Сергея ОЛЕКСЮКА и из архива музея

Машины победы Машины победы

Комментарии:

Нет комментариев

К этому материалу еще нет комментариев

Для того чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь.