Сокровища Фламандии

В музее «Новый Иерусалим» опять сенсация: здесь проходит выставка «Младшие Брейгели и их эпоха. Нидерландская живопись золотого века из коллекции Валерии и Константина Мауергауз»

Часть из картин выставляется впервые, что символично с одной стороны, а с другой для нас уже привычно: в рамках всех крупных проектов последних лет в стенах МВК ряд картин экспонируется первый раз. А жемчужиной выставки можно назвать знаменитого «Доброго пастыря» Питера Брейгеля-младшего (Адского) из собрания Николая Рериха. Долгое время ее атрибуция вызывала споры: картину приписывали Мужицкому, и лишь в 2014 году признали творением Адского.

Мы все очень ждали этих художников — великих, признанных мастеров, чьи имена навечно вписаны в историю мировой живописи. Я очень люблю голландских мастеров, на их полотнах взгляд словно отдыхает, утомлённый современной зрительной дисгармонией.

Страсти по голландцам

Брейгели — а мир знает три художника под этой фамилией времён нидерландских Габсбургов — целая эпоха в мировой живописи. Это один из символов уходящего Средневековья. И конечно полотна этих живописцев имеют запредельную стоимость: причём она будет меняться только в сторону увеличения, ведь среди частных коллекционеров похвастаться Брейгелями могут немногие: в 2011 году, например, «Битву масленицы и поста» Питера Брейгеля-младшего анонимный коллекционер приобрёл на торгах почти за невероятные 11 миллионов долларов.

Конечно, такие шедевры появляются на арт-рынке достаточно редко, в очереди за ними стоят крупнейшие мировые музеи, да и известные миллиардеры, такие как владелец Dior и LV Бернар Арно, неравнодушны к фламандцам.

Некоторое время назад венская выставка, посвящённая главному Брейгелю Питеру-старшему, стала главным культурным событием года: ради неё поклонники автора «Вавилонской башни» и «Охотников на снегу» специально летали в Австрию. Теперь не нужно преодолевать такие расстояния, получать визы да ещё и сдавать ПЦР-тесты: достаточно приехать в Истринский городской округ, добраться до нашего «Нового Иерусалима», где вплоть до начала апреля можно любоваться чудесной фламандской живописью авторства семьи Брейгелей из коллекции Мауергаузов.

Кстати, всего пять лет назад сокровища Валерии и Константина — около 30 работ младших Брейгелей и их последователей — экспонировали в самом ГМИИ. Причём ситуация возникла просто анекдотичная: на открытии выставки оказалось столько народа, что сам коллекционер вынужден был протискиваться в зал.

Теперь места для великих фламандцев достаточно: здесь Мауергаузам предоставили 650 квадратных метров и сразу три зала. Мы увидели на открытии 70 работ — большинство из них показывают российской публике впервые. В качестве примера — живописная сатира «Богач и льстецы», участвовавшая в знаменитой выставке 1934-го в голландском Амстердаме, где заново открыли подзабытого Брейгеля.

Работы династии, за исключением Старшего, на выставке дополнили рядом произведений их современников, которые представляют собой известных фламандских и голландских авторов: есть пейзажи, портреты, натюрморты, бытовые сцены, иллюстрации к басням, миниатюры. Основная часть работ — на дубовых панелях.

Охота за шедеврами

По словам владельцев полотен Брейгелей, охота за некоторыми шедеврами занимает годы. Поиск картины — невероятно притягательная вещь, когда удовольствие получаешь не только от результата, но и от самого процесса. Такой творческо-философский экшн, в котором коллекционер и в самом деле напоминает охотника — опытного, собранного, готового к любым неожиданностям.

История собирательства Мауергаузов такова: бизнесмен и одессит, ранее совладелец крупной сети супермаркетов Константин Мауергауз начал собирать старых мастеров около двух десятков лет назад. Начинал, как и многие его соратники по коллекционированию, с набора вполне традиционного: русских художников уровня Третьяковки и ряда советских живописцев 1960—1970-х годов ХХ столетия. Но в итоге Мауергаузы сделали крутой разворот в сторону Северной Европы позднего Средневековья и увлеклись не на шутку. Представьте: теперь в огромном собрании Валерии и Константина есть даже Кранахи! Но пламенная страсть у супругов одна — картины потомков Брейгеля-старшего.

Брейгели всегда современны

Как рассказала координатор выставки Наталья Михалина, коллекционеры в процесс подготовки не вмешивались: полностью доверились опытнейшему куратору — Вадиму Садкову, завотделом старых мастеров ГМИИ имени Пушкина. Садков отлично разбирается в хитросплетениях обширной династии — четыре поколения живописцев творили на протяжении двухсот лет, c XVI по XVIII век, и создали один из самых громких арт-брендов.

- Брейгели интересны и в наше время, потому что представляют собой одно из ранних проявлений феномена массовой культуры, — уверен Садков. — И дело здесь даже не столько в многочисленных копиях, сколько во взятом на вооружение принципе «развлекать, поучая».

Попробуем рассказать о династии коротко, хотя это сложно. Конечно, родоначальником стал Питер Брейгель — Старший, или Мужицкий: ту самую выставку в Музее истории искусства в Вене, прошедшую с октября 2018-го по январь 2019-го, как раз приурочили к 450-летию с его смерти, а умер он рано, хотя уже при жизни стал известным живописцем. Династию продолжили два его сына, старшего из которых за любовь к библейским сюжетам в духе Иеронима Босха прозвали Адским, а младшего за утончённость и страсть к цветочным натюрмортам Бархатным.

У Бархатного также родился сын, тоже названный Яном, он специализировался уже на пейзажах. Внук же носил другую фамилию — ван Кессель — и создавал искусные изображения всяческих букашек — жуков, бабочек и раковин на медных пластинах для украшения популярных в XVII веке кабинетов редкостей и кунсткамер.

Творчество всех этих голландцев невероятно привлекательно вот уже столетия подряд: здесь секрет и в филигранности мастерства, и в многоуровневости сюжетов, которые хочется подолгу разглядывать, рассматривать весь этот муравейник, особенно в массовых сценах, и как же это созвучно нашему замедлившемуся темпу жизни из-за эпидемии.

- Конечно, у меня первым делом возник вопрос — насколько можно быть уверенным в авторстве картин, созданным предстоятелями столь обширной династии, у которой были родственники, ученики, подмастерья, — задавалась вопросами постоянная посетительница музея Ирина Андреева, ранее жительница Агрогородка, ныне Москвы. — Да и атрибуция тех или иных полотен до сих пор в сообществе реставраторов, коллекционеров и искусствоведов вызывает жаркие споры, мы все это видели не раз. Но насколько я узнала, представители музея отбирали произведения только с кристально чистым прошлым и настоящим, поэтому уверенность в том, что мы видим настоящих фламандцев, а не талантливые реплики, незыблема.

Оказывается, моя собеседница задавалась вопросом совсем не праздным: тот же Вадим Садков, чтобы развеять сомнения, в изданном к экспозиции Новоиерусалимском каталоге подробно расписывает историю каждой работы: кто прежний владелец, когда была приобретена.

Зима в Подмосковье

- Таким знаковым проектом, достойным крупного европейского музея, мы завершаем празднование векового юбилея «Нового Иерусалима». Возможность живой встречи с искусством, да еще с таким труднодоступным и редким, в год пандемии просто бесценна, — подчеркивает директор музея Василий Кузнецов. Он рассчитывает, что «Младшие Брейгели и их эпоха» будут пользоваться таким же успехом, как и открывшаяся в ноябре прошлого года экспозиция «Марк Шагал: между небом и землей», тоже выпавшая на новогодние каникулы (тем более когда музеи в Москве закрыты на карантин). Василий Сергеевич сообщил, что «Новый Иерусалим» готов в праздники продлить график работы до 21:00, но пускать будут только по сеансам.

- Брейгель — певец обыденных чудес. И часть нашей культуры: Андрей Тарковский цитировал его картины и в «Зеркале», и в «Солярисе», — заметила глава подмосковного Минкульта Елена Харламова. Она тоже считает, что выставка будет популярна, ведь российской публике эстетика фламандцев XVI—XVII вв.еков близка и понятна. К тому же голландцы Брейгели — настоящие мастера зимних заснеженных пейзажей, которые так созвучны нашей аудитории.

На открытии побывала вице-губернатор Московской области Наталья Виртуозова. Она выразила уверенность в том, что экспозиция Брейгелей станет заметной площадкой традиционной туристической программы «Зима в Подмосковье».

- Это уникальная, редкая выставка не только для России, но и для всего мира. Брейгели в мире экспонируются крайне редко. Год назад выставлялся старший Питер Брейгель в Вене, а в 2015 году Константин и Валерия Мауергауз, которые нам предоставили сегодня эти картины, выставлялись в Пушкинском музее. Тогда было всего лишь 29 экспонатов, а сегодня мы имеем честь показать нашим посетителям 70 экспонатов, большую часть из которых никогда зритель не видел, — подчеркнула Виртуозова.

В рамках выставки подготовили образовательные офлайн- и онлайн-мероприятия, экскурсии и лекции.

Екатерина КАПРАЛОВА,

фото предоставлены пресс-службой музея

Сокровища Фламандии Сокровища Фламандии Сокровища Фламандии Сокровища Фламандии Сокровища Фламандии

Комментарии:

Нет комментариев

К этому материалу еще нет комментариев

Для того чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь.