Под крыльями чайки

В Истринском драматическом театре состоялась премьера «Чайки» - одной из самых знаменитых чеховских пьес

Великолепный спектакль можно назвать победой культуры, творчества и искусства над теми сложными реалиями, в которых мы сегодня живём. Постановку создавали в беспрецедентных и чрезвычайных условиях, проявляя подчас настоящий актёрский героизм. Итог – огромный успех, зрительское признание, море эмоций с обеих сторон. 

Под крыльями чайки

Чехов актуален до сих пор

Всё мероприятие – а после спектакля предусматривалась торжественная часть, всё-таки премьера, да ещё в таких условиях! – прошло как на одном дыхании. Чувствовалось – все ждали, когда драмтеатр снова по-настоящему распахнёт двери. 

-Мы ждали «Чайку», - признаётся моя собеседница Наталья, давняя поклонница драмтеатра. – После всего пережитого эта премьера стала словно глотком свежего воздуха! 

Напомним читателям, что спектакль создавали благодаря федеральному проекту партии «Единая Россия» — «Культура малой родины». Проект действительно своевременный и очень удачный: когда талантливая театральная труппа получает финансирование, то уровень постановок возрастает в разы. И название говорящее: ведь из культуры малых городов и складывается большая российская культура.  

…Всё-таки жизнь, в которой невозможно прийти в театр, жизнь только наполовину. Об этом во многом и произведения главного драматурга страны – а Чехов без труда удерживает этот титул уже более века. О диссонансе между жизнью желаемой, воображаемой и суровыми реалиями. Хотя вот думаешь подчас, глядя на страдания всех этих дворян и разночинцев – вы вообще на самом деле понимаете, что такое настоящая беда? Вот об этом весь Чехов – о трагедии повседневности. Когда вроде бы всё не так уж и плохо, а счастья нет. А так его хочется. Чистого, беспримесного. Кто-то скажет – ну и Достоевский порой совершенно о том же. Ну во-первых Достоевский пиес не создавал, во-вторых, Чехов тоньше, извилистей. Нет у него этих масштабных трагедий, уничтожающих, делящих жизнь человека на до и после, хотя это как посмотреть. Стреляется же Треплев в финале. 

Под крыльями чайки

Искусство преодолевает преграды

Чехов – это драматург, к которому в итоге же приходит каждый серьёзный режиссёр, худрук, в общем тот, кто в театре всё – ну или почти всё решает. Да, этот условный театральный деятель многие годы мечется, и хочет ставить Чехова. А потом не хочет. Ведь Чехов, Господи! Ведь надо понимать, что с материалом - бережно. Что с другой стороны и современному зрителю придётся потрафлять. В общем в метаниях этих может пройти полжизни, но Чехов будет поставлен. И каждый спектакль по нему будет невероятно отличен от предыдущих постановок. Вот и нашему драмтеатру удалось поставить Чехова и соблюсти все эти моменты, собрать их воедино, отшлифовать и показать аудитории получившийся бриллиант.

Думаю, худрук Алексей Губин мечтал поставить на сцене драмтеатра «Чайку» Чехова давно. И полагаю, что мечтал поработать с таким материалом, как пьеса Чехова, Сергей Гук, поставивший на сцене истринского драматического уже четвёртый по счёту спектакль. Здорово, когда мечты сбываются. В этот раз – вопреки целой эпидемии! Сила искусства, товарищи!

Спектакль шёл с антрактом. То есть всё же предполагалось нормальное человеческое общение между двумя действиями, и даже - по бокалу шампанского. О, как мы стали всё это ценить, ведь правда? Но правила все соблюдали без напоминаний. На входе юные сотрудники театра измеряли всем температуру, конечно, мы практически не снимали масок и сидели согласно новым правилам на расстоянии друг от друга: вместе допускалось сидеть только семьям. Театральные и кинозалы сейчас могут заполняться только наполовину.

Мне было интересно, какими будут декорации. Все мизансцены происходили на фоне огромного силуэта человека – точнее сказать его бюста: головы с шеей (сценография Натальи Войновой). Внутри силуэта серебрится пруд, кстати артистам приходится по ходу действия купаться в настоящей воде. Здесь отмечу ещё одну сильную сторону спектакля – отменное сцендвижение под чутким руководством известного Константина Гроусса – танцора, хореографа, художника. На сравнительно небольшой сцене театра надо уметь грамотно двигаться – это большая нагрузка, работа, пластика. 

Вот вам и основная метафора – в центре повествования Человек, его рутинные переживания, всё, что составляет ткань ежедневного человеческого бытия. Как это всё близко нам и сегодня, когда совсем недавно по вине рассвирепевшего вируса мы оказались заперты в своих домах, наедине друг с другом или с самими собой. Какое испытание! 

Под крыльями чайки

Константин Треплев, он же Мартин Иден 

Сюжет знаменитой «Чайки» в двух словах не пересказать, наверное. В этом плане с «Вишнёвым садом», к которому лично я отношусь теплее, нежели к «Чайке», проще. Сюжет её довольно запутан, героев много, и если вы не знакомы с пьесой, то въехать сразу будет сложно. Главные герои - Ирина Николаевна Аркадина (Анна Орлова), известная актриса, её любовник известный драматург Борис Алексеевич Тригорин (Андрей Соколов); Нина Михайловна Заречная (София Елфимова), юная и начинающая актриса: и  тоже начинающий драматург и по совместительству родной сын Аркадиной Константин Гаврилович Треплёв (Игорь Сергеев). Да, он как раз и застрелится в финале, хотя сумеет добиться известности, то есть осуществить свою мечту, но любовь Нины так и не завоюет. Она тоже будет влачить жалкое существование, брошенная Тригориным, который вернётся к прежней удобной и проверенной возлюбленной. Зачем ему теперь эти ненужные эмоции? Нина была нужна ему лишь за тем, чтобы получить порцию писательского вдохновения, а потом такие истеричные экзальтированные девушки начинают напрягать, и от них избавляются.

Что касается Треплева, то его судьба напомнила мне мой любимый роман Джека Лондона «Мартин Иден», где, помните, в финале главный герой тоже заканчивает опостылевшее ему существование самоубийством? Хотя, казалось бы, жизнь удалась. Он довольно быстро стал знаменитым и коммерчески успешным литератором, но к славе его психика оказалась не готова. Вот и Треплев не выдерживает. Выросший фактически без родительской ласки он надломлен с детства, а где тонко – там и рвётся. 

Трагизмом проникнуты все произведения Чехова, все без исключения. Они созданы человеком, который знал, что умрёт рано. Как опытный и образованный врач, Чехов же понимал, что его болезнь смертельна. Туберкулёз ведь и сейчас убивает… 

Под крыльями чайки

Почему люди по-прежнему несчастливы

Нет, конечно выбор Чехова обусловлен и юбилейной датой со дня его рождения. В январе 2020 мы отметили 160-летие Чехова, а для Истры имя этого писателя прямо-таки сакрально. Кстати, замечательная скульптура драматурга располагается теперь у входа в драмтеатр. Антонпалыч нас как бы встречает. И пенсне слава Богу на месте. И краской зелёной памятник не облит. Да, когда Чехов был установлен у врат педучилища, которое сейчас гордо именуется профколледжем, несчастный металлический Чехов бесконечно подвергался кошмарному вандализму. Это с болью переживал Владимир Григорьевич Яцук, вложивший в создание памятника и душу свою, и средства немалые, о чём Алексей Иванович Губин и напомнил со сцены. В итоге памятник занял самое достойное и безопасное место – на территории театра. А Владимир Яцук вместе с супругой Ириной всегда посещают премьерные показы драмтеатра, так было и в этот раз. В рамках торжественной части Алексей Губин с большим уважением и симпатией называл многих из тех, благодаря кому театр у нас есть, это и действующие работники нынешней администрации округа – глава г.о. Истра Татьяна Витушева, заместители Мурад Билалов, Кирилл Ильичёв и те, кто занимал посты в администрации района: Александр Скворцов, действующий руководитель Совета депутатов округа, Валентина Невзорова, Надежда Дёмкина, и, конечно, Галина Уткина – действующий депутат Мособлдумы. Это было приятно, что не забываются заслуги даже тех, кто не занимает уже ответственные посты – а мне всегда импонирует благодарность. 

В рамках торжественной части конечно вручались награды и говорились речи. И труппа театра полностью заслужила все наши восторги, потому что создать постановку в таких невероятных условиях в течении всего четырёх месяцев можно было только при полной самоотдаче. 

- Долгожданная премьера в рамках партийного проекта, первая премьера этого года, - подчеркнул в интервью нашему изданию и телекомпании 360 Андрей Соколов, один из ведущих артистов труппы. Он тонко уловил все нюансы роли, играя Бориса Тригорина, типичного чеховского интеллигента с его метаниями и в итоге удобным жизненным выбором. – Это спектакль, где поднимались темы несчастий, почему люди несчастливы, на протяжении этого спектакля мы вытаскиваем из себя все эти проблемы, Чехов же абсолютно современен. Премьера должна была состояться в мае, но из-за пандемии и изоляции её перенесли на осень. Мы работали в сумасшедших темпах, приходилось постоянно сдавать тесты, к счастью они все всегда были отрицательными. Очень переживали, но всё случилось, слава богу, мы очень рады, что зритель оценил премьеру и она, возможно, станет одной из визитных карточек театра, - отметил Андрей. Сложности терзали актёров не только в репетиционном процессе, надо ведь было пошить костюмы, а собственных цехов у театра нет, обустроить сценическое пространство…

Под крыльями чайки

Актеры правят ремесло

Вторым режиссёром в этот раз выступил блистательный Денис Ясик, у которого давно сложился устойчивый фанатский актив в округе. Это режиссёрский дебют Дениса, у которого отлично получается быть играющим тренером, ведь он в спектакле исполняет роль доктора Евгения Сергеевича Дорна. Совершенно его персонаж. Вообще попадание в образы было в это раз каким-то невероятно стопроцентным, это подчеркнул и сам Сергей Гук. 

-Прекрасно, справились с задачей, артисты молодцы. Я доволен. Те задачи, которые перед артистами ставились, они выполнили, отыграли точно и профессионально. Не буду рассказывать внутреннюю кухню, но перед ними стояла непростая задача. Всегда не хватает времени, всегда артисты работают в сложных условиях, особенно в этот раз. Премьера – это как бы посадка зерна, и дальше оно должно расти от спектакля к спектаклю, многие образы наберут объём, станут более выразительны, эмоциональны. Бывает, что спектакли со временем рассыпаются, а мне кажется, что у нас они наоборот расцветают, - отметил режиссёр. По словам Губина, Гук кропотливо и терпеливо работает с актёрами. Никакой авторитарности, и в ответ артисты раскрываются сполна. Филигранную актёрскую игру отметила и Галина Уткина, вручая грамоты от Мособлдумы Сергею Гуку, художнику-постановщику Анне Правоверовой, художнику по свету Павлу Анисимову, заведующему постановочной частью Александру Белову.

-В первую очередь я благодарю коллектив театра за прекрасный спектакль, - сказал Галина Сергеевна. - Каждая территория чем-то гордится, и как раз наш драмтеатр – это один из объектов, которым мы гордимся, и постоянные аншлаги говорят о том, что вас действительно любят, что работаете вы не зря. Такая премьера – праздник для всех. 

Под крыльями чайки

Первый тайм мы уже отыграли

Галина Сергеевна отметила, что знает поимённо всех артистов театра, но увидела, появились и новые имена. Роль учителя Семёна Семёновича Медведенко, безответно влюблённого в Машу (яркая и характерная Виктория Триус) исполнил Владислав Ступак - новое имя для поклонников театра. Теперь Медведенко я буду представлять именно таким – удачный выбор, достойная игра. Как всегда безупречен в исполнении роли патриарх актёрской труппы Сергей Греков. Его талант, значительность игры, преданность театру всегда вызывает у зрителей отклик. Всегда профессиональны, точно настраивая собственные эмоции Андрей Вечтомов (исполнил роль Ильи Афанасьевича Шамраева), Павел Шаров (роль  
Якова), Екатерина Кускова (роль Полины Андреевны).

Тёплые слова в адрес виновников торжества произнёс и Мурад Билалов, заместитель главы округа. Вручая Почетную грамоту губернатора Московской области Алексею Губину, Билалов передал искренние поздравления коллективу театра и аудитории спектакля от Татьяны Витушевой.  

…Как вспоминал Андрей Соколов, «первый спектакль, который мы отыграли, был странным по ощущениям, без зрителей». Сейчас театр готовится увеличить количество спектаклей и играть даже по пятницам. Дай бог, чтобы планы эти не были нарушены ничем и никем – нам нужен наш театр.

С премьерой - нас всех. 

Екатерина КАПРАЛОВА,

фото автора и из архива театра


  

Комментарии:

Нет комментариев

К этому материалу еще нет комментариев

Для того чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь.