Здесь была Фрида Кало

На сцене Истринского драмтеатра завершились показы 13-ой Международной летней театральной школы. О том, как рождались, пожалуй, самые смелые спектакли проекта, что хотели сказать режиссеры, о неожиданной встрече с Фридой Кало и смешанных чувствах зрителя — в материале Екатерины КАПРАЛОВОЙ

На сцене Истринского драмтеатра завершились показы 13-ой Международной летней театральной школы. Наш драматический стал одной из трёх площадок, где демонстрировались спектакли, созданные в рамках работы школы, участниками которой стали молодые профессиональные актёры России, стран ближнего и дальнего зарубежья, и конечно, среди них — истринцы.

Школа базировалась в Звенигороде, её идейным вдохновителем и бессменным худруком вновь стал Александр Калягин — Народный артист России, председатель Союза театральных деятелей страны. Проект реализуют в рамках государственной программы поддержки театров стран СНГ и Балтии под патронатом президента и при поддержке Минкульта РФ.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. СТОРИТЕЛЛИНГ

Как рассказал нам худрук Истринского драмтеатра, член Союза театральных деятелей России и заслуженный работник культуры МО Алексей Губин, в этот раз в рамках конкурсных испытаний отобрали девяносто начинающих артистов из 33 стран мира: на сцене драмтеатра мы видели актёров из России, Белоруссии и Канады, Дании и Израиля, Германии и Армении, Великобритании и Грузии, Азербайджана и Индии, Турции и Южной Кореи, Монголии и Сингапура. Приехали артисты из Донецка и Луганска. В этом году от Истры в проекте участвовали актёры Игорь Сергеев и Андрей Соколов.

Также в рамках работы Школы молодые артисты посещали мастер-классы признанных мэтров сценического искусства — Золотовицкого, Гинкаса, Бородина, Шапиро, Женовача; приехали в Россию и зарубежные мастера — режиссёр и педагог из Швейцарии Жюли Бове, и итальянская актриса и режиссёр Марция Гамбарделла.

Программа обучения — интенсивный трёхнедельный курс, в рамках которого были созданы несколько полноценных спектаклей — два драматических, кукольный и хореографический. Казалось бы, как это возможно? Но именно сжатые сроки, огромное напряжение и яростный творческий поиск дают отличный результат.
Актёрская география становится год от года всё шире, форум набирает популярность, становится ещё весомее, значимее, а спектакли — всё более профессионально отточенными. Их показывали на трёх площадках — непосредственно в Звенигороде — в Киноцентре имени великой Любови Орловой, также на одной из самых популярных театральных площадок Москвы — в Театральном центре СТД РФ «На Страстном» и — в Истринском драматическом театре.

25 июня, во вторник мы увидели «Суперкнигу» — сторителлинг от режиссёров Сергея Щедрина, Алексея Розина и Ильи Барабанова. Как вы догадались, создатели спектакля театрализовали Библию, рассказывая со сцены самые известные ветхозаветные притчи современным языком, и получилось невероятно увлекательно.

В среду, 26 июня на суд зрителей представили драматический спектакль по знаменитому роману Яна Потоцкого «Рукопись, найденная в Сарагосе» — в постановке Бориса Павловича. В спектакле был занят истринец Игорь Сергеев, а повествование оказалось сплетением самых разных и порой невероятных историй из жизни, и наблюдать за этим хотелось, не переставая.

Здесь была Фрида Кало

ГЛАВА ВТОРАЯ. СЕМЬ ГРЕХОВ

В четверг, 27 июня мы увидели премьеру кукольного спектакля «Diademuertos. День мёртвых» режиссёра Бориса Константинова. Напомним читателям, что он — главный режиссёр Государственного академического Центрального театра кукол им. Образцова, неоднократный лауреат премии «Золотая маска», член жюри этой премии. Нетривиальная постановка очень увлекла аудиторию.


А в пятницу, 28 июня на сцене драмтеатра демонстрировали пластический спектакль «Семь» знаменитого режиссёра-хореографа Сергея Землянского. В постановке участвовал актёр драмтеатра Андрей Соколов, и она снискала самые бурные зрительские овации.

Те, кто побывал на спектаклях школы впервые, были удивлены тем, какие крупные деятели отечественной культуры представили свои работы на сцене драмтеатра. В недавнем прошлом моя коллега, а сейчас сотрудница Павловского КДК Елена Аёшина гордится тем, что вместе с Борисом Константиновым ей довелось учиться в одном институте и даже на одном факультете — в Восточно-Сибирской академии культуры и искусств в Улан-Удэ, Бурятия.

- Восторг и благодарность! Шла на кукольный спектакль, а попала на встречу с невероятной, фантастической Фридой Кало! Ещё так свежи впечатления от недавнего посещения её выставки и вот — новая встреча! Спектакль — «День мёртвых». Так тонко, бережно о жизни художницы, женщины и в то же время так колоритно, с перчиком и … легко. О смерти? Нет, конечно! О жизни спектакль. И какой потрясающе богатый сегодня жанр — кукольный театр! Сколько возможностей даёт он режиссеру, только бери!
Ведь на сцене, прямо здесь и сейчас — волшебство превращения, только без волшебной палочки, а руками актёров, точными находками, приспособлениями. Предметы, детали, подчинённые замыслу режиссёра, мастерству актёров, — создают образы, картины, атмосферу, пульс, нерв спектакля! Спасибо Истринскому театру за возможность смотреть такие постановки!

Те, кто посещает спектакли школы постоянно, как Елена Бузлаева, замглавы городского округа Истра, отмечают, что в этом году — а это Год Театра — постановки необыкновенно разнообразны и вызывают большой зрительский отклик — ежевечерние аншлаги в течение всех этих четырёх театральных дней — тому подтверждение.

- Такие смешанные чувства, столько эмоций! Сегодня — как на передовой. Рада лично поприветствовать Бориса Павловича, потому что мы видим здесь его не первую работу, — отметила Елена Бузлаева. — И это потрясающе! Даже не хотелось вас фотографировать, хотелось просто слушать (о сторителлинге).

Мы понимали, что это доколумбовая Мексика. Мы, конечно, узнали эту женщину, о которой вы нам рассказали — Фрида Кало. Но этот спектакль не про смерть, он про жизнь! (О «Дне мёртвых»). Очень необычно, ведь без слов, но вы кричали, и мы это понимали (о «Семи). Театральная школа для Истры стала событием.

Здесь была Фрида Кало

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ЭКСПРЕССИВНАЯ

Один из самых сильных моментов любого шоу — когда в финале артисты называют родные города, из которых они приехали. Здесь в Истре была буквально вся Россия — огромная, бездонно талантливая, не такая как все.

Мои собеседницы — Татьяна Уланец из Хабаровска и Ольга Рузванкина из Владивостока. Таня окончила Хабаровский институт культуры, мастерскую Николая Кучигина, работает в Хабаровском ТЮЗе; Оля — Владивостокский институте искусств у мастера Ирины Лыткиной. — Узнали про школу, записали видео и отправили, и нас пригласили, — рассказывают девушки. Я видела их в двух постановках, играли они самозабвенно и с огромным удовольствием.

- Быть студентами театральной школы — безумно увлекательный процесс. Здесь все равны, все делают одно дело, никто одеяло на себя не перетягивает, мы все друг друга слушали, все друг за другом шли и понимали друг друга. Нам безумно повезло с режиссёром, Борисом Павловичем, который услышал каждого, раскрыл каждого, благодаря ему мы стали маленькой семьёй, и это чудесный опыт. И здесь в Истре потрясающий зритель. Да, школа конечно поменяла наши планы на 360 градусов, но мы в любом случае пока вернёмся в родные города и конечно, будем служить в театре.
Спектакли Сергея Землянского отличает прежде всего экспрессия; в постановке «Семь» актёры со сцены — и абсолютно без слов — транслировали настолько мощную энергию, что, казалось, её можно коснуться рукой.

Здесь была Фрида Кало

Спектакль — сложный, нестандартный — приняли восторженно. Цветы, овации, искренние слова восхищения высказывали буквально все. Галина Уткина, депутат Московской областной думы, поднявшись на сцену, сумела найти особые слова, чтобы выразить и своё личное впечатление, и отчасти, общее:

- Во-первых, как прекрасно, что именно наш театр стал одной из трёх площадок, выбранных для демонстрации спектаклей театральной школы, созданных молодыми талантами; вы все из разных городов, из разных стран, и вы все вместе, и это здорово! Во-вторых, перед спектаклем я интересовалась у Алексея Ивановича, каким он будет? Вдруг я не пойму, что происходило на сцене? Но сегодня я очень рада, что побывала здесь, ведь столько эмоций, и в то же время вечные темы — любовь, предательство…

Да, поначалу было непросто понять и оценить происходящее на сцене, но я не только смотрела спектакль с удовольствием, но и думала о том, что каждому поколению выражать своим мысли, чувства, своё восприятие жизни, наверное, надо по-своему. И поэтому я благодарю вас всех за такое исполнение, а нам надо думать и осмыслять увиденное.

ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ. ЗЕРКАЛА

Своими впечатлениями поделился и Сергей Землянский, давший после спектакля достаточно большое интервью журналистам, приводим из него выдержки:

- Нужно было создать спектакль за 18 дней и с незнакомыми мне людьми, которые также перезнакомились впервые в рамках работы школы. И первое, что пришло мне в голову в разговоре с руководством Школы, которое предложило мне сделать со студентами спектакль, оказалась цифра семь. Когда пытались выяснить, почему такое название, я ответил — пусть это будут 7 смертных грехов — тщеславие, алчность, зависть, гнев, похоть, чревоугодие, уныние. Всё, происходящее на сцене, тесно связано и с днём сегодняшним, и с далёким прошлым.

Мы адаптировали постановку к данной площадке, потому что изначально выпускали её в большом павильоне, и какие-то части просто поджимали под количество людей. Изначально в декорациях было 4 больших зеркала, но сюда приехали три. Всё происходило спонтанно, на живых эмоциях, работали быстро и жёстко, у всех всё болело, потому что это большие физические нагрузки, потом ребята привыкли, уже наработали мышечную память, втянулись. Были тренинги, на которых мы сплотились. Все работают с разным видом жанров, кто-то кукольник, например. А вот Шарлотта из Канады до поступления на актёрский изучала хореографию, и ей было проще.

В целом я был доволен, как зритель принял нашу работу, как сопереживал артистам, хотя это сложно для восприятия, не у всех работает какой-то момент считывания метафор, но в зале было как-то тепло и душевно. И всегда грустно прощаться, ведь все из разных стран, городов, территорий, и не факт, что у кого-то в жизни возникнет что-то сопоставимое по эмоциональному градусу с тем, что было здесь.

Всем участникам театральной школы, выступившим на сцене драмтеатра, подарили от истринцев симпатичные сувенирные тарелки с изображением здания театра. Получить их студентам было очень приятно.

- Всех вам благ, каждому из вас, в ваших театрах, на вашей родине, дальнейших взлётов и — до следующих встреч. Мы благодарим вас за ваше искусство, приветствуем в стенах старейшего театра Подмосковья, и всем огромное спасибо за аплодисменты! — Подчеркнул Алексей Губин.

Екатерина КАПРАЛОВА, фото Романа МАШИНИНА

Комментарии:

Нет комментариев

К этому материалу еще нет комментариев

Для того чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь.