Глумов нашего времени

В Истринском драматическом театре состоялась премьера спектакля по пьесе Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты» в постановке Сергея Гука

Одно из самых ожидаемых культурных событий этой весны вызвало огромный интерес аудитории: новая постановка, кажется, обречена на успех, настолько восторженно её приняли зрители, а роль Егора Глумова для директора театра Андрея Соколова станет, безусловно, одной из этапных.

Большое дело маленького театра

Спектакль создавали в рамках федерального партийного проекта «Единой России», одна из основных задач — обеспечить равный доступ к культурным ценностям для всех граждан России. Поэтому важно сохранять муниципальные театры малых городов, вокруг которых и строится местная культурная жизнь. Таких театров в России около 160, при этом в поддержке нуждается не столько состояние зданий, а сама театральная деятельность — новые постановки, декорации, оборудование.

Да, осуществлять серьёзную постановку в рамках какой-либо программы государственного финансирования всегда тяжёлое испытание для такого маленького театра как наш, поскольку условия таковы, что сначала театр спектакль ставят, и только потом поступают деньги. По словам худрука нашего театра Алексея Губина программа, в частности, рассчитана на театры, где существуют производственные цеха, где изготавливаются декорации, осуществляется пошив костюмов и в труппе служат артисты численностью, соответствующей нормативам, в истринском театре эти проблемы до сих пор не решены, хотя о них знают и незначительные движения в сторону их преодоления происходят.

«Нам приходится в рамках этих проектов трудиться с гораздо большими усилиями, сталкиваться с большим количеством проблем, чем большинству театров — участников данного проекта», — отметил Губин.

Глумов нашего времени

На злобу дня

…Островский вечен. Именно в этом суть классики: она всегда современна, злободневна, остра и точна. В своей пьесе «На всякого мудреца довольно простоты» драматург — на злобу дня — сделал своим героем холодного, расчётливого, всем существом погружённого в личные интересы юношу, для которого нет никаких моральных преград на пути к одной главной цели — карьере.

Действие пьесы происходит в Москве, в первое десятилетие реформ Александра II. Егор Дмитриевич Глумов говорит своей матери, что отныне будет делать карьеру через знакомства в свете, при этом вести дневник и в нём откровенно писать, что думает о людях, расположения которых так упорно добивается. Это туповатые реакционеры Крутицкий (великолепный Сергей Греков) и Мамаев (блистательный Денис Ясик), прекраснодушный либерал Городулин (обаятельный Павел Кусков), продажный газетчик Голутвин (пластичный, стильный Павел Анисимов), богатая купчиха — вдова Турусина (актриса с яркой индивидуальностью Анна Орлова), ханжа, окружившая себя приживальщиками, блаженными, странниками и гадальщицами.

Егор Глумов в исполнении Андрея Соколова умён, амбициозен, а главное, с помощью личного обаяния способен расположить к себе и ретрограда с реформатором, и скучающую светскую замужнюю красавицу Клеопатру Мамаеву (изящная София Елфимова), и очаровательную юную девицу Машеньку (незабываемая Виктория Триус).

За прекрасными манерами Глумова истинные мотивы его поступков до поры до времени не заметны, он легко дурачит окружающих. В самом звучании фамилии Глумов для зрителя уже есть намёк — он словно глумится над одураченными богатеями, с помощью которых находит личную выгоду. Да, в финале пьесы Глумов, потерявший осторожность, кажется, разоблачён, но те, над кем он жестоко посмеялся в своём дневнике, всё же находят, что Глумов нужный, «свой человек» и что для вида наказав, «можно его опять приласкать». Глумов в итоге полностью сливается с тем обществом, против которого выступает, и обнаруживает глубокое внутреннее сродство с ним.

Глумов нашего времени

Тонкий подход

Ставить классику — хорошо знакомую, любимую, зачитанную до дыр — невероятно сложно, потому что это требует филигранного подхода буквально во всём. Диктует свои условия и время — надо приблизить постановку к дню сегодняшнему, чуть освежить, осовременить — бережно, ювелирно, красиво. После премьеры, когда отзвучали последние аплодисменты и несколько улеглись эмоции создателей спектакля и зрителей, я поинтересовалась у художественного руководителя истринского драмтеатра, заслуженного работника культуры М. О. Алексея Губина, почему выбор спектакля для премьеры пал на Островского:

-В репертуарной политике наш театр придерживается довольно простого правила: необходимо сочетать в близких пропорциях современную драматургию, русскую и зарубежную классику, учитывая художественные достоинства той или иной пьесы. Вместе с тем в театре с более чем вековой историей сложились свои традиции, придерживаться которых мы считаем необходимым, а это приоритет русской классической драматургии. На нашей сцене с успехом идут «Гроза» Островского, «Анна Каренина» по роману Толстого, добавим теперь и премьеру спектакля «На всякого мудреца довольно простоты». Именно Островского мы предложили к постановке на нашей сцене молодому режиссёру Сергею Гуку ещё год назад, не конкретизируя название пьесы. Сегодня спектакль принят публикой, имеет успех, а значит наш выбор автора оказался верным, как и актуальность пьесы, — уверен Алексей Губин.

Глумов нашего времени

От главного к второстепенному

Сергей Гук — режиссёр уже двух спектаклей в нашем театре, он знаком с труппой и индивидуальностью каждого из наших артистов. Прерогативу в распределении ролей предоставили режиссёру, хотя формально утверждение подобного распределения остаётся за худруком театра, как и всё остальное в производстве спектакля: костюмы, декорации и т. д. огромную роль в успехе спектакля помимо режиссёра и актёрского ансамбля сыграла работа сценографа и художника по костюмам Татьяны Мировой, звукорежиссёра и художника по свету Михаила Исаева, и хореографа, режиссёра по пластике Дениса Бородицкого.

- Актёрское мастерство истринцев растёт, а главное — мы, слышим, видим друг друга, понимаем, что восприятие будет такое, а не другое, и я изначально понимаю, куда мы, например, точно не должны идти, — подчеркнул режиссёр Сергей Гук, поставивший на сцене Истринского драматического «Анну Каренину» и «Дориана Грея».

-Сергей, а вы сразу поняли, кто и кого будет играть?

-Я вам честно скажу, что спектакль всегда идёт от главного героя, и если я понимаю, что хочу вскрыть какую-то тему, я понимаю, есть в этой компании такой человек или нет. Вот как в «Анне Карениной». Я знаю, кто у меня будет Каренин, и какой будет спектакль. Ясно, что Андрей — отличный Глумов, после чего идём дальше. Да, труппа маленькая, поэтому всегда есть спорные распределения, и некоторым актёрам приходилось сложно, но, когда есть основная линия, всё проще, а спектакль идёт от главного ко второстепенному. Это спектакль я хотел сделать с Андреем, и сразу видел в нём Глумова, и сегодня увидел его и очень доволен.

Глумов нашего времени

В темпе XXI века

-Как удалось выдержать темп в спектакле, который поставлен по пьесе родом из 19 века и длится три часа?

-А в этом и состояла основная задача: во-первых, не уйти в персонажей карикатуры, а во-вторых поставить действие настолько плотно, чтобы внимание зрителей не отходило, держать аудиторию в напряжении, а это всегда с Островским сложно. Но у нас получилось.

Спектакль — это всегда сложный, многоуровневый, многослойный организм, где нет второстепенных вещей, где всё важно. В новой постановке драмтеатра на актёрах немало чисто физической нагрузки: они много двигаются по сцене, а костюмы из прошлой эпохи смотрятся роскошно, но они не столь комфортны, как современная одежда, и сцена ограничена в размерах. Как и сроки, в которые готовили премьеру.

-Работа здесь оказалась очень интересной, насыщенной, казалось бы, и найти что-то новое сегодня сложно, но нет, многое находилось, сложно было только возвращаться домой, когда мы заканчивали репетиции в час ночи, — вспоминает с улыбкой хореограф Денис Бородицкий, сделавший уже четвёртый спектакль на истринской сцене. У Дениса богатая творческая биография: в юности солист знаменитого Моисеевского ансамбля и dance captain в «Riverdance show”, участвовал в проектах «Танцы со звёздами» и «Большой балет», преподавал на танцевальных факультетах институтов USA, обладатель престижной «Золотой маски», член Союза театральных деятелей России, создатель своей авторской танцевальной компании Boroditsky Dennis Dance Company.

-Да, было мало времени, сжатые сроки, но благодаря Сергею Гуку и артистам мы сделали максимум для создания этого замечательного спектакля.

-Мне всегда страшно за актёров, когда они много двигаются по небольшой сцене, и могут упасть, особенно в длинных платьях, на каблуках…

-Грамотное передвижение по сцене достигается постоянным повторением, репетициями, актёры привыкают к масштабам, воспитывают в себе чувство сцены, когда надо не только произносить текст, а именно воспитывать качество существования на сцене, ощущение пространства, партнёрства, это вырабатывается только трудом. Есть ощущения, когда ты интуитивно понимаешь, в какой момент что происходит, это всё практика.

-У нас с Сергеем есть желание работать с этим коллективом и дальше. Важно и то, что здесь уже родные люди, здесь принимают тепло, — отметил Денис Бородицкий.

Глумов нашего времени

На одном дыхании

Своими впечатлениями от премьеры поделились и зрители:

Галина Уткина, депутат Московской областной думы:

-Прекрасный спектакль, прекрасный коллектив! Покупая перед премьерой цветы, я не представляла, сколько человек заняты в спектакле, но сейчас понимаю, что цветов здесь достоин абсолютно каждый, настолько профессиональная игра! Я получила огромное удовольствие, а наш театр — это гордость нашей Истры, нашего округа, он востребован, здесь аншлаги, это же замечательно!

Оксана Мощицкая, директор туристического кластера «Русская Палестина»:

- Искренне люблю классику, она никогда не перестанет быть актуальной; отмечу сильную энергетику артистов, занятых в премьерном спектакле, для зрителя это очень важно. Спектакль современен, но сделан с большим уважением к автору пьесы.

Сергей Олексюк, фотокор «Истринских вестей»:

- Для меня как для фотографа снимать сегодняшний спектакль было одно удовольствие, а не работа. Ярко, стильно, событийно! Мне нравится, когда во время спектакля есть импровизация, много эмоций — так что доволен очень!

Лариса Розова, исполнительный секретарь местного отделения «ЕР»:

-Спектакль сделан на высоком художественном уровне, смотрится на одном дыхании, есть и юмор и привязка к современным реалиям, отдельно отмечу прекрасные костюмы, созданные для премьеры.

…Итак, премьера безусловно удалась. Благодаря всем создателям спектакля, и в частности актёрам Владиславу Карченко, Александру Белову, Людмиле Семёновой, Екатерине Абрамовой, Павлу Шарову — старая добрая классика словно обрела второе дыхание.

Екатерина КАПРАЛОВА,

фото Сергея ОЛЕКСЮКА

Глумов нашего времени Глумов нашего времени Глумов нашего времени Глумов нашего времени Глумов нашего времени Глумов нашего времени Глумов нашего времени Глумов нашего времени Глумов нашего времени Глумов нашего времени Глумов нашего времени Глумов нашего времени Глумов нашего времени Глумов нашего времени Глумов нашего времени Глумов нашего времени

Комментарии:

Нет комментариев

К этому материалу еще нет комментариев

Для того чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь.