По четыре звезды на погон

Вячеслав Фёдорович Касьянов 39 лет защищал общественный порядок на подмосковной земле

Вячеслав Фёдорович Касьянов 39 лет защищал общественный порядок на подмосковной земле. Пришёл на службу в истринскую милицию в 1971 году, а увольнялся на пенсию уже из полиции, в 2010 году. Много раз на служебном пути Касьянова возникали эпизоды, требующие решительности и отваги.
 
Спасение утопающих
 
В начале апреля 1974 года в дежурную часть Истринского ОВД позвонили с базы отдыха Истринского молкомбината. На тающем льду водохранилища кричали два рыбака, молодой крепкий парень и седой пожилой мужчина.
Под утро, когда слегка подморозило, они сумели отойти от берега метров на триста. Часам к двенадцати дня потеплело, и лёд, и так изрядно подтаявший, стал на глазах превращаться в холодную кашу, прикрытую сверху блестящими на солнце лужами. Свернув снасти, рыбаки зашагали к берегу, но от лунок отошли лишь на несколько метров. Первым поехал под лёд пожилой мужчина. Напарник схватил его за воротник и вместе они повалились спинами на льдину.

- Выезжайте на происшествие вместе с участковым Михаилом Белкиным, - распорядился дежурный по ОВД Иван Доровской. Поехали. Касьянов в то время служил водителем дежурной машины. Его «ГАЗ-51» всегда был в исправности. Когда Касьянов и Белкин вышли на берег, увидели вдалеке две понурые фигуры, рыбаки уже не кричали. «Берём на базе лодку-плоскодонку, - решили милиционеры, - крепко привязываемся к ней верёвками с двух сторон и вперёд!». Сделав прочные узлы, они намотали верёвки на руки и заспешили к рыбакам. Скользившая по ледяной жиже лодка, как санки за детьми, несколько раз спасала жизни Касьянова и Белкина, потому что то под одним, то под другим лёд разъезжался и они рушились на бегу в стылую воду. По верёвкам подтягивались к бортам лодки, вылезали, щупали ногами твердь льда и снова торопились к рыбакам.

Осторожно подошли к ним вплотную. Пожилому мужчине велели сесть в лодку. Для молодого рыбака привязали ещё одну верёвку. Втроём поволокли плоскодонку к берегу. Добрались без уходов под лёд, но промокли насквозь, замёрзли. Заболеть не дали работники базы. Они, как оказалось, уже и баньку протопили для спасителей и спасённых.
 
 
Как родители познакомились

Отец следователя, Фёдор Егорович Касьянов, участвовал в Великой Отечественной войне: командовал танком КВ-1. Первые встречи с этой грозной боевой машиной стали для гитлеровцев очень неприятным сюрпризом. Однако общая ситуация на фронте складывалась в начале войны не в нашу пользу. Последние машины, оставшиеся без горючего и боеприпасов, Касьянов вместе с другими уцелевшими танкистами, загнал в болото. Из окружения не прорвались, попали в плен.

Из неволи выручила Фёдора девушка Нина, жительница села Озеро, что в Немировском районе Винницкой области. В местной школе она работала учителем немецкого языка. В июне-июле 1941 года гитлеровцы разрешали женщинам забирать мужей, оказавшихся в лагерях для военнопленных. Нина замужем не была. А к лагерю пришла за компанию с другими озерчанками. И когда высмотрела за «колючкой» высокого и светловолосого красавца с серыми глазами обратилась к старшему конвоиру на хорошем немецком языке: «Отдайте моего мужа!». Отдали.
Фёдор стал помогать Нине по хозяйству, а в душе всё время рвался на фронт. Но куда было идти в ту пору?

Мирная жизнь для сержанта кончилась так же внезапно, как и началась. Выдал оккупантам Фёдора озерчанин, решивший выслужиться перед новыми властями. Из гонимой на запад колонны военнопленных Касьянов сбежал. Жил в лесу, пока не встретился с партизанами. Добыв оружие, уничтожал гитлеровцев отчаянно и дерзко. Он и с тем предателем расквитался.

После освобождения Винницкой области, Фёдор Касьянов снова попросился в танковые войска. Бил фашистов в составе экипажа «тридцатьчетвёрки». Победу встретил в Будапеште.

Вернулся к Нине. В озёрском колхозе был главным бухгалтером. Селяне уважали Фёдора Егоровича за человечность и порядочность. А он всё мечтал переехать на российские земли, потому что родом был из рязанского города Скопин. В конце концов место бухгалтера и жильё нашлись в колхозе им. Тимирязева в Истринском районе. В середине 60-х годов прошлого века Касьяновым удалось купить старенький дом на ул. Морозова в Истре.

Есть у отца три сына

Троих сыновей вырастили Нина Иосифовна и Фёдор Егорович. Старший сын Виталий ныне профессор Московского государственного строительного университета. Младший сын Юрий окончил Коломенское высшее артиллерийское командное училище, служил в воздушно-десантных войсках, ныне полковник, отмечен государственными наградами за участие в боевых действиях.

Средний сын Вячеслав учился в школе имени А.П. Чехова и в Раменском профтехучилище, четыре года служил на базе подводных лодок Балтийского флота – старшина второй статьи. В милицию пошёл по направлению Истринского райкома комсомола, так как активно занимался общественной работой. Окончил среднюю и высшую школы милиции. В отставку уволился в звании майора.

- Капитанское звание мне как-то милее было, - шутит Касьянов, - больше звёздочек на погонах.

Звёзд действительно больше – по четыре на каждый погон.
Не так давно Вячеславу Фёдоровичу исполнилось 70 лет. Поздравляем!
 
Михаил МОСАЛЁВ,
 
фото из архива

 
  

Комментарии:

Нет комментариев

К этому материалу еще нет комментариев

Для того чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь.