Храм, построенный отроком

В этом году исполняется 313 лет с освящения Казанского храма в Полевшине

Почти сто лет храм был закрыт. Сегодня это – одна из церквей, которые ждут нашей помощи в восстановлении.

Холод запустения победили молитвой

В 2013 году настоятелем храма был назначен протоиерей Димитрий Трущелев, при котором впервые почти за сто лет в основном здании Казанской церкви начались службы. До этого времени храм стоял закрытый, а с 1998 года службы велись во временном строении.

- Все было на таком энтузиазме -  мало людей, сильный холод... Зимой перебрались во временный храм, а на Пасху снова вернулись в большой храм, и уже осенью прихожане сами сказали: «Батюшка, делайте что хотите, но мы отсюда никуда не уйдем», – так вспоминает мытарства первого времени настоятель храма.

«Благолепие в каждой травинке»

Постепенно провели электричество, наладили освещение. Первое время помещение отапливались тепловой пушкой. «Разорительная вещь», по словам отца Димитрия, и гудит громко. Потому, когда на другой год вместо нее установили дровяную печь, в храме стало тепло, тихо и уютно.

В ясные дни зимние дни солнце отражается от снега и бликует в витражах, тогда по стенам разбегаются разноцветные сполохи. Особенно красиво это на Рождество и Крещение.

- Снег отражается в витражах, в винограде, в каждой травинке – такое благолепие, - говорит отец Димитрий. 

14-летний основатель

Земля принадлежала боярскому роду Полевых, отсюда и название села - Полевшина. Род быстро вымирал по мужской линии, и когда началось строительство храма, в живых остался только Федор Полев, которому на момент начала строительства исполнилось всего 14 лет! Он взялся строить храм, который стоит до сих пор.

В 1696 начали возводить церковь, в 1704 ее освятили. Федор повенчался в новом храме, у него родилась дочь, а когда ей исполнилось 3 года, Полев умер. Похоронили его здесь же, под алтарем храма, в нижней части, в семейной усыпальнице.

Необычная архитектура церкви, выстроенной в стиле московского барокко XVII века – двухъярусное здание с четырехскатной пятикупольной кровлей и шатровой колокольней, галерея вокруг верхнего яруса, родовая усыпальница бояр Полевых – все это делает церковь непохожей на большинство истринских храмов.

Чеховские впечатления

Вдова Федора вскоре снова вышла замуж за генерала-поручика Павла Федоровича Балка. Их потомки стали Балк-Полевыми. Она уехала жить в вотчину к новому мужу, а семейный храм Полевых с тех пор стоял без хозяев и приходил в упадок. Службы в нем почти не велись.

Места эти, как мы знаем, чеховские. Здесь, в Полевшине, Антон Павлович написал рассказы «Недоброе дело» и «Ведьма». Одни названия чего стоят. Наверное, здесь была удручающая обстановка. В своих воспоминаниях Чехов писал, что в Казанском храме в Полевшине службы проходят всего один раз в год на Казанскую.

После Революции

В 1936 году храм передали колхозу, хотели перестроить в дом культуры, но в 1939 сделали мастерские. Во время оккупации в нем спасались от немцев и мороза жители окрестных деревень. Зима 1941 была лютой, оккупанты занимали избы, а людей выгоняли.

- У нас есть прихожанин, которому было семь лет, когда он здесь с мамой жил здесь несколько дней той зимой, - рассказал отец Димитрий.

В храм попал снаряд, но не разорвался. Да и после войны десятилетия запустения продолжились. Уже в 50-е годы разрушили колокольню.

- Что толкнуло людей на это? Я не знаю, - сокрушается настоятель. - Но сохранись она, нам было бы сейчас легче.

«Не огонь, но свет»

- Когда-то в нашем храме в четырехъярусном иконостасе хранилась особо чтимая Казанская икона Божией Матери, были ризница, библиотека. А три года назад, когда возобновились службы, здесь были всего две иконы, - рассказывает отец Димитрий. - Но наши прихожане своими силами стараются возродить дом Божий, многие иконы пожертвованы ими. Есть список иконы Николая Чудотворца работы Андрея Рублева, есть редкая икона Олега Брянского. Конечно же, есть храмовая Казанская икона. В этом году нам написали икону Собор новомучеников земли Истринской. Все вокруг – иконы, двери, печь, витражи, все это - любовь людей, к Богу, к нашему храму.

Не так давно в алтаре повесили главный светильник – хорос, который, по словам настоятеля, «не огонь, но свет», и свет этот сияет как символ духовной радости и благодати.

Вот так мы и живем: прихожан мало, средств на восстановлении храма мало, а работы много. Но, с Божьей помощью, надеемся, что все преодолеем

                                  - Димитрий Трущелев.

Деньги на колокол собирали год

По крупице, по кирпичику возрождается храм. В прошлом году к престольному празднику Казанской иконы Божией Матери освятили колокол, деньги на который собирали целый год буквально всем миром, ради этого провели благотворительный концерт в Истринском ДК. В поддержку храма на сцене выступали местный ансамбль Русской песни «Ярило» и оперная певица, заслуженная артистка России, солистка Большого театра Яна Иванилова. Билеты на концерт не продавали, в зале стояла кружка для пожертвований, куда каждый мог внести свою лепту.

Сейчас главная цель – восстановить крышу, там нет ни утепления, ни металла, потом начать делать стены. Для этого нужен специальный большемерный кирпич, вещь редкая и оттого очень дорогая.

Вы можете оказать помощь в восстановлении храма. Средства можно перечислить на следующие реквизиты: 

Банк «Возрождение» ПАО , расчетный счет 40703810901700142777 , корр. счет: 30101810900000000181,

ИНН 5017027948, КПП 501701001, БИК 044525181.

Назначение платежа и прочие вопросы можно уточнить, связавшись с настоятелем храма протоиереем Дмитрием Трущелевым по телефону: +7 (919) 765-67-20.

Елена СОЛДАТОВА,

фото автора, Виктора БАБЕНКО и из архива

Храм, построенный отроком Храм, построенный отроком Храм, построенный отроком Храм, построенный отроком Храм, построенный отроком

Комментарии:

Нет комментариев

К этому материалу еще нет комментариев

Для того чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь.