5 августа 2013 14:20 / Архив / Комментарии 0

Долгая дорога в Осташков

Этой поездкой Академический хор ДК Истра был награждён в связи с 35-летием основания хора и 75-летием со дня рождения его руководителя Ивана Слесаревского. С ними выехал на концерт и народный коллектив ансамбль «Надежда» (Истринский ДК), художественный руководитель Елена Володина, концертмейстер Владимир Королёв.

 

«СЛОЁНЫЙ ПИРОГ»
...Мы не были здесь пять лет. «Мешали» европейские поездки, а то того, ежегодно посещали в качестве гостей «Музыкальные вечера на Селигере», которые проводила ныне покойная выдающаяся певица Ирина Архипова, а затем её муж певец-тенор, народный артист Владислав Пьявко.

Нас всегда встречала и встречает, а также устраивает ночлег, питание и культурную программу на два дня Людмила Новикова, солистка нашего хора, ныне много лет живущая в этом крае, занимающаяся культурой и музыкальным воспитанием молодых талантов.
Никогда не задумываешься о том, что любое место на земле может в историческом, географическом, этнографическом смыслах и по другим параметрам оказаться «слоёным пирогом»: до нас здесь жили какие-нибудь кочевые племена, народности. Потом образовывались государства, развивалась их культура, ментальность. И так до наших дней. Также идя по осташковским улицам, спокойным, тихим, с остатками архитектуры разных веков, вдруг наткнёшься взглядом на такую древность и ветхость, что и не определишь, из каких это глубин истории...Все улицы упираются в озеро. Потому что город – на полуострове. А если копнуть глубже, то Селигер появился с последним ледником. Его побережье было заселено в эпоху неолита, археологи нашли здесь стоянки. В 9 веке, оказывается, селились славянские племена кривичей, к десятому веку появилось городище. Были ладьи, которые с различными товарами сновали туда-сюда. Коснулись этой земли и княжеские разборки в 12 -13 веках, а 1371 г. условно считается датой основания Осташкова, когда появляется влияние Москвы (Иван Калита). Ближе к нам – в 1776 г. появляется Тверская губерния. А ещё ближе – с 1935-1990 гг – Калининская область.
Так называемая «Пизанская башня», оставшаяся от въездных ворот по торговому пути, недалеко от колледжа, где мы остановились, наклонилась опасно. Она будоражит воображение. Конечно, это не Италия, но очень хочется, чтобы она не упала, чтобы каким-то образом её «отцентровали». А осташи говорят, что её снесут. Жаль! Найдитесь богатый, денежный человек, и не позвольте этому случиться. Воздастся!
По плану у нас поездка по Селигеру, к Ниловой Пустыни. Здорово. Мы там были. Но к ней можно не раз приезжать.

 

 

СЕЛИГЕР ВДОХНОВЛЯЕТ НА ОТКРОВЕНИЯ

Идём к причалу старинными улочками, здесь сохранились ранние деревянные и поздние каменные купеческие дома. Конечно, они оседают, разрушаются, цоколь уходит всё глубже в землю, и некоторые окошки первого этажа – на уровне земли. Но «держат фасон», удивляя разнообразными цветами в горшках на «угасающих» окнах. Надо сказать, что осташи полны достоинства, хотя улицы их города не мощены булыжником, как прежде. «Наши дороги покрывают не асфальтом, а...матом», - говорит Людмила Новикова, когда автобус пытается преодолеть выдолбы мостовой. Осташи рыбачат, как их давний предок Евстафий, и даже улица его имени есть, от которого по легенде пошло название Осташкова. Они не сдаются судьбе: закрыты кожевенная фабрика, другие производственные предприятия. Собирают ягоды, грибы, вялят рыбу, занимаются рукотворчеством. Любят искусство, музыку. Избалованы «Музыкальными вечерами...» И нет-нет в старые домики кто-нибудь да вдохнёт новую жизнь. А ворота обязательно «с коньком».
Старина осязаема, и в воздухе ощущение исповеди. Исторической, чьей-то жизни, оставленной нам: любуйтесь, храните. Пока идём – невольно возникает желание поговорить, повспоминать. Рядом идёт Иван Егорович. Пользуюсь случаем: говорим, конечно, о хоре.
- Вы правда планировали в своей жизни создать академический хор, или это случайно всё? – спрашиваю его полушутя.
- Уже в три-четыре года был такой посыл. Старшая моя сестра (ныне здравствует) хорошо поёт народные украинские песни. Собирались всегда по-семейному и пели, молодёжь приходила. И я вместе с ними пел... «На огороде верба рясна», значит – кудрява. Много пели. Вернуть бы эти годы, - говорит Иван Егорович, закуривая. Родом он с Днепропетровщины. Я заметила, что мои предки тоже оттуда.
- Да ну?! Я из казаков. Иду как-то с внучком, а мне навстречу Лёня Лазебный, говорит: «Был такой дед Слюсарь – казак. Так что ты ему родня».
Дальше Иван Егорович рассказывает мне, как пел в школьном хоре. Поступал в техникум по подготовке культурно-просветительных работников.
- Хотите, скажу по-украински? – и перевел мне на украинский язык. Очень смешно звучит. Язык он никогда не забывал. С сожалением отметил, что его земляки, отъехав ненадолго с Украины, язык забывают потом. После техникума – армия. Служил в Московском военном округе, в Выползово. Потом дислоцировали в наш край. После армии хотел поступать в МГУ на юридический, а когда отправлял документы на почте, переписал на Московский институт культуры. После института направили на Урал. Там он руководил самодеятельным хором, который был уже создан до него. В Истре жили его друзья, и в 1973 году он приехал работать в ОВНИИЭМ. «Тогда был директором замечательный человек Владимир Иосифович Адасько. Он дал мне возможность организовать при институте капеллу, ставшую потом хором. Я очень рад, что повстречал такого человека. Был и директором Истринского ДК. Постепенно в хор приходили люди, он стал академический, пели многоголосье».
- Восьмигласие идёт из глубин, от церковной музыки, - говорит «Егорыч», так мы его называем, любя. – Например, «Тучу», «Зимнее утро» поём восьмигласием.
Замечаю, что тяжело людей без музыкального образования научить тонкостям хорового пения.
- Не тяжело. Если иметь терпение, - утверждает он.
А терпения ему не занимать. Мы ведь за полгода выучили сложную «Херувимскую» А. Копылова, напоминаю ему.
- Да, это был порыв.
Спрашиваю, почему он выбирает сложные классические вещи, хоры из опер, например. «Но ведь моей грамоты хватает, чтобы усвоить материал...» (И.Е.) И рассказывает мне, как он осваивал «Природу и любовь» П.И.Чайковского.
- Когда я услышал это произведение в исполнении нашего институтского женского хора, оно меня покорило. Потом, уехав на Урал, стал искать ноты. Обратился к Серафиму Владимировичу Попову, наш зав.кафедрой, профессор Института культуры, ныне покойный. Как хотите, но мне очень надо, говорю ему. Он дал ноты, с условием: «Ваня, только верни». Конечно, вернул, на ротаторе сделал несколько экземпляров..., - вспоминает Иван Егорович. И замечает крепко, по-мужски: «То, что дал мне институт, этого до ноздрей хватило!»
На концертах мы поём красивую болгарскую народную песню «Путь в горах». Она всегда нравится публике.
- Была у нас Лера Михайловна Казариева. Как то она даёт мне партитуру: «Ваня, взял бы ты для начинающих эту песню?» Я был уже на втором курсе. Смотрю там тесное расположение аккордов и всего четыре такта. Конечно, говорю, взял бы. «Тогда из тебя хормейстера не получится...», смеясь вспоминает наш руководитель. Эта песня сделана для академиков как «конфетка». (Работали тогда хормейстером Тамара Ивановна Слесаревская и концертмейстером Татьяна Дроздова; ныне – за роялем Елена Романова).

НИЛОВА ПУСТЫНЬ ВОЗРОЖДАЕТСЯ

...Подходим к пристани, нас ждёт катер «Былина», он повезёт нас по озеру, а вернее, по озёрам, которых на Селигере много. Здесь соприкасаешься с историей постоянно. И катер своим названием возвращает в старину, и сказочные сосны на песчаных берегах на противоположной стороне, и выплывающий вдруг, как на острове «Буяне» (у Пушкина), - древний монастырь, так называемая «Нилова Пустынь». Где в келье жил молитвенник-монах преподобный Нил Столобенский. Он нёс очень тяжёлый подвиг – столпничества. В его келье были вбиты деревянные крюки. И если он хотел отдохнуть, то повисал на крюках, стоя на ногах. Спал стоя, Итак – 27 лет такой жизни. Здесь его похоронили, когда он преставился Господу. В конце 16 века на этом месте был основан монастырь. В нём мощи преподобного Нила. А у входа вас встречает деревянная резная скульптура в полный рост монаха-молитвенника Нила. На фоне ныне возрождающегося монастыря: Богоявленского собора и других прилегающих к нему церквей, с золотыми куполами и крестами, Нил, склонив голову, «благословляет» вас и... «благодарит» за пожертвования на реставрацию мужского монастыря первого класса. Реставрация идёт неспешно около 20 лет. Никаких спонсоров нет, всё восстанавливается за счёт огромного потока туристов и их пожертвований. Ещё пять лет назад мы видели зияющие пустотой окна корпусов и мощный бурьян на дорожках. В советское время здесь был лагерь, где томились пленные литовцы и поляки. Кстати, чтобы спокойно фотографировать, вы покупаете за сто рублей «разрешение» - карточку. Это тоже считается пожертвованием. Выстояв очередь, преклоняемся перед мощами Нила, исцеляющими многих людей. (При жизни преподобный Нил обладал даром исцеления). Подходим к иконе Казанской Богоматери, у которой, как говорят, засохшие цветы начинают оживать. Икона мироточит. Подав записки о здравии родных и близких, об упокоении других, с лёгкой душой осматриваем территорию. В 13 час. Наш катер держит путь назад. Если опоздал, «водное такси» за 2 тыч.руб.(!) доставит назад. Цены туристические. Чуть не опоздала. Передо мной уже убирали трап...
- Вы действительно с «Былины»?
- Конечно!..
Вторично катер причалил, опустили трап, и я, как быстроногая лань, скакнула по нему.
...Пропитавшись монастырской «аурой», докучаю Егорычу:
- Как Вы пришли к духовным произведениям, которые поёт хор?
- Случайно. Время такое было, - добавляет он.
- Сейчас тоже востребована церковная музыка, - говорю, - особенно за рубежом, да и у нас...
- Я считаю, что к церковной музыке надо относиться очень осторожно, - замечает Иван Егорович, - она должна идти отсюда, и показывает рукой на то место, где сердце.
- Бабульки в церкви так и поют – сердечно, душой, и не очень сложные песнопения, - соглашаюсь.
- Простенькие я бы не брал. Церковная музыка красивая, многоплановая и...не здешняя. Поэтому особая, - говорит он.
- Мне кажется, наш хор созрел и по возрасту, и по опыту пения...
- Давай на этом закончим, - не стал дальше развивать тему Иван Егорович.

НАША «НАДЕЖДА»

...Наш визит в Осташков никогда не проходил без концерта. В этот раз мы уступили место молодым – вокальному ансамблю «Надежда» под управлением высокопрофессионального хормейстера и руководителя, засл.работника культуры РФ Елены Володиной, концертмейстер Владимир Королёв. В ансамбле поют дети наших хористов – Галины Лихошвай и Ирины Антоновой. Они имеют уже свои семьи, детей. Это – молодая «поросль», действительно, наша надежда: Оксана Фомченкова, Ирина Семёнова, Анна Кабирова, Анна Легостаева, Наташа Акопова, Таня Кольцова, Юля Караян, Ольга Белова, Ирина Енгалычева...
Концертный зал (здание бывшего храма), где обычно проходят «Музыкальные вечера на Селигере», был достаточно полон, значит, афиши читают. Девочки впервые приехали сюда. Волнуются. Это они – многочисленные лауреаты, дипломанты различных конкурсов и фестивалей, лучший вокальный коллектив поющего Подмосковья. Владимир Королёв ударяет по клавише, даёт тон..Поехали! Церковная музыка в их исполнении, при хорошей акустике – то, что надо. Именно – «не здешняя». Бурные аплодисменты сопровождали почти каждый номер репертуара. Слаженность, ансамблевость, тонкое музыкальное чутьё. Песни классические, оперные, романсовые, народные и популярные советские – всё на «отлично». Приятно, что это Истра, и что они – наша общая творческая семья.
Песня продолжалась во дворе у Люси, под каштаном, который мы когда-то посадили. Он вырос, раскинул ветви и приютил нас. Пели мы о разном: о Родине, о любви, старинные русские песни, украинские, казачьи. Соседи с обеих сторон, за заборами, слушали нас, затаив дыхание, и горячо потом хлопали в ладоши. Осмелев, они под гитару спели «Снится мне деревня» (Б.Емельянов – Л. Дербенёв): «Сам себя считаю городским теперь я, Здесь моя работа, здесь мои друзья, Но всё также ночью снится мне деревня, Отпустить меня не хочет Родина моя...» Как-то грустно стало от этой песни, оттого, что люди вынуждены уезжать на заработки в чужие края. Также, как и сегодняшние осташи, работающие в Москве, других городах наверняка ностальгируют по родному краю. Но такова жизнь.

«ЛЮСЬКА»

Когда мы приезжаем в Осташков, а это бывает в 11-12 ночи, Людмила встречает нас в условленном месте, у АТП. Открывается дверь автобуса и...
- Люська! - Дружеские объятия, поцелуи, улыбки на лицах. И её певучий голос обретает ещё большую силу:
- Рада вас всех видеть! Как доехали?
Дальше Люська идёт по рядам, целуя каждого сидящего в кресле. Так называть её имеют право только близкие друзья, а это – треть хора.
В её скромный домик (теперь заметно отремонтированный) мы приезжаем много лет.
Сидим за сборным столом на 35 человек. Люська исполняет свой давний коронный номер про Марусю Климову («Мурка»), а мы, подпевая припев,, хлопаем в такт в ладоши. Она - настоящая актриса: исполняет в «лицах», живо, жестами показывая и пистолет, которым неблагодарную Мурку застрелил «любимый», и нотки сожаления в её голосе; раскачиваясь бёдрами, ставит указательным пальцем последнюю «точку». Соседи за забором дома требуют на «бис» ещё и ещё. Ведь Мурка исполняется раз в году, когда мы приезжаем...
- Вот эту девчонку, Люську, я впервые увидел на сцене ДК с баяном. Смешная! Но голос...Всё, говорю, будет у нас в хоре петь, - смеясь вспоминает Иван Егорович, которого чествуем ещё с 75-летием, теперь уже в Осташкове, хотя вечер и концерт в честь 35-летия основания хора был в Истринском ДК 6 июля в день рождения руководителя. (Заодно отмечаем юбилейную дату рождения Гали Лихошвай и день рождения старосты хора, нашей солистки Валентины Шпиленок.)
Жизнь отдалила хор от Люськи, но на доступное расстояние: есть постоянная телефонная связь, она часто приезжает в хор попеть и просто повидаться. Или за границу вместе махнуть. Как певица и музыкальный педагог воспитывает молодые таланты. Ведёт культуру, занимается организацией концертов, в том числе и для «Музыкальных вечеров...» Благодаря Люсе мы всегда содержательно проводим два выходных дня, на которые приезжаем. Слушали на концертах известных певцов и музыкантов, исполнителей. Ездили на исток Волги, видели другие достопримечательности Осташкова, и конечно, посещали Нилову Пустынь.

«НА ПОСОШОК»

.........История гласит, что новгородский генерал-губернатор Яков Сиверс, очарованный Осташковым, писал Екатерине II: «...один почерк Вашего пера сделает из него вскоре значительный город». Действительно, ещё в конце 17 в. Осташков быстро рос: было два каменных собора – Троицкий и Воскресенский. Были кузнечные и сапожные ремёсла, чеканщики, золотых дел мастера, столяры, резчики по дереву, живописцы и часовшики. Была больница, народные и духовные училища, библиотека, театры, бульвары и городской сад, где играли духовые оркестры! Училище для девиц, воспитательный дом, мощёные булыжником улицы, первая в России добровольная пожарная команда. Почти все были грамотны, брили бороды и называли себя горожанами...
Где тот человек, который «одним почерком» пера возродит этот уникальный город, с богатой историей, с красивейшими окрестностями и просвещёнными людьми?..Конечно, здесь много подвижек в смысле туризма, но это в основном частный бизнес.
Прощаемся с Осташковым, до следующей поездки...

Людмила ДЕРБУШЕВА, фото автора и Ростислава СОКОЛОВА

Комментарии:

Нет комментариев

К этому материалу еще нет комментариев

Для того чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь.