Ветераны Дедовска познакомились с пионером морского нефтяного бурения

От самых первых шагов до сегодняшнего дня история разработки месторождений нефти и газа на морском шельфе развивалась при непосредственном участии нашего земляка – дедовчанина Александра Суркова

В свой профессиональный праздник Александр Сурков - потомственный нефтяник, стоявший у истоков добычи жидкого золота на шельфе северных морей, - побывал в гостях у Совета ветеранов Дедовска. В честь Дня работников нефтяной, газовой и топливной промышленности, который отмечается в первое воскресенье осени, ветераны преподнесли в подарок своему гостю книгу «Дедовск. Век перемен». А он рассказал землякам, как ему довелось встать в ряды первопроходцев морского бурения в нашей стране.

 «Я родился нефтяником»

Александр называет себя буровиком по рождению и по призванию. Заложили семейную династию его родители, а подхватить традицию готовится уже внук. Верность профессии хранят брат и жена, сын и дочь Сурковы.

- Я родился нефтяником. Впервые попал на буровую в детстве с отцом. Он брал меня с собой на работу, я это хорошо помню, - поделился Александр. 

Сейчас он  принял эстафету старшего в династии. А средним звеном стал его сын Евгений. Знания и опыт отца стали незаменимым подспорьем для сына. 

- Бурение – круглосуточный непрерывный процесс. Работа на буровой установке идет в две смены. Часть людей отдыхает, часть работает. Непосредственно процессом бурения занимается буровая вахта. Еще есть механическая служба, которая следит за оборудованием. Есть геологи, которые контролируют процесс по приборам и датчикам. И, конечно, бытовая служба, обеспечивающая питание и хозяйственные нужды.  

От «Севастополя» до «Полярной звезды»

Александр подробно рассказал своим слушателям обо всех этапах разработки нефтяного месторождения от сейсморазведки до промышленной добычи. И, конечно, больше всего внимания уделил делу всей своей жизни – нефтедобывающим морским  платформам.

Он участвовал в создании первой из них в водах Арктики.

- В начале 80-х в Мурманске мы ожидали  поставки новейшего нефтепромыслового оборудования из Финляндии. Процесс затянулся на год. Тогда было решено построить буровую ледостойкую платформу самостоятельно силами треста «АрктикМорНефтеГазРазведка». За основу было взято списанное судно «Севастополь» из серии «Либерти» - одно из  тех, что построили ещё для перевозки грузов Лендлиза. Мы купили его по цене металлолома, выпотрошили всю начинку из корпуса. В него вписали обычную сухопутную буровую установку со всем оборудованием, - поделился воспоминанием об историческом событии его участник.   

Так появилась первая платформа для морского бурения на арктическом шельфе. В дальнейшем ее сменили суда-первопроходцы «Шашин» и «Муравленко».

А сейчас сын нашего героя работает на самой современной нефтедобывающей платформе «Полярная звезда». Знания и опыт отца стали незаменимым подспорьем для сына. 

Сегодня техника и технология бурения позволяют бурить скважины практически любой глубины. Но целесообразнее  разработка пластов не в глубину, а по горизонтали. Горизонтальное бурение многократно увеличивает производительность скважины. Современный технологии это позволяют, - делится буровик профессиональными тонкостями.

Ирина ГАЛЧИХИНА,

фото автора и из семейного архива Сурковых

Комментарии:

Нет комментариев

К этому материалу еще нет комментариев

Для того чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь.