Солнце в человеке

Корреспондент «ИВ» встретился с недавно назначенным директором Новопетровской школы-интерната Владленой Рыжковой и поговорил с ней о радостях и трудностях воспитания особенных детей

Что лежит в верхнем ящике стола директора Новопетровской школы-интерната?

Я и сама удивилась и улыбнулась, когда узнала. Расскажу об этом чуть позже, а сначала немного о самой школе. Основанная в 1962 году, в 2017 она отмечает юбилей – 55 лет. В феврале этого года руководителем школы-интерната назначена Владлена Рыжкова, которая до этого более 20 лет проработала в Новопетровском детском доме вплоть до его закрытия.

Потом работала в министерстве образования Московской области, возглавляла детский сад в поселке Глебовский. Назначение на должность директора школы-интерната для нее стало неожиданностью. Тем не менее, вот уже три месяца она находится у руля школы, налаживает учебный процесс, ближе знакомится с учениками и вслед за Сократом считает, что дети не могут быть плохими, потому что в каждом человеке есть солнце и нужно только дать ему светить.

Полинина любовь

– Уже обжились на новом месте?

– Нет, дел пока так много, что обживаться некогда, пережили три проверки, идет учебный процесс.

– Любимчиков успели завести, или стараетесь держать дистанцию и относиться ко всем ровно? – спрашиваю я, разглядывая висящее за спиной моей собеседницы письмо, написанное детскими каракулями, из которого понять можно только общий смысл – на самодельной открытке Полина пишет Владлене Валентиновне о том, как сильно ее любит.

– Конечно, есть свои симпатии. Есть ребята, которые очень помогают, участвуют во всех наших акциях – сажают вместе с учителями Лес Победы, приезжают сюда даже в выходные дни, участвуют в праздниках и конкурсах.

Босиком по траве

– Принято считать, что современные дети сложные, что у педагогов даже в обычной школе через несколько лет работы происходит эмоциональное выгорание. На вас это не похоже.

– Дети меня не раздражают, это точно. Наоборот, хочется успеть сделать для них больше, суток не хватает. Есть такая шутка: «Какие у вас трудности в работе с детьми? Работа с документацией». Иногда смотришь из окна, как они гуляют, бегают. Хочется туфли снять и побегать с ними вместе. Многое удается решать в неформальной обстановке. Пошли с ребятами сажать «Лес Победы» и там совсем по-другому общались. Здесь учебный процесс, авторитет учителя, а там он делится с тобой чем-то таким, о чем в школе и не рассказал бы.

Ровная линия

– Сколько детей учится в вашей школе?

– Сейчас у нас 117 воспитанников, из них 27 детей-инвалидов. Некоторых родители привозят к нам на время. Здесь с такими детьми занимается логопед, психолог, социальный педагог, дефектологи. Индивидуально занимаются сенсорикой, риторикой, речевым развитием и т.д. На каждого воспитанника у нас разработана своя программа – индивидуальный маршрут. Здесь они видят других детей, общаются с ними. У нас сильные учителя, особенно если говорить о младших классах, а это особенно важно. Научили взять ручку и начертить линию – для некоторых детей это уже невероятный прогресс. Всего у нас работают около 40 педагогов, воспитателей, специалистов и учителей. Все делают одно дело, все помогают друг другу. Екатерина Александровна Игнатенко, Елена Семеновна Волосатова, Людмила Николаевна Кравцова. Если меня нет, на хозяйстве остается Вера Михайловна Подзорова. Это те педагоги, на которых можно положиться во всем.

Ребенка нужно хвалить

– С хулиганами справляетесь?

– Справляемся. Последствия жизненных неурядиц, потеря родителей, их невнимание, родовые травмы – много факторов влияют на поведение ребенка. Но, я уверена, ребенка нужно хвалить. Нужно стараться отмечать то хорошее, что он делает, то хорошее, что есть в нем. Конечно, от плохих поступков никто не застрахован, особенно если возраст переходный. Но опять же, ругаем мы не ребенка, а его плохой поступок, говорим: «Ты у нас хороший, мы тебя любим, но вот поступок твой плохой». Чем больше хвалишь, тем больше он старается быть хорошим.

Табурет как основа профессии

– На газоне у здания школы стоит огромный табурет – это памятник трудолюбию учеников?

– И это тоже. В столярной мастерской наши ребята делают скворечники, столы, табуреты, какую-то несложную мебель. Здесь мы даем им основы столярного и швейного дела, обучаем навыкам ведения сельского хозяйства – у нас свой огород и шесть теплиц. Мы и рассаду сажаем, и цветы. Есть факультатив, где учат парикмахерскому искусству. После окончания нашей школы ребята при желании могут идти учиться дальше – получать среднее специальное образование. Большинство из наших выпускников поступает в Истринский филиал Красногорского колледжа (бывшее ПУ-65). Наших ребят очень хвалят в ПСО-13, куда они идут работать после обучения строительным специальностям.

Не каждая птица – слон

– Что, по вашему мнению, нужно менять? Планируете ли вы применять какие-то новые методики?

– Сейчас повсюду внедряется современный подход в образовании, федеральные стандарты вводятся во всех учреждениях. И мы не исключение. Необходима разработка индивидуальных программ обучения для каждого ребенка. Есть общая адаптированная программа, есть индивидуальный маршрут, но хочется иметь индивидуальную программу для каждого ребенка. Необходимо с самого начала понимать – что мы имеем на входе и что получим на выходе именно от этого ребенка.

Вот представьте, сидит строгий учитель, а перед ним ученики – обезьяна, рыба, волк, слон, птица, медведь. Учитель говорит: «Чтобы оценки были честными – задание для всех одно – залезть на верхушку дерева». Понятно, что птица взлетит быстро, а слон вообще не сможет этого сделать, и, если мы будем судить его по способностям лазить по деревьям, он всю жизнь проживет с верой в свою глупость. Поэтому мы в нашей школе не задания раздаем, а смотрим на ребенка – с чем он может справиться, и поощряем каждый результат, отмечаем любую положительную динамику.

«А я это знаю!»

– Когда приходится переводить к вам ученика из обычной школы – для кого это больший стресс – для ребенка или его родителей?

– Многие родители, когда понимают, что их ребенок не может учиться по программе средней школы, упорствуют, и он продолжает заниматься с огромным трудом, по два года сидит в одном классе. А потом все равно приходят к нам. Я объясняю – зря вы отказывались от перевода в нашу школу, потому что ребенок, который не успевает за своими одноклассниками, как правило, подвергается их насмешкам, а это сильно бьет по его самооценке. Ребенок замыкается в себе. А когда приходит учиться к нам, понимает, что оказался в своей, дружелюбной среде. Здесь он раскрывается, начинает верить в себя, потому что задачи, которые они там решали во втором классе, у нас решают в пятом. И тогда школьник, который всегда плохо учился в обычной школе, встает и говорит на уроке: «О, а я это знаю». Мы говорим: «Молодец, тогда расскажи всем об этом».

Конфеты – основа педагогики

– Чего больше всего не хватает вашим воспитанникам?

– Большинство из них обделены вниманием. Прибегают ко мне в кабинет – рассказывают: «А я вот это сделал, а я вот то». Ждут похвалы. Вот, – Влада Валентиновна открывает верхний ящик стола, – у меня пакет с конфетами всегда лежит. Угощаю их, когда ко мне заходят. Некоторые стесняются, таких специально приглашаю на конфеты. Это целый ритуал. Пришел, конфету съел, посидели, поговорили, кто-то расскажет, что у него на душе, кто-то пожалуется, кто-то похвастается оценками, учебой. Абсолютно нормальные дети. Мы лечим любовью и ожиданием лучшего и не требуем того, чего они не могут сделать.

Елена СОЛДАТОВА,

фото автора

Солнце в человеке Солнце в человеке Солнце в человеке Солнце в человеке

Комментарии:

Нет комментариев

К этому материалу еще нет комментариев

Для того чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь.