О Чехове вспомнили без вранья

«Врут все: А. П. Чехов в воспоминаниях современников». Встреча под таким названием прошла в Истринской центральной районной библиотеке им. А. П. Чехова

Её провёл замдиректора Государственного литературного музея по научной работе, кандидат филологических наук Эрнест Орлов, один из ведущих специалистов в современном чеховедении. Он является заведующим дома-музея А. П. Чехова, более известным в народе как «дом-комод» на ул. Садово-Кудринской в Москве.

Его выступление было посвящено экспозиции «Врут все: А. П. Чехов в воспоминаниях современников», проходившей в музее в прошлом году и имевшей большой успех у посетителей.

Название было взято из воспоминаний сестры писателя Марии Павловны. Примечательно, что представленные на выставке материалы не были призваны обличить кого бы то ни было из родственников или современников Чехова в лукавстве или лжи. Они лишь становились поводом для разговора о свойстве человеческой памяти воспроизводить события дней минувших и рассказывали о том, каким предстаёт Чехов в воспоминаниях современников и как его воспринимаем сегодня мы.

Воспоминания живых свидетелей — единственный источник сведений о личности Антона Чехова: о том, как он одевался, говорил, смеялся… На чём сидел, в конце концов: на стуле или в кресле?

К выставке были изготовлены шесть так называемых «текстусов» — полотен с монтажом воспоминаний о Чехове: привычках в одежде; как он говорил и улыбался; как проходил процесс творчества и т. п. Ведь ни для кого не секрет, что одного и того же человека разные люди воспринимают иногда диаметрально противоположно.

Такие же расхождения встречаются у современников и в описании тембра чеховского голоса и манеры говорить. А вот одевался А. П. Чехов по всем воспоминаниям — аккуратно, чисто и даже «франтил».

Например, о цвете глаз Чехова Максим Горький говорил, что они «серые, лучистые», Владимир Короленко — «голубые», Алесей Куприн — «серые». А вот сохранившийся документ — свидетельство таганрогской управы, описывавший внешность Антона Чехова, чётко свидетельствует о том, что глаза его были тёмно-карие.

На встрече гости Истринской ЦРБ услышали интереснейший рассказ об отношениях Чехова с Гиляровским, Лидией Авиловой, Левитаном, Татьяной Щепкиной-Куперник, Львом Толстым.

Отдельный большой блок составляют воспоминания художников Ильи Репина и Николая Ульянова. Первый сравнивал Чехова с тургеневским Рудиным, а второй в 1904 году написал последний прижизненный портрет Чехова.

Многочисленные воспоминания о Чехове 1910−1914 годов вызвали к жизни в литературной среде пародии, такие, например, как «Самые новейшие воспоминания о Чехове» Аркадия Аверченко. По мотивам одного из таких произведений — рассказа «Мой любовник Антон Чехов» некоего Леонтьева-Щеглова (писателя-современника А.П. Чехова), пародирующего поклонниц Чехова, режиссёр Александр Власов снял короткометражный художественный фильм с тем же названием. Съемки проходили в ялтинском доме Чеховых и в Гурзуфе. Сам режиссёр присутствовал на встрече и лично представил своё творение на суд истринцев.

Сергей ОЛЕКСЮК,

фото из архива библиотеки

Комментарии:

Нет комментариев

К этому материалу еще нет комментариев

Для того чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь.