«Здесь Господь присутствует»

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий призвал истринцев помочь в возрождении храма в Филатове

В этом году исполнилось 150 лет со дня рождения священномученика и исповедника земли Русской Алексия Смирнова, который более 40 лет служил в двух храмах истринской земли — Казанском деревни Глебово и Храме Рождества Христова в деревне Филатово.

«Здесь Господь присутствует»

Отец Алексий был расстрелян на Бутовском полигоне в 1938 году. А в год его юбилея были завершены все работы по восстановлению Казанского храма, чин Великого освящения которого совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Владыка побывал и в филатовском храме и призвал истринцев помочь в его возрождении.

«Здесь Господь присутствует»

В поисках клада

Филатово открывается сразу с горы. Как только минуешь последние лиственницы, дорога уходит вниз, к мосту, и деревня отсюда как на ладони: впереди Христорождественский храм, который я помню с детства разрушенным и открытым всем ветрам. Страшно раньше было здесь, у поруганной церкви. Как будто кто-то совершил преступление, но все забыли — какое, и место это обрастало деревенскими легендами и историями. Справа на горе в старых лиственницах — «поповский» дом, вросший в землю по самые окна. Говорили, там спрятан клад из разрушенной церкви. Много чего говорили, деревня у нас глухая, в стороне от дорог, но мой отец ещё мальчишкой лазил с друзьями на чердак этого дома и никакого клада не нашел.

«Здесь Господь присутствует»

Много старых лиственниц здесь на горе. Нигде в Подмосковье нет в одном месте столько лиственниц, высаженных человеческой рукой. Суровое дерево — лиственница. Высокое и мощное. Такие же растут на могиле моего прадеда, который покоится на филатовском кладбище. Умер он ещё до революции, и вместо оградки — четыре лиственницы, посаженные по углам почти 100 лет тому назад. Высокие, как мачты. Шумят в сильный ветер так, будто мы на море в шторм…

За храмом, чуть дальше — деревенские дома — разношерстные, разноцветные, разновеликие. Одни жмутся к речкам Маглуше и Задериножке, другие выстроились в улицы.

На мосту — белые голуби нашего Славика.

Он уже старый, просто его все так зовут — Славик. Он не здешний, приблудный. Откуда-то из Дедовска. Выпивает. Родные давным-давно выгнали его из дома, и живет он здесь, в Филатове. Перебивается, как придется. Кому дров поколет, кому воды принесет. За просто так ни у кого ничего не берет — у него свои представления о чести. Вот к этому Славику, который сам живет на птичьих правах, прибилась стая голубей. А кормить их нечем. Голуби сидят на перилах моста и на дороге, ищут себе под снегом прокорм. А над всей этой бедностью, над бедой, пахнущей дымом из немногих живых печей, над старой нашей церковью, которая с таким трудом поднимает свою голову, над ровными полями, над петляющей дорогой и голубями — молитвенный покров священномученика Алексия Филатово-Глебовского.

Жизнь для жизни

Летом 1895 года в Филатово приехал молодой священник Алексей Петрович Смирнов с женой Екатериной и двумя маленькими детьми. Тот самый старый дом уже и тогда был старым и требовал ремонта. Отцу Алексею пришлось брать заем, чтобы расплатиться со своим предшественником, который попросил 600 рублей. Небогатый сельский приход, скудная земля. У священника не было лошади и приходилось нанимать подводу, чтобы ездить по окрестным деревням, где в школах он служил учителем Закона Божьего. Казанский храм в селе Глебово был тогда приписным к храму Рождества Христова в Филатове, там батюшка тоже служил. В филатовском храме была своя почитаемая святыня — большая икона — Тихвинской Божией Матери.

Это был образ древнегреческого письма, на котором имелась такая чеканная надпись: «Истинное изображение и мера с чудотворного образа Пресвятой Богородицы Одигитрии Тихвинской.

Благодаря стараниям родственников батюшки, которые берегли икону в годы советской власти, она сохранилась. А затем, в начале 2000-х годов, чудотворный образ передали в Ново-Иерусалимский монастырь. В обители икону отреставрировали, а когда началось возрождение филатовского храма, чудотворный образ вернулся в свой дом. Видно правы были деревенские мальчишки, когда рассказывали, что в том доме на горе хранится клад. Огромный духовный клад сберегли родственники отца Алексия, несмотря на тяготы и лихолетья, гонения и поругания всего святого.

В 1917 году, после прихода к власти большевиков, постепенно начинались гонения на веру и священников. Отец Алексий с семьей стали «лишенцами», людьми, у которых не было избирательных прав, которым не полагались и продуктовые пайки, а вот налоги на них накладывались непомерные.

Подвижнический подвиг

На протяжении двадцати лет священник и его семья существовали благодаря верующим односельчанам, которые помогали всем, чем могли.

Как предлог для закрытия храмов власти использовали налогообложение служителей Церкви и общин за пользование храмом и землей, на котором он стоит. При неуплате налога росла задолженность и, если ее вовремя не могли уплатить, то храм закрывался, а священник арестовывался.

В 1937 году Истринский районный исполнительный комитет потребовал от церковного совета церкви Рождества Христова уплаты очередного налога. Поскольку денег из-за постоянных поборов не было, то обратились к верующим. «Прихожане, обращаемся к вам с просьбой пожертвовать от трех рублей и выше на свою мать — Филатовскую церковь, так как на днях получили из Истринского РИКа два извещения на налог: земельную ренту в сумме 140 рублей и страховка в сумме 246 рублей. Церковных денег нет на уплату налога такой большой суммы. Просим срочно оказать свое усердие, ибо срок платы короток».

В 1938 году священник Алексий Смирнов был обложен «культурным и подоходным налогом» в размере 5805 рублей. При этом сумму налога нужно было уплатить в феврале 1938 года. Поскольку денег у священника не было, он снова обратился к верующим оказать помощь в уплате налога.

Вскоре власти приняли решение об аресте отца Алексия, и сотрудники НКВД приступили к сбору материалов, необходимых для этого.

Последние дни

16 февраля 1938 года священник Алексий Смирнов был арестован и заключен в тюрьму города Волоколамска. 18 февраля состоялся первый допрос.

- Следствие предлагает вам быть правдивым. Дайте показания о вашей контрреволюционной агитации.

- О контрреволюционной агитации показать ничего не могу, с моей стороны агитации не было.

- Следствие располагает материалами о том, что в ноябре и декабре 1937 года среди колхозников деревни Филатово вы вели агитацию: политика партии неправильна, из-за неразборчивого руководства Сталина привела всех в болото.

- Агитации с моей стороны не было. По домам в праздники с молебнами ходил, среди колхозников против советской власти разговоров не вел.

- Признаете вы себя виновным в контрреволюционной агитации?

- В контрреволюционной агитации я себя виновным не признаю.

На следующий день допрос продолжился.

- Скажите, в данное время производите службу в церкви и какой?

- В настоящее время служу в двух церквях: Филатовской и Глебовской.

- Следствие располагает данными, что вы в феврале 1938 года собирали деньги с крестьян… для уплаты подоходного налога, и говорили, что советская власть наложила непосильный налог с целью закрыть церковь?

- Действительно деньги собирал с крестьян… среди прихожан говорил, что наложили непосильный налог и советская власть хочет закрыть церковь.

- При обыске у вас была обнаружена церковная литература. Вы распространяли ее среди крестьян, дайте по данному вопросу показания?

- Церковной литературой пользовался сам и раздавал крестьянам, которые посещали церковь.

- …Следствие располагает данными, что в августе 1937 года вы говорили: тот, кто хочет делать покушения на вождей, никогда не будет разыскан, а сейчас советская власть судит и проводит террор против невиновных людей?

- Да, я это говорил и виновным себя признаю в этом.

- Признаете ли вы себя виновным в контрреволюционной агитации среди населения?

- В контрреволюционной агитации среди населения в 1937 году виновным себя признаю, агитацию я вел в силу того, что не приемлю советскую власть.

Следствие было закончено. Следователь посчитал доказанным выдвинутое обвинение в том, что священник Алексий Смирнов «непримиримый враг партии и правительства, на протяжении ряда лет среди местного населения ведет активную контрреволюционную деятельность».

23 февраля 1938 года «тройка» НКВД приговорила отца Алексия к расстрелу. Он был расстрелян 28 февраля 1938 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в общей безвестной могиле.

(Из «Жития священномученика Алексия Смирнова»).

Жизнь после смерти

Реабилитировали Алексея Петровича Смирнова в 1989 году. В 2002 году он был канонизирован и включен в Собор новомучеников и исповедников Российских. В старом доме священника в 2016 году был открыт музей, в экспозиции которого представлены его личные вещи и вещи его семьи.

«Здесь Господь присутствует»

19 марта 2017 года владыка Ювеналий приехавший, чтобы совершить чин великого освящения Казанского храма в деревне Глебово, заехал и в Филатово, где посетил Христорождественский храм и музей святого.

- Для меня очень трогательно побывать в этом месте. Здесь Господь присутствует, — сказал владыка Ювеналий. — Несмотря на то, что храм полностью не восстановлен, здесь совершается божественная служба, и отец Роман объединяет вокруг себя людей, которые помогают ему в восстановлении церкви. Мы, архиереи, наверное привыкли молиться в благолепных соборах, но я хочу вам сказать, что нигде не испытывал такого чувства умиления, как здесь сегодня, потому что именно здесь 43 года служил отец Алексий до тех пор, пока не принял мученическую кончину. Я молюсь, чтобы Господь меня сподобил дожить до счастливого момента Великого освящения этого храма, — со слезами на глазах сказал владыка.

Он наградил медалью Московской епархии третьей степени за усердное служение настоятеля Христорождественского храма священника Романа Лазарева, а затем отправился в музей.

Старому дому из лиственницы — почти 200 лет. Сюда отец Алексий приехал с семьей совсем молодым. Отсюда его, 71-летнего, увезли на муки сотрудники ГПУ.

Станислав Мякота, один из основателей музея, показал владыке Ювеналию, как жил священник.

- Вот стол, за которым он сидел. На этой фотографии отец Алексий с семьей. Вот дореволюционная печать нашего храма. Вот подписная карточка 1895 года по которой он получал из Санкт-Петербурга книги. В его личной библиотеке было очень много книг.

«Здесь Господь присутствует»

- Неизвестно где его могила? — спросил владыка Ювеналий.

- Нет. У нас на погосте сохранилась могилка его жены, дочери и внучки. И мы хотим взять землю на Бутовском полигоне и захоронить её на нашем погосте.

Владыка попросил благочинного Димитрия Подорванова и настоятеля филатовского храма священника Романа Лазарева помогать музею и наградил родственников священномученика Марию и Сергея Лариковых, Станислава Мякоту, а также истринского краеведа Сергея Носикова благословенными грамотами митрополита Крутицкого и Коломенского.

Митрополиту подарили книгу Иоанна Златоуста из личной библиотеки отца Алексия с его собственноручными пометками.

- Правильно ли будет, если я ее возьму? — усомнился владыка.

- Возьмите, для нас это будет большая честь, — попросила Мария Ивановна Ларикова.

Все проходит, пыльными дорогами уходят люди, великими и малыми делами остаются они в нашей памяти. Смерти нет у Бога. Смерти нет, пока мы помним о них. А над нами, филатовцами, потомками тех, кто разорял церковь и забыл о своем преступлении, пусть покровом лежит прочитанная кем-то молитва нашему святому: «Священномучениче Аликсие, моли Бога о нас».

Реквизиты Христорождественского храма:

Р/счет 40703810701700142469 в Истринском филиале Банка «Возрождение» (ОАО)
К/счет 30101810900000000181
БИК 044525181
ОГРН 1035000035762
ИНН/КПП 5017064114/501701001

Елена СОЛДАТОВА,

фото автора и из архива музея священномученика Алексия в Филатово, с сайта Истринского благочиния, с сайта Христорождественского храма

«Здесь Господь присутствует»

Комментарии:

Нет комментариев

К этому материалу еще нет комментариев

Для того чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь.