Рафаэль — вместо тысячи слов

Первая в России выставка работ Рафаэля Санти «Рафаэль. Поэзия образа», в которую вошли произведения из Галерей Уффици, Палаццо Питти и Национальной галереи Марке, проходит в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Она открылась ещё 13 сентября, но попасть туда непросто: многочасовая очередь из самых стойких на улице перед музеем, не исчезает даже в будни и гасит пыл менее любопытных. Есть ещё один путь – заказать электронный билет на сайте музея, а в день визита обменять их на настоящие. Но в начале сентября билетов на выходные в октябре уже не было, так что пришлось брать что дают – на пятницу, 7 октября.

В России есть всего две картины Рафаэля, и обе они хранятся в Эрмитаже – это «Мадонна Конестабиле» (1504 год) и «Мадонна с безбородым Иосифом» (1506 год). В 1945 году вместе с другими картинами Дрезденской картинной галереи в Москву привезли и «Сикстинскую Мадонну». Более 10 лет она находилась в запасниках Пушкинского музея. В 1955 году, перед возвращением в ГДР, «Сикстинская Мадонна» вместе с другими дрезденскими шедеврами экспонировалась на выставке в Пушкинском. Тогда очередь возле здания музея не пропадала все три месяца, что длилась выставка.

В советское время некоторые работы художника также экспонировались в ГМИИ им. А.С. Пушкина в рамках временных выставок, в частности, в 1989 году на выставке одной картины была показана «Донна Велата» из Галереи Палатина (Галереи Уффици), а в 2011 году — «Дама с единорогом» из Галереи Боргезе в Риме, рассказывается на сайте музея.

Так что попытаться попасть на современную выставку, которую называют беспрецедентной, все же стоит.

В экспозиции представлены восемь живописных и три графических работы из разных периодов творчества великого художника.

Современник Дюрера, Леонардо да Винчи и Микеланджело Рафаэль Санти родился в 1483 году и снискал славу будучи совсем молодым художником. Ещё при жизни его называли «божественным», а имя его стало одним из символов эпохи Возрождения.

С 1499 года он постигает науку у известного умбрийского мастера Пьетро Перуджино, а в 1502 году пишет свою первую мадонну (кстати, мадонн он будет писать всю свою жизнь). Именно в Перудже из-под его кисти вышла «Мадонна Коннестабиле» (1504 год).

К этому же, раннему периоду творчества Рафаэля, относится и представленная на выставке в Пушкинском музее «Голова Ангела» – один из сохранившихся четырех фрагментов алтаря «Коронование Блаженного Николая Толентинского, победителя Сатаны», созданного художником Рафаэлем в возрасте 17 лет (1500-1501 годы).

В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию, где знакомится с Микеланджело и Леонардо да Винчи. Там он пристально изучает произведения своего знаменитого современника Леонардо, постигая не столько тайны стиля, сколько понимание самой живописи.

За время первого флорентийского периода (1505-1506 годы) он написал порядка 20 мадонн, в том числе и «Мадонну с младенцем» («Мадонну Грандука»), которую также можно увидеть на выставке. Фон картины закрашен черной краской, и именно это заставило искусствоведов задуматься о том, насколько он оригинален. Рентгенологический анализ показал, что за фигурой изначально было нарисовано окно, в котором просматривался пейзаж.

Это, а также многие другие детали и подробности можно узнать, если при посещении выставки взять аудиогид или купить выпущенную специально к выставке книгу «Рафаэль. Поэзия образа».

Среди картин, относящихся к флорентийскому периоду жизни Рафаэля относятся также привезенные в Москву портреты мецената и торговца Аньоло Дони и Маддалены Дони (1506 год), написанные к их свадьбе. Искусствоведы видят перекличку между портретом Маддалены и «Джокондой» Леонардо да Винчи, поскольку Маддалена Дони почти зеркально воспроизводит позу Джоконды.

Галерею портретов на выставке продолжают «Портрет Елизаветы Гонзага» (ок. 1504 года) и «Женский портрет» («Немая») (1507-1508 годы).

В 1508 году художник переезжает в Рим, с которым будет связана вся его по нынешним меркам недолгая жизнь. Здесь он становится официальным художником папского двора, в 1514 году – главным архитектором строящегося в то время собора Святого Петра, а в 1515 году – главным хранителем древностей.

Самая крупная картина выставки – «Экстаз Святой Цецилии со святыми Павлом, Иоанном Евангелистом, Августином и Марией Магдалиной» (1514−1515 годы) – выполнена как раз в римский период жизни художника.

В 1520 году Рафаэль умер от лихорадки в возрасте 37 лет и был похоронен в римском Пантеоне, а на его могиле появилась эпитафия, сочиненная его другом и покровителем кардиналом Бембо «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого мать всего сущего – Природа – боялась быть побежденной, а после его смерти ей казалось, что она умирает вместе с ним».

Цена билета на 45-минутный сеанс составляет 500 рублей. В музее продаются сувениры с символикой выставки. Выставка продлится до 11 декабря.

Елена СОЛДАТОВА,

фото Ирины АРТЕМОВОЙ

Рафаэль — вместо тысячи слов Рафаэль — вместо тысячи слов Рафаэль — вместо тысячи слов Рафаэль — вместо тысячи слов Рафаэль — вместо тысячи слов

Комментарии:

Нет комментариев

К этому материалу еще нет комментариев

Написать комментарий:

Вы также можете оставить комментарий, авторизировавшись.