Одна судьба, одна культура

В Истре Андрей Воробьёв сходил на выставку Айвазовского и открыл митинг, посвященный двухлетней годовщине присоединения Крыма к России

Губернатор Подмосковья Андрей Воробьев и полпред президента в ЦФО Александр Беглов открыли выставку Ивана Айвазовского в музее «Новый Иерусалим» и приняли участие в концерте-митинге, посвященном двухлетней годовщине присоединения Крыма к России.

По оценке организаторов мероприятия, порядка трех с половиной тысяч жителей Подмосковья приняли участие в митинге у стен МВК «Новый Иерусалим». Праздник Крымской весны оказался обманчив, накануне ночью ударил совсем не весенний мороз и к обеду так и не потеплело. Но тех, кто приехал на митинг, плохой погодой испугать было невозможно.

Крым наш

Губернатор высоко оценил культурные и общечеловеческие связи Подмосковья и Крыма и пообещал, что руководство региона и дальше будет искать общие интересы и общую повестку с Республикой Крым.

– Сегодня в честь воссоединения Крыма с Россией во многих субъектах России проходят митинги и концерты, и это неслучайно, ведь у нас с Крымом одна история, одна судьба, одна культура. Мы стараемся все вместе искать новую повестку, новые идеи. Мне очень приятно что мы в тёплых отношениях с главой Республики Крым. Он сегодня не смог приехать по понятным причинам, у них свои торжества, но я благодарю всех, кто приехал сегодня к нам из Крыма, спасибо вам, – сказал губернатор.

Андрей Воробьёв вместе с руководителем администрации Истринского района Андреем Дунаевым, фигуристкой Ириной Слуцкой, телеведущим Романом Бабаяном, председателем Общественной палаты Московской области Шотой Горгадзе, режиссером Егором Кончаловским и другими поблагодарил жителей Подмосковья за патриотизм.

– Два года назад на Васильевс-ком спуске студенты нашего филиала участвовали в митинге-концерте в поддержку Крыма, где приняли резолюцию с просьбой к президенту и Федеральному Собранию о поддержке решения Крымского парламента о воссоединении с Россией. А сегодня 150 самых активных представителей дедовской студенческой молодежи приехали на концерт-митинг в Истре, – рассказала студентка Дедовского филиала РГСУ Екатерина Унтилова.

Картинки с выставки

Митинг, музыка – это все за стенами музея. В фойе, где журналисты ждут открытия выставки, – особая атмосфера. Шум моря, крики чаек, якоря, в центре лодка, повсюду ребята в матросках и бескозырках – выстраивается очередь из желающих сфотографироваться с ними. По секрету нам сказали, что это не настоящие моряки, а танцоры из ансамбля народного танца «Сувениры» из подмосковного Воскресенска. А с виду и не скажешь, смотрятся колоритно и достоверно.

Экспозиция открывшейся в МВК «Новый Иерусалим» выставки «Айвазовский. Крым — Подмосковье» — 19 работ художника. Четыре картины из фонда нашего музея, еще восемь привезены из Феодосийской картинной галереи, где хранится большая часть творческого наследия Айвазовского.

– Мы с губернатором Андреем Воробьёвым приехали, чтобы поприветствовать вас и сказать слова благодарности устроителям выставки, – взял слово полпред президента в ЦФО Александр Беглов. – Знаменательно то, что выставка Айвазовского проходит в Истринском районе, в этом прекрасном музее, который был открыт только в прошлом году. И самое важное, что это мероприятие посвящено возвращению Крыма в  состав России, ведь Айвазовский – летописец крымской истории. Президент Путин в первую годовщину возвращения Крыма дал поручение руководителям регионов помогать Крыму не только финансово, но также укреплять культурные и социальные связи. И вот сегодня мы присутствуем на открытии этой выставки. Спасибо вам всем, и с удовольствием передаю большой привет от Владимира Путина, – сказал он.

Андрей Воробьёв поблагодарил деятелей искусства и культуры, в том числе и директоров музеев, предоставивших картины для выставки.

– Мы дружим с Крымом с самых-самых первых дней, да и исторически мы очень близки по духу.  Мы помогали восстанавливать объекты социальной инфраструктуры в Судаке, Симферополе, Феодосии, а сегодня открыли большую выставку. И сегодня мы можем продемонстрировать 19 картин, часть из которых была привезена из музея в Феодосии, и пригласить всех посмотреть на это достояние. Мы благодарны крымчанам за то, что они пошли нам навстречу и привезли картины сюда, и теперь мы можем открыть двери для большого количества людей. Предполагается, что порядка 25 тысяч человек до конца мая смогут посетить эту выставку. Поздравляю всех вас и прошу открыть нашу выставку.

Ударом в рынду «морячок» дал сигнал к официальному открытию выставки. Губернатор и полпред президента в сопровождении министра культуры МО Оксаны Косаревой, директора МВК «Новый Иерусалим» Валерия Лутовина, директора Феодосийской национальной картинной галереи им. И. К. Айвазовского Татьяны Гайдук и почетных гостей отправились на второй этаж, где в одной из комнат разместилась выставка работ Айвазовского. По пути гости осмотрели небольшую экспозицию, посвященную жизни и творчеству мариниста.

«Чайная» серия

Из Химкинской картинной галереи им. Сергея Горшина на выставку привезли только одну картину.

– Мы привезли работу Айвазовского «Море. Закат солнца». Это небольшой этюд, поздняя работа художника. Она так хорошо висит, на самом виду. И мы очень довольны развеской и аудиогидом. И очень рады тому, что о каждой работе художника посетители выставки могут услышать подробный рассказ, – делится впечатлениями директор галереи Наталья Григорова.

– Расскажи о «чайной» серии, – просит Наталья Григорова свою коллегу Марину Самбур

– Существует легенда, что, когда к Айвазовскому приходил гость, ему подавали чай и пока посетитель его пил, Айвазовский быстро рисовал небольшой этюдик, который потом вручал гостю на прощание. Вот и наша картина из «чайной» серии.

– Как к вам попал этот этюд?

– Сергей Николаевич, основатель нашей галереи, был коллекционером, и он купил ее в Москве, в одном из комиссионных магазинов. У него в коллекции была еще одна работа Айвазовского «Овцы на пастбище», но ее он в числе прочих 60 работ отдал в дар Третьяковской галерее.

На смерть поэта

Единственная картина на выставке, не принадлежащая кисти Айвазовского, – «Лунная ночь у взморья». Автором значится В. Гулин.

Первые зрители чинно, не торопясь, разглядывают картины.

– Ты посмотри, наша работа каким успехом пользуется, – говорит пожилая дама своей собеседнице, – народ от нее не отходит

Нагло вклиниваюсь в разговор, не предназначенный для чужих ушей:

– А из какого музея ваша картина?

– Из филиала музея-заповедника А. П. Чехова «Мелихово» – музея-усадьбы «Лопасня-Зачатьевское». Картину «Лунная ночь у взморья» Айвазовский подарил вдове Пушкина, Наталье Николаевне Пушкиной, на тот момент Ланской, 1 января 1847 года на 10-летнюю годовщину смерти поэта, – рассказала директор музея Галина Тимашкова.

По легенде, после смерти Натальи Николаевны картина досталась ее сыну Александру Александровичу и висела в усадьбе «Лопасня-Зачатьевское» вплоть до революции. Руководствуясь этой легендой, сотрудники музея заказали копию картины крымскому художнику В. Гулину. Так, несколько лет назад копия «Лунной ночи у взморья» оказалась в усадьбе и уже оттуда отправилась на выставку Айвазовского. Подлинник же картины находится в Феодосийской картинной галерее. Такая история.

«Совершенно крымский художник»

Егор Кончаловский, кстати, искусствовед по образованию, осмотрев выставку, рассказал «ИВ»:

– Я абсолютно убежден в том, что картин на выставке должно быть немного, тогда ты с большей тщательностью и вдумчивостью их изучаешь, понимаешь, и у тебя не разбегаются глаза. Знаете, как некоторые практикуют пробежать весь Лувр за один день. Это невозможно, потому что перед каждой картиной нужно стоять часами, изучать нюансы. Кроме того, я сегодня имел возможность посмотреть сразу два десятка работ Айвазовского и понимаю, почему он считается одним из самых востребованных художников своего жанра. Конечно, прежде всего, он маринист, именно в морских пейзажах его талант открывается наиболее полно. Но на выставке есть еще и портрет, и автопортрет. Его сильная сторона – это, безусловно, морские пейзажи: море, небо над морем. Как верно говорил Айвазовский – нельзя написать море с натуры. Совершенно верно, потому что ты не один миг запечатлеешь, а совокупность этих движений волн и воздуха, и это очень трудно.

– Много ли известных художников-маринистов?

– Их много, конечно, и Клод Лоррен знаменитый, и Уильям Тёрнер очень много писал море, и венецианские художники Каналетто, Гварди. Конечно, я всех не знаю, и может быть даже, большинство не знаю. Маринистов много и все они очень разные, так же, как и море, которое они писали. И хочу отметить, что Крым – это совершенно уникальное место, отдельная цивилизация с необыкновенной природой, и даже море там совсем другого цвета, не такое, как Средиземное или Красное. Айвазовский совершенно крымский по духу художник, хотя у него много и итальянских марин. Айвазовский – самый известный русский маринист, это уже в каком-то смысле имя нарицательное. Говоришь «художник-маринист», подразумеваешь Айвазовского.

Самая крупная коллекция

На вопросы «ИВ» ответила директор Феодосийской национальной картинной галереи им. И. К. Айвазовского Татьяна Гайдук.

– Татьяна, по какому принципу отбирались картины на выставку в МВК «Новый Иерусалим»?

– Дело в том, что у нас очень большая экспедиционная нагрузка на этот год. Уже подписаны договоры с Третьяковской галереей и Русским музеем. В соответствии с этими договорами отобраны работы, которые мы туда повезем. Поэтому мы выбирали картины, которые не вошли ни в первый, ни во второй список, во-первых, чтобы они не повторялись, а во-вторых – чтобы не слишком эксплуатировать полотна, ведь лучше от таких путешествий они не становятся.

– В вашей галерее находится картина «Лунная ночь у взморья», а в музее-усадьбе «Лопасня-Зачатьевское» – копия этого полотна, и именно эта картина стала единственной, не принадлежащей кисти Айвазовского на выставке в музее «Новый Иерусалим».

– Да, действительно, оригинал картины хранится в нашей галерее, и именно с нее наш художник-реставратор делал копию для подмосковного музея. Остальные картины на выставке рисовал сам Айвазовский.

– Сколько работ художника находится в феодосийской галерее?

– В нашей галерее 416 произведений Айвазовского, и это самая крупная коллекция картин художника в мире, у нас также хранятся его уникальные графические работы. На выставке в музее «Новый Иерусалим» представлена только одна графическая работа, но она не наша. Состояние сохранности ее неплохое и выполнена она в технике папье-пелле, это очень редкая техника, в которой художники работали нечасто. А у Айвазовского очень много подобных работ. Сложность таких рисунков заключается в том, что белый лист сначала тонируется краской, потом по этой краске делается рисунок карандашом, а потом бумага процарапывается иглой до первоначального белого цвета, и именно на последнем этапе очень легко все испортить.

– Есть ли какие-то уникальные картины, которые редко экспонируются и которые можно увидеть только у вас?

– Конечно, обязательно пригласите ваших читателей посетить нашу картинную галерею в Феодосии, потому что кроме работ Айвазовского у нас хранятся его мемориальные вещи: мебель, предметы декоративно-прикладного искусства, которые были украшением интерьера. Кроме того, у наших гостей будет возможность увидеть уникальные мистические работы Айвазовского, в его творчестве было несколько таких работ, в том числе и картина «На смерть императора Александра III», картина производит совершенно необыкновенное впечатление, мы ее не вывозим и увидеть ее можно только в нашем музее.

– По Вашей оценке, сколько зрителей придут в музей «Новый Иерусалим», чтобы увидеть работы Айвазовского?

– На открытии выставки Андрей Воробьёв, ориентируясь на данные министра культуры Московской области, озвучил примерную цифру, ожидаемого количества посетителей выставки – 25 тысяч. Я считаю, что для Айвазовского это очень мало и искренне желаю музею превысить эту цифру в несколько раз.

Елена СОЛДАТОВА

фото Виктора БАБЕНКО и Александра ЩЕМЛЯЕВА

PS Директор МВК «Новый Иерусалим» Валерий Лутовин сообщил, что экспозиция полотен Айвазовского с момента ее открытия оказалась в центре внимания посетителей.

«На сегодняшний день выставку посетило более 2200 человек. Мы видим, что интерес публики к творчеству Ивана Айвазовского очень велик. Даже в будние дни в зале много зрителей. Этот ажиотаж вполне объясним. Люди хотят прикоснуться к прекрасному», – сказал Валерий Лутовин.

Ирина ГАЛЧИХИНА

Одна судьба, одна культура

Одна судьба, одна культура

Одна судьба, одна культура

Одна судьба, одна культура

Одна судьба, одна культура

Одна судьба, одна культура

Одна судьба, одна культура

Одна судьба, одна культура

Одна судьба, одна культура

Одна судьба, одна культура

Одна судьба, одна культура

Одна судьба, одна культура

Комментарии:

Нет комментариев

К этому материалу еще нет комментариев

Для того чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь.