В Истре Андрей Воробьёв сходил на выставку Айвазовского и открыл митинг, посвященный двухлетней годовщине присоединения Крыма к России
Губернатор Подмосковья Андрей Воробьев и полпред президента в ЦФО Александр Беглов открыли выставку Ивана Айвазовского в музее «Новый Иерусалим» и приняли участие в концерте-митинге, посвященном двухлетней годовщине присоединения Крыма к России.
По оценке организаторов мероприятия, порядка трех с половиной тысяч жителей Подмосковья приняли участие в митинге у стен МВК «Новый Иерусалим». Праздник Крымской весны оказался обманчив, накануне ночью ударил совсем не весенний мороз и к обеду так и не потеплело. Но тех, кто приехал на митинг, плохой погодой испугать было невозможно.
Крым наш
Губернатор высоко оценил культурные и общечеловеческие связи Подмосковья и Крыма и пообещал, что руководство региона и дальше будет искать общие интересы и общую повестку с Республикой Крым.
– Сегодня в честь воссоединения Крыма с Россией во многих субъектах России проходят митинги и концерты, и это неслучайно, ведь у нас с Крымом одна история, одна судьба, одна культура. Мы стараемся все вместе искать новую повестку, новые идеи. Мне очень приятно что мы в тёплых отношениях с главой Республики Крым. Он сегодня не смог приехать по понятным причинам, у них свои торжества, но я благодарю всех, кто приехал сегодня к нам из Крыма, спасибо вам, – сказал губернатор.
Андрей Воробьёв вместе с руководителем администрации Истринского района Андреем Дунаевым, фигуристкой Ириной Слуцкой, телеведущим Романом Бабаяном, председателем Общественной палаты Московской области Шотой Горгадзе, режиссером Егором Кончаловским и другими поблагодарил жителей Подмосковья за патриотизм.
– Два года назад на Васильевс-ком спуске студенты нашего филиала участвовали в митинге-концерте в поддержку Крыма, где приняли резолюцию с просьбой к президенту и Федеральному Собранию о поддержке решения Крымского парламента о воссоединении с Россией. А сегодня 150 самых активных представителей дедовской студенческой молодежи приехали на концерт-митинг в Истре, – рассказала студентка Дедовского филиала РГСУ Екатерина Унтилова.
Картинки с выставки
Митинг, музыка – это все за стенами музея. В фойе, где журналисты ждут открытия выставки, – особая атмосфера. Шум моря, крики чаек, якоря, в центре лодка, повсюду ребята в матросках и бескозырках – выстраивается очередь из желающих сфотографироваться с ними. По секрету нам сказали, что это не настоящие моряки, а танцоры из ансамбля народного танца «Сувениры» из подмосковного Воскресенска. А с виду и не скажешь, смотрятся колоритно и достоверно.
Экспозиция открывшейся в МВК «Новый Иерусалим» выставки «Айвазовский. Крым — Подмосковье» — 19 работ художника. Четыре картины из фонда нашего музея, еще восемь привезены из Феодосийской картинной галереи, где хранится большая часть творческого наследия Айвазовского.
– Мы с губернатором Андреем Воробьёвым приехали, чтобы поприветствовать вас и сказать слова благодарности устроителям выставки, – взял слово полпред президента в ЦФО Александр Беглов. – Знаменательно то, что выставка Айвазовского проходит в Истринском районе, в этом прекрасном музее, который был открыт только в прошлом году. И самое важное, что это мероприятие посвящено возвращению Крыма в состав России, ведь Айвазовский – летописец крымской истории. Президент Путин в первую годовщину возвращения Крыма дал поручение руководителям регионов помогать Крыму не только финансово, но также укреплять культурные и социальные связи. И вот сегодня мы присутствуем на открытии этой выставки. Спасибо вам всем, и с удовольствием передаю большой привет от Владимира Путина, – сказал он.
Андрей Воробьёв поблагодарил деятелей искусства и культуры, в том числе и директоров музеев, предоставивших картины для выставки.
– Мы дружим с Крымом с самых-самых первых дней, да и исторически мы очень близки по духу. Мы помогали восстанавливать объекты социальной инфраструктуры в Судаке, Симферополе, Феодосии, а сегодня открыли большую выставку. И сегодня мы можем продемонстрировать 19 картин, часть из которых была привезена из музея в Феодосии, и пригласить всех посмотреть на это достояние. Мы благодарны крымчанам за то, что они пошли нам навстречу и привезли картины сюда, и теперь мы можем открыть двери для большого количества людей. Предполагается, что порядка 25 тысяч человек до конца мая смогут посетить эту выставку. Поздравляю всех вас и прошу открыть нашу выставку.
Ударом в рынду «морячок» дал сигнал к официальному открытию выставки. Губернатор и полпред президента в сопровождении министра культуры МО Оксаны Косаревой, директора МВК «Новый Иерусалим» Валерия Лутовина, директора Феодосийской национальной картинной галереи им. И. К. Айвазовского Татьяны Гайдук и почетных гостей отправились на второй этаж, где в одной из комнат разместилась выставка работ Айвазовского. По пути гости осмотрели небольшую экспозицию, посвященную жизни и творчеству мариниста.
«Чайная» серия
Из Химкинской картинной галереи им. Сергея Горшина на выставку привезли только одну картину.
– Мы привезли работу Айвазовского «Море. Закат солнца». Это небольшой этюд, поздняя работа художника. Она так хорошо висит, на самом виду. И мы очень довольны развеской и аудиогидом. И очень рады тому, что о каждой работе художника посетители выставки могут услышать подробный рассказ, – делится впечатлениями директор галереи Наталья Григорова.
– Расскажи о «чайной» серии, – просит Наталья Григорова свою коллегу Марину Самбур
– Существует легенда, что, когда к Айвазовскому приходил гость, ему подавали чай и пока посетитель его пил, Айвазовский быстро рисовал небольшой этюдик, который потом вручал гостю на прощание. Вот и наша картина из «чайной» серии.
– Как к вам попал этот этюд?
– Сергей Николаевич, основатель нашей галереи, был коллекционером, и он купил ее в Москве, в одном из комиссионных магазинов. У него в коллекции была еще одна работа Айвазовского «Овцы на пастбище», но ее он в числе прочих 60 работ отдал в дар Третьяковской галерее.
На смерть поэта
Единственная картина на выставке, не принадлежащая кисти Айвазовского, – «Лунная ночь у взморья». Автором значится В. Гулин.
Первые зрители чинно, не торопясь, разглядывают картины.
– Ты посмотри, наша работа каким успехом пользуется, – говорит пожилая дама своей собеседнице, – народ от нее не отходит
Нагло вклиниваюсь в разговор, не предназначенный для чужих ушей:
– А из какого музея ваша картина?
– Из филиала музея-заповедника А. П. Чехова «Мелихово» – музея-усадьбы «Лопасня-Зачатьевское». Картину «Лунная ночь у взморья» Айвазовский подарил вдове Пушкина, Наталье Николаевне Пушкиной, на тот момент Ланской, 1 января 1847 года на 10-летнюю годовщину смерти поэта, – рассказала директор музея Галина Тимашкова.
По легенде, после смерти Натальи Николаевны картина досталась ее сыну Александру Александровичу и висела в усадьбе «Лопасня-Зачатьевское» вплоть до революции. Руководствуясь этой легендой, сотрудники музея заказали копию картины крымскому художнику В. Гулину. Так, несколько лет назад копия «Лунной ночи у взморья» оказалась в усадьбе и уже оттуда отправилась на выставку Айвазовского. Подлинник же картины находится в Феодосийской картинной галерее. Такая история.
«Совершенно крымский художник»
Егор Кончаловский, кстати, искусствовед по образованию, осмотрев выставку, рассказал «ИВ»:
– Я абсолютно убежден в том, что картин на выставке должно быть немного, тогда ты с большей тщательностью и вдумчивостью их изучаешь, понимаешь, и у тебя не разбегаются глаза. Знаете, как некоторые практикуют пробежать весь Лувр за один день. Это невозможно, потому что перед каждой картиной нужно стоять часами, изучать нюансы. Кроме того, я сегодня имел возможность посмотреть сразу два десятка работ Айвазовского и понимаю, почему он считается одним из самых востребованных художников своего жанра. Конечно, прежде всего, он маринист, именно в морских пейзажах его талант открывается наиболее полно. Но на выставке есть еще и портрет, и автопортрет. Его сильная сторона – это, безусловно, морские пейзажи: море, небо над морем. Как верно говорил Айвазовский – нельзя написать море с натуры. Совершенно верно, потому что ты не один миг запечатлеешь, а совокупность этих движений волн и воздуха, и это очень трудно.
– Много ли известных художников-маринистов?
– Их много, конечно, и Клод Лоррен знаменитый, и Уильям Тёрнер очень много писал море, и венецианские художники Каналетто, Гварди. Конечно, я всех не знаю, и может быть даже, большинство не знаю. Маринистов много и все они очень разные, так же, как и море, которое они писали. И хочу отметить, что Крым – это совершенно уникальное место, отдельная цивилизация с необыкновенной природой, и даже море там совсем другого цвета, не такое, как Средиземное или Красное. Айвазовский совершенно крымский по духу художник, хотя у него много и итальянских марин. Айвазовский – самый известный русский маринист, это уже в каком-то смысле имя нарицательное. Говоришь «художник-маринист», подразумеваешь Айвазовского.
Самая крупная коллекция
На вопросы «ИВ» ответила директор Феодосийской национальной картинной галереи им. И. К. Айвазовского Татьяна Гайдук.
– Татьяна, по какому принципу отбирались картины на выставку в МВК «Новый Иерусалим»?
– Дело в том, что у нас очень большая экспедиционная нагрузка на этот год. Уже подписаны договоры с Третьяковской галереей и Русским музеем. В соответствии с этими договорами отобраны работы, которые мы туда повезем. Поэтому мы выбирали картины, которые не вошли ни в первый, ни во второй список, во-первых, чтобы они не повторялись, а во-вторых – чтобы не слишком эксплуатировать полотна, ведь лучше от таких путешествий они не становятся.
– В вашей галерее находится картина «Лунная ночь у взморья», а в музее-усадьбе «Лопасня-Зачатьевское» – копия этого полотна, и именно эта картина стала единственной, не принадлежащей кисти Айвазовского на выставке в музее «Новый Иерусалим».
– Да, действительно, оригинал картины хранится в нашей галерее, и именно с нее наш художник-реставратор делал копию для подмосковного музея. Остальные картины на выставке рисовал сам Айвазовский.
– Сколько работ художника находится в феодосийской галерее?
– В нашей галерее 416 произведений Айвазовского, и это самая крупная коллекция картин художника в мире, у нас также хранятся его уникальные графические работы. На выставке в музее «Новый Иерусалим» представлена только одна графическая работа, но она не наша. Состояние сохранности ее неплохое и выполнена она в технике папье-пелле, это очень редкая техника, в которой художники работали нечасто. А у Айвазовского очень много подобных работ. Сложность таких рисунков заключается в том, что белый лист сначала тонируется краской, потом по этой краске делается рисунок карандашом, а потом бумага процарапывается иглой до первоначального белого цвета, и именно на последнем этапе очень легко все испортить.
– Есть ли какие-то уникальные картины, которые редко экспонируются и которые можно увидеть только у вас?
– Конечно, обязательно пригласите ваших читателей посетить нашу картинную галерею в Феодосии, потому что кроме работ Айвазовского у нас хранятся его мемориальные вещи: мебель, предметы декоративно-прикладного искусства, которые были украшением интерьера. Кроме того, у наших гостей будет возможность увидеть уникальные мистические работы Айвазовского, в его творчестве было несколько таких работ, в том числе и картина «На смерть императора Александра III», картина производит совершенно необыкновенное впечатление, мы ее не вывозим и увидеть ее можно только в нашем музее.
– По Вашей оценке, сколько зрителей придут в музей «Новый Иерусалим», чтобы увидеть работы Айвазовского?
– На открытии выставки Андрей Воробьёв, ориентируясь на данные министра культуры Московской области, озвучил примерную цифру, ожидаемого количества посетителей выставки – 25 тысяч. Я считаю, что для Айвазовского это очень мало и искренне желаю музею превысить эту цифру в несколько раз.
Елена СОЛДАТОВА
фото Виктора БАБЕНКО и Александра ЩЕМЛЯЕВА
PS Директор МВК «Новый Иерусалим» Валерий Лутовин сообщил, что экспозиция полотен Айвазовского с момента ее открытия оказалась в центре внимания посетителей.
«На сегодняшний день выставку посетило более 2200 человек. Мы видим, что интерес публики к творчеству Ивана Айвазовского очень велик. Даже в будние дни в зале много зрителей. Этот ажиотаж вполне объясним. Люди хотят прикоснуться к прекрасному», – сказал Валерий Лутовин.
Ирина ГАЛЧИХИНА
Нет комментариев
К этому материалу еще нет комментариев
Для того чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь.