6 мая 2013 09:00 / Архив / Комментарии 0

Радости и беды многодетной семьи

Аня и Илья Смирновы 29 апреля отпраздновали семилетие своей супружеской жизни. Живут в Истре. Мы соседствуем, и Аню я знаю с детства. Сейчас у них трое маленьких детей: Саша, Катя и Настя. То есть, они попадают под категорию «многодетная семья». Как им живётся, как они воспитывают своих детей? Какие проблемы возникают у молодых мамы и папы, несмотря на то, что (им повезло!) с обеих сторон бабушки, дедушки, есть «материнский капитал», прочая социальная поддержка, плюс – они оба работают!

МАЛЕНЬКАЯ ПРЕДЫСТОРИЯ.
Аня выросла в квартире, где живёт сейчас. Её воспитывали дедушка и бабушка по отцовской линии - Владислав и Валентина Курляндские. Оба инженеры. Владислав работал в ОВНИИЭМ ведущим инженером и мастером цеха. Валя – в ВНИИЭТО. Их хорошо в Истре знали. Вырастив своих детей – Вадика и Анатолия (отца Ани), дав им всё возможное в этой жизни, они взяли внучку Аню на воспитание, так как её родители Анатолий и Ольга разошлись. Девочку воспитывали в строгости, «учились» вместе с ней, контролировали уроки. Вся жизнь в общем немолодых уже людей была посвящена любимой внучке.
Аня росла подвижной, сообразительной девочкой. Любила, как все дети, кататься на санках, потом на коньках. Кричала бабушке в форточку: «Ба-а, можно я ещё покатаюсь?!» Разрешалось до девяти вечера. Однажды она меня удивила. Я искала свою пропавшую кошку, обратилась к ней – не видела ли она такую (описала ей внешне). Она мне в ответ: «Да, в школьной столовой видела похожую – худю-ю-щая, уж не знаю, ела ли она когда-нибудь». Наверно, думаю, сочинила, но сердце моё «ёкнуло». Бабушка Валя исполняла любые желания Ани, покупала ей обновы, маленькие девичьи украшения. В общем, баловала. Но твёрдо настаивала, чтобы после школы внучка приобретала высшее или среднее образование. Аня начала учиться в медицинском техникуме.
И вот замужество. Неожиданное начало самостоятельной жизни. Встретились с Ильёй. Он оканчивал Коломенское артучилище. И по окончании его распределили недалеко, в 150 километрах от Мурманска, в войсковую часть. Молодой лейтенант, командир взвода. На девятом месяце Аня, естественно, поехала с ним.

СТАНОВЛЕНИЕ СЕМЬИ
Для них это было серьёзным испытанием. Первенец Саша появился в тяжёлых условиях: не было нормального жилья, элементарных удобств. Отдельную служебную квартиру пришлось долго «пробивать». Чтобы ребёнка обследовать, надо было ехать на машине за 150 километров.
Илья из военной семьи: отец, Александр Аркадьевич, подполковник в отставке, сейчас на пенсии, тоже артиллерист. Потомственный военный. Двадцать шесть лет отслужил по разным округам. Но сыну он не стал помогать, «давить» на начальство по телефону. Как человек принципиальный, Александр Аркадьевич считает, что сыны должны быть самостоятельными, тем более, военный. Илья уважает отца за эту строгость. Есть ещё старший брат Дмитрий, «он – пиджак», - шутит Илюша, - то есть, гражданский. Окончил Тульский политехнический, экономический факультет. Отец там ждал квартиру, стоя в очереди. Так как все родственники по отцу и маме жили там. Семья много раз переезжала. Жена, Людмила Николаевна, как «ниточка за иголочкой» следовала с детьми за ним. Она по профессии медик: сначала училище, потом мединститут. Но в гарнизонах работала в детском саду, когда дети подросли. Тогда было не менее сложное время. В Забайкалье родился их первенец – Митя. У Дмитрия сейчас тоже трое детей, в таком же порядке, как у Ильи: мальчик и две девочки. Вот бабушка Людмила и ездит – то к одним внукам, то к другим – в Истру. А ещё ухаживает за свекровью.
К моменту, когда у молодых что-то изменилось, и Илья смог прервать военный контракт, в Истре умерла бабушка - Валентина Курляндская. Цветущая, хлебосольная женщина неожиданно «сгорела» от тяжёлой болезни. Выхаживали её муж, старший сын Вадик и другая Валентина, бабушка Ани из Коломны (по материнской линии), которая была до последних минут с ней. Через год, не выдержав разлуки с ней, от тоски и одиночества умер дед Владислав в больнице. За месяц до его смерти Аня его умоляла по телефону: «Дедуль, потерпи ещё немножко, мы скоро приедем...» Не успели.
Теперь они живут в этой трехкомнатной квартире, где умерли их деды и Анин отец – Анатолий.

КРУГОВЕРТЬ БЕЗ ЛИРИКИ
...Раннее утро. Полусонных Сашу и Катю мама Аня собирает в сад. Катя чистит зубы, ей четыре годика, потом подходит к маме, открыв рот, дышит ей в лицо: «Х-х, х-х!», мол, смотри – чисто! Мама улыбается и даёт «добро». С мужем садятся в машину – «кормилицу» (взяли в кредит) и едут сначала в детский сад, оставляют детей, а их потом заберёт кто-то из бабушек, кто на «смене»: или тетя Валя (из Коломны), или тетя Люда (из Тулы). Иногда приезжает бабушка Оля (Анина мама)...Потом едут на работу в Дедовск. Аня за рулём. Умудрилась окончить курсы водителей. Ещё хотела и медицинский окончить, но не получилось. Тяжело.
А дома ещё остаётся Настя, ей пока полтора года. Настя очень серьёзный человечек. Иногда загадочно улыбается, или смотрит философским взрослым взглядом. Неуловимо похожа на кого-то из бабушек. Она любит забираться на двухъярусную кровать в детской комнате, её «люлька» в другом месте, где спят родители. Но ей, видно, надоело там. Она очень любознательная: когда ещё не умела ходить, на четвереньках подползала к входной двери, и выглядывала наружу. Взрослые спохватывались...
- Могла ли я думать, что у меня будет трое детей? – говорит Аня. - Никогда. Мечтала и хочу стать врачом. Детство, юность пролетели быстро. Не успела оглянуться, как вышла замуж. Мне, выросшей с бабушками и дедушками, не хватало материнского и отцовского тепла. Поэтому решила для себя: у моих детей обязательно будут папа и мама. Сначала было невыносимо тяжело, денег не хватало. После девичьих грёз и дискотек: роды, роды, роды...Сейчас ещё тяжелее. Но есть понимание, что это – семья, взрослая жизнь. Есть ответственность перед детьми и друг другом.
Илью останавливаю на пять минут около подъезда, они с Аней только приехали с работы (Обычно поздно приезжают, когда дети уже спят.) Он работает без выходных.
- Пока молодой и силы есть, буду работать, - говорит Илья, - а когда дети вырастут, будем отдыхать.
Да, думаю, пример ваших бабушек и дедушек показывает, что отдыхать не получается.
- Но ведь всех денег не заработаешь, совсем без отдыха нельзя, да и дети вас наверно реже видят - возражаю.
- А что делать, троих детей тяжело растить, их не только кормить, но одеть, обуть надо, отправить в сад, в школу. Саша в этом году идёт в первый класс. А это всё деньги. Мы, например, - делится Илья, - 40 тысяч из своего бюджета отдаём только в банк – на различные кредиты. Часть «материнского капитала» используем на оплату детсада. А потом, - добавляет Илья, - жить надо сегодня и сейчас, а не ждать пока разбогатеем, потому что этого может и не быть.
Насчёт воспитания детей говорит – да, надо в строгости держать, но без жестокости. Чтобы у них было чёткое понимание: «это можно», а это «нельзя». Если живёшь в обществе, то должно быть уважение к общепринятым нормам. А главное, чтобы выучились, выросли хорошими людьми, имели профессию и умели зарабатывать деньги.
- Меня отец воспитывал строго, у него всё чётко, по–военному: обещал сделать, надо сделать, - говорит Илья.- Мама, это мама. Она добрый, мудрый человек. Когда Саша долго не мог научиться читать, она взяла его к себе, и он с ней научился читать.
Обидно только им, молодым родителям, рискнувшим иметь большую семью, что государство, осуществляя демографическую программу, дёшево оценивает их квалифицированный труд. И им приходится ходить подрабатывать, чтобы вырастить детей. Социальные «подачки», иначе их не назовёшь, нереальные на сегодняшний день, в условиях роста цен. На третьего ребёнка дают две тысячи рублей. Но реальные затраты другие: например, школьный рюкзак стоит около трех тысяч рублей. То есть, приходится, действительно, выживать, если жить по-честному.
Возник вопрос с землёй. С появлением третьего ребёнка, семья имеет право получить землю на строительство дома, если прописана в Истринском районе не менее пяти лет. С вступлением в наследство Смирновы прописались в 2011 г. Так что по закону они получат землю, если дадут, в 2015 году. Но Аня была прописана у бабушки, на территории МО, с детства. Кто эти нюансы учитывает?
Специально ждала дня, когда приедут бабушка и дедушка из Коломны (родители мамы Оли, Аниной матери). Валентина Сергеевна Попкова (о которой уже говорила) и Владимир Иванович, её муж. Оба работали на Коломенском заводе «Тепловой строитель». Он практически всю жизнь заливщиком в чугунно-литейном цеху, она – комплектовщицей там же. Ему 76, ей 74. Пенсия у него – работавшего на тяжёлой работе - 12 тысяч. У неё – и того меньше. Люди они доброжелательные, весёлые. Нагрузка у них тоже большая: в Коломне - семья и здесь крутятся.
Дед Владимир, когда меня встречает, почему-то приветствует так: «Здравствуйте, ваша светлость...» Шутник. И всегда поёт, спускаясь с собачкой Дусей на прогулку. В основном советские песни... А я вспоминаю при этих словах о «светлости» их дочь Ольгу, когда впервые увидела её. Они с Толей сыграли свадьбу, ей было 17 лет, он – постарше. Зашли ко мне позвонить с московского телефона (тогда это было редкостью). Оля прямо в свадебном платье – белокурая, с голубыми большущими глазами, хрупкая – настоящая Золушка, вот уж «светлость»! Я была поражена её... «сказочностью». Толя был доволен моей реакцией. И как же потом грустно было узнать, что они разошлись. Но любили друг друга. Так что Аня – дитя любви. Когда люди любят друг друга, рождаются красивые дети. Они несут людям...светлость. У Ильи с Аней тоже красивые дети.
Надо сказать, что семьи друг другу помогают, царит дух взаимовыручки. Иногда вместе встречаются по праздникам или датам. Но собрать их трудно, с каждым говорила по отдельности. Молодые семьи задают тон их жизни. Всё крутится вокруг них. Ничего не подозревающие дети растут себе. Их дело расти. А родителям – оберегать их и взращивать: для себя, чтобы позаботились в старости; для государства, чтобы защитить Отечество; для общества, чтобы оставить после себя полезное для людей.
...Баба Валя варит супчик. Настя спит. Скоро забирать Сашу и Катю из сада. Может быть, родители заберут, успеют, а может им, старикам идти, ещё не знает. Позвонят. Бабушке хлопотно с ними. Сколько они выдержат?
- Ещё годик продержаться, - говорит она, - пока Настя подрастёт, чтобы в сад отдать, и Саша повзрослеет. Уже легче будет...
Годик. Легко сказать – его прожить надо в этой круговерти, которая называется жизнь.

Людмила ДЕРБУШЕВА, фото из архива семьи

Комментарии:

Нет комментариев

К этому материалу еще нет комментариев

Для того чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь.