Торжество Духа и Веры

16 декабря Благотворительный фонд по воссозданию Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря РПЦ принял у реставраторов последнюю и наиболее трудоёмкую работу – внутренний интерьер шатра-ротонды Воскресенского собора.

23 декабря состоялось расширенное заседание экспертной комиссии, а 25 декабря собор был полностью принят государственной приёмной комиссией, в составе которой были представители Министерства культуры РФ, Росохранкульта.

Сказано – сделано

…АО «БалтСтрой» обещало завершить работы в конце декабря и выполнило обещание досрочно.

 – Прибывший с рабочим визитом 16 декабря председатель правления Благотворительного фонда РФ Виктор Алексеевич Зубков высоко оценил результаты работы, их качество и темпы выполнения,–  рассказывает директор по реставрационному проекту «Новый Иерусалим» Иван Орынчук. – Материал о визите был показан на канале «Россия 24», где в вечерних выпусках Воскресенский собор предстал во всей красе. Собор – «сердце» монастыря, для нас он имеет огромное значение. Прежде всего это труд многих специалистов, которые на разных участках трудились во благо воссоздания святыни.

 Мой собеседник рассказывает, что в «пиковый» период, в 2013 г., здесь трудились полторы тысячи человек, только на фасадах и внутри собора работали 800 человек. В мастерских работали позолотчики, резчики, скульпторы, мощнейшие мастера по реставрации живописи, лепного декора, керамических изразцов. Сам собор обеспечен инженерной инфраструктурой: подведено отопление – как водяное от газовой котельной (за пределами монастыря), так и электрическое, с подогревом полов в некоторых помещениях.

– В Воскресенском соборе действует система видеонаблюдения, пожаротушения, то есть, безопасность обеспечена на высочайшем уровне, –  говорит Иван Орынчук,– это будет удобный и безопасный для прихожан храм. …Сейчас мы закончили одну из самых сложных работ во всём комплексе – восстановление ротонды. Она восстановлена строго по проекту зодчего Растрелли и архитектора Бланка и выглядит так, как выглядела до взрыва 10 декабря 1941 года. Интерьеры Кувуклии полностью были уничтожены взрывом, только нижняя часть сохранилась…

 В соборе нам показали щиты с фотографиями, рассказывающими, «как было» после взрыва. До реставрации. Сегодня на фоне потрясающей красоты и великолепия шатра-ротонды – уходящего ввысь, к небу, расписного, украшенного многоярусными живописными картинами из Святого Писания, резьбой, лепниной и позолотой, совершенно невозможно понять, как реставраторам удалось так быстро (строительные леса с ротонды сняли в сентябре) восстановить святыню.

Не всё так просто

 С 2008 г. в соборе велась кропотливая научно-исследовательская работа.

– Под руководством Благотворительного фонда РФ мы начали работать четыре года назад по готовому проекту, и понятно было, что это труд многих лет,–  рассказывает Иван Орынчук. – Мы его реализовывали в процессе. Были, конечно, трудности. Перед нами была прежняя ротонда, реконструкции 80-90 годов: это 300-тонные металлические конструкции и фанерные окна-люкарны. Эксперты пришли к выводу, что надо делать облегчённую, воздушную деревянную конструкцию, какая была до 1941 г., то есть как ее задумал в XVIII веке архитектор Растрелли. Она парила в воздухе, и именно в таком виде была подлинным шедевром. Натуральную древесину мы искали в течение года, нужны были цельные конструкции в 24 метра. Специалисты выбрали натуральную морозостойкую лиственницу…То есть, был кропотливый труд в течение четырёх лет, в котором мы опирались на бесценные находки институтов: ИО РАН, работы ведущих специалистов ФГУП ЦНРПМ…

 Иван Орынчук называет ведущих специалистов и руководителей подразделений. Это: Михаил Гвоздь, Александр Кондратенко, Алина Абликова, Максим Румянцев – ведущий инженер по сетям, инженеры по сетям: Денис Титов, Константин Агапченко, которые обеспечивали инженерную инфраструктуру и руководили рабочим процессом. В наших мастерских прекрасные специалисты: объединены разные школы – Московского государственного Художественно-промышленного университета им. С. Г. Строганова и Московского государственного академического художественного института им. В.И.Сурикова. Часть специалистов – из Академии художеств им. Репина (Санкт-Петербург), в Подземной церкви работали ярославские художники, писали иконы на медных листах).

 Иван Орынчук занимается реставрационными работами более 20 лет, поэтому команда у него проверенная, люди все с колоссальным опытом работы, участвовали с ним вместе в реставрации Кронштадтского Морского собора, Великокняжеской усыпальницы Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.

Воскресенский собор принят

Слушаю наместника Ново-Иерусалимского монастыря, игумена Феофилакта, который представляет не только духовное лицо от РПЦ, но также является заместителем председателя экспертного совета:

–  23 декабря 2015 г. было итоговое расширенное заседание экспертной комиссии (председатель Ю.П. Калиниченко, академик – НРС ФГУП «Институт по реставрации памятников истории и культуры»). Вопрос в повестке дня был всего один: оценка и принятие работ по восстановлению Воскресенского собора, – рассказывает игумен Феофилакт. – Собралось много авторитетных и профессиональных людей. Сначала выступил главный архитектор восстановления собора Юрий Калиниченко, затем содокладчики. Воскресенский собор был условно разбит на четыре авторских проекта: центральная Крестово-купольная часть – Алла Шиманова, затем в шатре-ротонде выступил главный архитектор проекта ее восстановления Михаил Казаков (однофамилец известного Казакова, который в конце ХVIII, начале ХIXвв. творил в Воскресенском соборе).

 Игумен Феофилакт рассказывает, как удалось закрепить керамический иконостас в церкви Всех Святых под колокольней (частично сохранившийся), не разбирая его, а также восстановить всю колокольню с нуля, после взрыва в 1941 года. Она была построена Патриархом Никоном на очень маленьком основании, фундамент был неглубоким. Поэтому строители-реставраторы применили новый метод в строительстве –  «микродур». Под колокольней было засверлено много отверстий, и под большим давлением на глубину 11 метров под Собором нагнетались частицы, скрепляющие глину, превращая её в монолит/

–  Затем члены комиссии прошли на Голгофу, где художник-реставратор, кандидат искусствоведения Елена Кузнецова рассказала о реставрации и очистке Креста Господня. Крест из кипарисового дерева был установлен 360 лет назад, при Патриархе Никоне, –  продолжает наместник, – реставраторы очень трепетно и бережно сделали расчистку, он остался также благоухающий, мироточивый, чудотворный…

Далее все последовали в Подземную церковь Константина и Елены, где главный архитектор проекта восстановления церкви Елена Толстопятенко рассказала о реставрации медного иконостаса, а о его росписи мы узнали от руководителя компании «Ковчег» Юлии Беловой.

В заключение комиссия осмотрела Воскресенский собор снаружи, и все пришли к единодушному мнению, что восстановительные работы проведены в соответствии с документацией, с теми решениями, которые утвердила государственная экспертиза, с пожеланиями, которые указаны при разработке проекта и осуществлении реставрационно-восстановительных работ.

­– Государственная приёмочная комиссия во главе с Николаем Чернышовым (Министерство культуры РФ), оценила высокое качество реставрационно-восстановительных работ. Были высказаны отдельные незначительные замечания, но на общее решение о принятии комиссией Собора это не повлияло,–  заключает наместник. – Выдан документ с заверенной печатью. Теперь мы будем просить Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла освятить Воскресенский собор, будем готовиться принять гостей.

  …С высоты Ротонды льётся свет из окон шатра, струятся лучи, они делают ярче позолоту, светлее лепнину, живее краски в живописи, высвечивают деревянную резьбу, и сердце невольно просит «своими словами»: дай, Господи, нам мир и гармонию, любовь и милосердие, мудрость и просвещение, справедливость и сострадание. Да будет воля Твоя.

 Из личного опыта

 Когда передали Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь в ведение РПЦ (1995 г.) в нём, как и сейчас проводятся, шли регулярные богослужения. (Молитву нельзя прерывать). Собор был открыт, доступ к Гробу Господню всегда был, обычно к Нему выстраивались длинные очереди паломников, туристов. А по большим праздникам мы, прихожане, ходили Крестным ходом со свечами или фонариками вокруг Кувуклии (часовни). Помещение было очень холодным, отапливать его в то время было бы роскошью. И мы одевались очень тепло: в шубы, зимние пальто, а на ногах зимние сапоги, даже на Пасху. На проповеди тогдашний наместник архимандрит Никита спрашивал нас обычно: «Не замерзли?» «Нет!»–  бодро и дружно отвечали мы. И это было правда. Молитва согревала, и в помещении под Ротондой становилось теплее…

 Шатёр-ротонда парит над городом, и вечером можно любоваться подсветкой всего ансамбля монастыря. Внутреннее убранство собора мы сможем увидеть уже в ближайшее время, после проведения необходимых процедур по Чину Малого и Большого освящения. Все эти мероприятия должны пройти уже в Iквартале 2016 года. И вероятнее всего ближайшее Рождество Христово мы будем отмечать в обновлённом Храме.

 Людмила ДЕРБУШЕВА,

 фото автора и Тамары РУБАНЯК

Комментарии:

Комментарии (1):

Хочется поздравить всех верующих с обретением прекрасных храмов Надвратного, Воскресения, Константина и Елены, почти трех десятков пределов и много другого.
Хочется пожелать Министерству культуры отказаться от автоматического проставления утверждающих печатей на проектной документации и начать вчитываться в подготавливаемые проекты и особенно в части формулирования конечной цели реставрационного процесса, что ни в коей степени не было сделано ни по одному объекту Ново-Иерусалимского монастыря.
К сожалению, в части консервации и реставрации произведений монументального и декоративно-прикладного искусства, проведенные работы нанесли памятнику непоправимый урон. БалСтрой не готов производить консервационные и реставрационные работы по монументальной декорации на памятниках архитектуры такой исторической и художественной ценности. Их уровень пока годится только для выполнения ремонтно-восстановительных работ c чем они справляются на хорошем уровне. Кроме того, к сожалению, в ходе данных ремонтно-восстановительных работ облик памятника навсегда перестал быть похожим на то, что создавал патриарх Никон. И это большая беда для всего культурного сообщества. Не состоялся он и как реализация проекта "зодчего Растрелли и архитектора Бланка" о чем неосмотрительно было написано в тексте данной статьи. Мне думается, Министерству культуры требуется проведение серьезного пересмотра итогов данной работы в результате которой памятник навсегда выведен из категории "подлинник". И в этом смысле совершенно не важно, что "работы проведены в соответствии с документацией, с теми решениями, которые утвердила государственная экспертиза, с пожеланиями, которые указаны при разработке проекта и осуществлении реставрационно-восстановительных работ" (цитата из статьи).
И последнее. Хотелось бы, чтобы Министерство культуры дифференцировало по категориям ценностей "Исторических" и "Художественных" и памятники материальной культуры и привлекаемых исполнителей. Уже одна реляция о "досрочном выполнении плана" (цитата из статьи) по "реставрационно-восстановительным работам" (цитат из статьи) определенно указывает на то, что в БалтСтрое не понимают, что такое Реставрация. Как выразился на планерке руководитель Генподрядной организации, занимавшейся реставрацией Главпочтамта, "реставрация - это евроремонт, только более высокого качества". Вот за весь "евроремонт", который сегодня происходит в стране, и отвечает Министерство культуры.

Написать комментарий:

Вы также можете оставить комментарий, авторизировавшись.