4 апреля 2013 09:07 / Архив / Комментарии 0

"Похвали, Иерусалиме, Господа!"

В день выхода газеты, 5 апреля - память преподобномученика Никона – святого, чье имя носил основатель нашего монастыря – патриарх Никон. По традиции в день его именин церковный мужской хор Новоиерусалимского монастыря исполнил панихиду по приснопоминаемому патриарху Никону. Известно, что среди культурного наследия патриарха Никона есть и музыкальные произведения - канты, написанные в Новоиерусалимском монастыре в XVII веке, но и в настоящее время возрождаемые и исполняемые монастырским хором. Наш рассказ об этом хоре.Вечерняя служба в храме всегда длинная по времени, так как она переходит в утреню, но красивая по содержанию и музыкальному оформлению: поёт церковный хор, а поёт он молитвы – о мире, о близких и о себе, пробуждая одновременно гамму чувств. И благодарение, и покаяние, и любовь, и сострадание. И задача хора, как расскажет мне потом регент (управитель хора), донести Божественное Слово до самого дальнего уголка церкви, до пожилого прихожанина, присевшего от немощи на скамейку, или молодого. Не зря церковное пение считается одним из видов служения Богу....Отойти от суеты и душевных расстройств можно только в храме, где ощущаешь, как мощный звук голосов проникает тебе в душу, заставляет углубиться в себя, прислушаться. И взлетающие руки регента Андрея Брилькова, как два крыла, включают в действие не только хористов, но и всех стоящих и молящихся в храме.Основной костяк церковного хора сложился ещё при бывшем наместнике архимандрите Никите. Сейчас при игумене Феофилакте хор расширился, вместо ушедших или уехавших хористов прибавились новые. Это очень тяжкий труд – петь в монастырском хоре. По этой причине даже люди с высшим музыкальным образованием не приживаются здесь, не выдерживают. Есть своя специфика и огромная нагрузка. Врата Новоиерусалимского монастыря всегда открыты для страждущих, особенно в дни поста. Службы там ежедневные: утром две Литургии – ранняя и поздняя: в 7 и 10 утра (по выходным), в 9 утра(будни) и вечерняя ежедневная служба, в 17 час.Хор - это не просто поющий коллектив. Это - ещё и судьбы. Каждый из них появился здесь или «случайно» (по-мирскому), или «промыслительно» (по-церковному).- Сам я из Минска, - говорит Андрей Брильков. - Сразу после окончания 10 класса поступил в духовное училище и пел в церкви. Хотел поступать в семинарию, сразу не получилось. В духовном училище готовили регентов церковных хоров. Так я им и стал. Затем Минская семинария, обучение в Московской духовной академии. Помимо учёбы работал в хоре архимандрита Матфея Мормыля.(Матфей Мормыль на протяжении 50 лет был регентом объединённого хора Троице-Сергиевой Лавры. Он известный духовный композитор, аранжировщик, заслуженный профессор, кандидат богословия...Им создана неповторимая певческая школа, регентский стиль о.Матфея. « Андрей Брильков – его талантливый ученик, он иногда заменял на клиросе архимандрита Матфея. Такая честь не каждому оказывалась, - добавляет Марианна Новакович, регент небольшого женского хора при монастыре.)- После академии, - продолжает Андрей, - учился в аспирантуре в Швейцарии, в греческом православном центре. Потом вернулся в Москву, узнал, что в монастыре работают мои друзья: мы с Марианной были знакомы по учёбе в академии, а она у отца Никиты была регентом женского хора. Так случилось, что мне не оформляли повторную визу в Швейцарию, и отец Никита мне говорит: может быть, тебе здесь надо остаться. И я остался. О чём не пожалел – мы с Марианной поженились, стали мужем и женой. Это романтическая история, - улыбается Андрей.Марианна из Пинска, города-побратима Истры.- Родители у меня были верующие, много было у них друзей священнослужителей. И я, как говорят, с пелёнок окунулась в церковный мир. С 12 лет пела в хоре. Сестра была регентом хора. Иногда я ей помогала. Окончила музыкальное училище: хоровое отделение и – скрипки. Во время учёбы в училище несла клиросное послушание. В Московской духовной академии познакомилась с Андреем. Потом после учёбы наши пути разошлись: я вернулась в Беларусь. Поступила в Университет культуры на хоровое отделение Минской филармонии, была артисткой хора. А потом случайно встретилась на вокзале с нашим бывшим певцом монастырского хора, он искал регента в Новоиерусалимский монастырь. Так я оказалась в Истре...Как видите, «пути Господни неисповедимы».Виталий Петлицкий также оказался в хоре по приглашению отца Никиты. Родом он из города Слонима (около Гродно). Родители у него также верующие. Мама, Алла Сергеевна, пела на клиросе. Три брата Виталия – священники, выпускники духовной академии. Виталий окончил Минскую духовную семинарию, также учится в Киевской духовной академии. У него сильный, красивого тембра, тенор. Как он говорит: любовь к церковному пению передалась от родителей, также окрепла в семинарии и здесь, в монастыре, благодаря своим наставникам: Мариам и Андрею.Разговор заходит об «активном» пении хора, о диалоге с Богом, через молитву и пение, и прихожанами. О знаменном распеве, о пении «по крюкам», которое освоил Станислав Седов до прихода в монастырский хор. А музыкальное образование у него – Гнесинский джазовый колледж...И Московский авиационный институт, отделение космонавтики.«Наш первый космонавт в хоре», - шутят хористы. «Нет ведь разницы между джазом и церковной музыкой, ведь они из народной музыки вышли? – спрашиваю у Станислава.«Да, только традиции разные – говорит он. – Джаз из чёрных корней родился (Дж.Гершвин, И.Берлин...), эти композиторы подхватили окраску народных песен, которые изначально были церковными песнями – «песни рабов».- Первая моя церковная служба была – пение по «крюкам». Это древнее крюковое знаменное пение, пришедшее к нам из Византии. – Мы занимаемся расшифровкой древних рукописей. Из того, что мы можем сегодня петь - это 17 век. Изучаем наследие Никона. (Станислав – истринец, преподаёт в Истринской музыкальной школе трубу.) В монастырском хоре три года.Сергей Степанов (лучший баритон, как о нём говорят) пришёл в хор из Минской оперы. Окончил Минский педагогический институт, музыкальный факультет. «Случайно» оказался здесь. Эпизодически приезжал петь в хор, а потом окончательно оторвался от оперы. Учится в Минской духовной академии. Почему выбрал церковное пение? «Потому что надо когда-то выбирать, как говорит один мой знакомый священник: в сосуде может быть только один дух».Уже уходя, поговорила с Антоном Машлякевичем (бас). Он тоже из Белоруссии. Руководит в монастыре воскресным классом. Поёт с детства, с семи лет. Мама в 12 лет привела его в академический хор Пинска, потом он стал петь в церкви, и так 19 лет. Учится ещё в духовной семинарии в Ярославле.Разные они, но сколько труда и знаний в их багаже! Хор поёт различные распевы: греческий, афонский, киевский...Композиторов: Кастальского, Чеснокова, Архангельского, Бортнянского, Дворецкого, писавших церковную музыку.- На «Всенощном бдении» мы поём знаменным распевом, так называемые догматики – гласы. Это тексты восьмого века (Иоанн Дамаскин), посвящённые Богородице. Есть задумка петь подобны, это именно монастырские распевы – гласы. И поём канты 17 века. Три из них мы записали на свой диск, который выпустили по благословению наместника Феофилакта. И исполнили на панихиде.Второй год в хоре Сергей Улиткин. И Александр Бутер. Все хористы самообразовываются, как говорят их наставники. Мужской хор в монастыре главный, так как монастырь мужской. Но чтобы разгрузить певцов, иногда помогает женский хор, которым руководит Марианна. «Пойте Богу разумно» - говорится в Писании, то есть понимая о чём поёте. Это очень ответственно.Людмила ДЕРБУШЕВА, фото Романа МАШИНИНА

интересно
Есть очень красивое стихотворение Осипа Мандельштама о церковном пении, которое он посвятил Марине Цветаевой: «...Все церкви нежные поют на голос свой...Не диво ль дивное, что вертоград нам снится, Где реют голуби в горячей синеве. Что православные крюки поет черница: Успенье нежное – Флоренция в Москве. И пятиглавые московские соборы С их итальянскою и русскою душой Напоминают мне явление Авроры, Но с русским именем и в шубке меховой.» Поэт знал, что «православные крюки» - это древнее церковное песнопение, которое было предтечей пению по нотам. И первое пение по нотам, но одноголосное, называется «знаменным распевом». При Патриархе Никоне начинается восьмиголосное пение.

Комментарии:

Нет комментариев

К этому материалу еще нет комментариев

Для того чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь.