3 апреля 2013 13:44 / Архив / Комментарии 0

Музей "Новый Иерусалим" переехал в новое здание

Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим» 29 марта 2013 года полностью завершил вывод всех своих фондов с территории Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря в новое здание. Дата переезда оказалась судьбоносной – ведь музей, отметивший недавно 90-летие, образовали в 1920 году, а постановление об этом было подписано именно 29 марта. Невероятно, правда? Минувший год и особенно последние два-три месяца до окончательного вывода всех коллекций оказались для коллектива ведущего музея Подмосковья крайне сложными и невероятно ответственными.

Но музейщики достойно прошли проверку на прочность - несмотря на огромную работу, проводимую в рамках переезда, сотрудники сумели ни на один день не прервать свою основную деятельность – выставки, встречи, концерты, рождественские мероприятия, праздники на территории отдела деревянного зодчества проходили в прежнем режиме – Наталья Абакумова, директор музея, говорит об этом с признательностью в адрес коллег. Так сложилось исторически, что наш музей, с момента своего основания сохранял и преумножал наследие Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря в сложный исторический период в стране, когда храмы и церкви повсеместно закрывались. Уже тогда авторитет музея был необыкновенно высок, и ещё же до начала войны по значимости коллекций и опыту работы, накопленному сотрудниками, музей оказался крупнейшим в Московском регионе. «Я довольно часто и с горечью произношу фразу – если б не было войны. Музей и монастырь несли тягчайшие потери в это трагическое, страшное время. И когда сотрудники нашего музея за послевоенные годы сумели сформировать и пополнить качественно и количественно утраченные коллекции – это настоящий подвиг во имя искусства, культуры, России», - говорит Абакумова. Но вернемся к сегодняшнему дню: сотрудникам музея нужно было не только упаковать музейные сокровища: на новом месте было необходимо провести их сверку с наличием. Современные музейные требования очень жёсткие, их соблюдение просто необходимо, поэтому одновременно приходилось заниматься подготовкой научной документации будущих экспозиций, например, согласно концепции, музей, наряду с подлинными материалами в экспозиции будет привлекать мультимедийные средства. «Перед нами стоит задача сделать абсолютно современный музей, музей, который отвечал бы запросам дня сегодняшнего».
...Вместе с фотографом Романом мы подъехали к строительной площадке за монастырским комплексом в невероятно ненастный день – это был минувший понедельник. Шквальный ветер, снег с дождём, под ногами лёд и размокшая глина, но работа на строительстве комплекса, которое окончательно будет завершено к концу этого года, кипела. (Сразу захотелось представить, как будет выглядеть основной вход в комплекс – музейщики говорят, что это будет необыкновенно красивая берёзовая аллея). Переезд музея такого калибра, безусловно, событие даже не районного, а областного масштаба, ведь правительство Московской области позиционирует музей как главный губернский, основной в Подмосковье, и по объёму и значимости музейных коллекций, по активной научной деятельности, которую ведут в стенах «Нового Иерусалима», музей полностью оправдывает возложенную на него миссию.
Напомним читателям, что в Московской области в 2008 году приняли целевую долгосрочную программу вывода музейных фондов в новое здание с целью воссоздания исторического облика монастыря и развития непосредственно музея. Теперь будет возможность явить миру то, что годами хранилось в запасниках. Только представьте – площадь территории всего музейного комплекса, где по проекту должно разместиться трехэтажное многофункциональное здание и где раньше располагались теплицы и складские помещения, составляет 4,3 гектара. В здании будут обширные экспозиционные залы, фондохранилище, реставрационные мастерские, многофункциональный конференц-зал с возможностью синхронного перевода, научная библиотека с интернет-классом, которую смогут посещать все, кто глубоко интересуется культурой и историей России; кафе и магазин, творческий Детский центр с учебными мастер-классами, «завязанный» именно на том музейном наследии, которое здесь бережно хранят и показывают. Интересный и перспективный объект – открытый атриум в центре здания, где можно будет, к примеру, проводить выпускные школьные балы и другие значимые мероприятия и акции.
«Конечно, содержать такой комплекс будет непросто, и важно обеспечить его успешное функционирование. Особенность нового музейного комплекса в том, что здесь все коммуникации будут свои, поэтому здание музея не будут зависеть от городских коммуникаций: подведут газ, уже возвели и оборудовали собственную котельную», - подчеркнула директор музея Наталья Абакумова.
У истоков обеспечения проекта вывода музея и дальнейшего его развития стоял губернатор Подмосковья Борис Громов, проект поддерживал и сменивший Бориса Всеволодовича на посту губернатора Сергей Шойгу, на которого монастырский ансамбль и музей произвели громадное впечатление.
Недавно на территории строящегося комплекса побывал и новый министр культуры нашего региона Олег Рожнов, который высоко оценил и работу коллектива музея в сложное время вывода коллекций, и темпы строительства. Кстати, беседовали мы с Натальей Алексеевной в стенах административно-хозяйственного здания, которое полностью построено и отделано, и где пока размещается дирекция музея и его сотрудники. Наш разговор начался с того, насколько спокойно и без эксцессов музей был выведен из монастырских стен. «Расставание музеев с культовыми памятниками повсеместно происходит сложно, проблемно, а мы не позволили допустить ни единого конфликта и остались с руководством монастыря в достойных, добрых и уважительных взаимоотношениях, сохраняя принцип соработничества и ясно осознавая, что цели и задачи у нас общие. И, пожалуй, на сегодняшний день наш позитивный в этом отношении опыт достаточно редкий».
Сам переезд осуществлялся не только силами сотрудников музея, большую помощь здесь оказали администрации ЗАО «Балтстрой» и ЗАО «АСК». Пользуясь случаем, Наталья Абакумова искренне благодарит руководителей этих организаций - И.К Орынчука и С.А. Якубовского – от своего имени и от имени коллектива музея.
-Как раз перед встречей с Вами мы говорили с моей коллегой, нашим новым главным хранителем Натальей Сафоновой, что у нас нет ощущения негативного процесса прерывания взаимоотношений с монастырём, более того, продолжение сотрудничества открывает новые перспективы. Вместе мы образуем единое и уникальное культурное пространство и ресурс для развития и города, и района, да и всей области. Мы можем гордиться, что имеем непосредственное отношение к двум таким грандиозным и значимым объектам.

«ЗЕЛЁНАЯ АРХИТЕКТУРА» – МИРОВОЙ ТРЕНД
-Наталья Алексеевна, проект здания музея вызвал неоднозначные мнения. У него нашлись и сторонники, и противники. Чем был обусловлен выбор проекта мастерской из Москвы «Сити-Арх» под руководством архитектора Валерия Лукумского?
- Прежде всего, необходимостью вписать основное здание музея в исторический ландшафт и невозможностью возведения высотного здания. Поэтому пришлось как бы растянуть здание по территории отведённого участка, а первый этаж возвести в озеленённой газонной «обваловке». Музейный комплекс будет выглядеть современно и стильно, это так называемая «зелёная архитектура», когда здание вписывается в окружающий ландшафт, а это сегодня мировая тенденция. Кстати, любой проект любого дела, начиная от несложных вещей до проектирования социально значимых зданий и городских кварталов, воспринимается неравнодушно и зачастую вызывает неоднозначные мнения.
Проект музейного здания архитектора Валерия Лукомского уже получил ряд значимых в архитектурном мире наград, более того, им заинтересовались британские коллеги, которые побывали в стенах возводимого музея и проявили живой интерес к проекту.
Новое музейное здание обладает большим ресурсом и позволит плодотворно сотрудничать не только с отечественными музеями, но и зарубежными. Областной Минкульт вообще побуждает музеи Московской области активно сотрудничать с зарубежными коллегами в части организации корпоративных выставочных проектов и программ. Мы уже сейчас имеем ряд интересных и перспективных мероприятий. К примеру, в прошлом году проводили семинар в Международный день ветра, посвящённый охране и развитию исторических мельниц, на который пригласили коллег из Голландии. Голландцы, большие знатоки и любители мельниц, были в восторге от уникальной мельницы 19 века из села Кочемлево, которая расположена на территории отдела деревянного зодчества, и конечно, от крестьянской избы Кокориных, памятника архитектуры 19 века из деревни Выхино. Они уже интересуются, готовы ли мы провести второй семинар? Да, отвечаем, готовы, он состоится в июне, мы всегда рады профессиональному сотрудничеству, нуждаемся в общении с коллегами.
Что касается будущих экспозиций, то планируется организация трёх основных разделов: экспозиция, посвящённая древней истории подмосковного региона; очень сложный для нашего научного коллектива проект в тематических рамках «человек и природа». Подобная экспозиция в Московской области будет создаваться впервые, под неё выделяются значительные экспозиционные площади. Подлинные археологические материалы смотреть и воспринимать весьма сложно, и сейчас в музейном мире привлекаются мультимедийные технологии и виртуальные реконструкции. Мы также, наряду с подлинными экспонатами, планируем это всё использовать, и надеемся, что это станет востребовано и интересно для разных категорий посетителей, но прежде всего для детей.
Второй раздел, посвящённый средневековой, новой и современной истории и культуре Подмосковья, станет логичным продолжением археологической экспозиции.
Третий раздел сразу на двух этажах будет посвящён нашим художественным коллекциям, где разместятся и древнерусское искусство, и полотна знаменитых художников 17, 18, 19 веков, и мощная коллекция живописи и графики ХХ века вплоть до сегодняшнего дня - мы весьма активно комплектуемся. Будут и залы под временные выставки, с тем, что мы не всегда могли показать в стенах монастыря, вообще тематика выставок будет шире. Экспозиционная площадь займёт десять тысяч квадратных метров, это в три раза больше, чем мы имели в монастыре. Конечно, всё выставить невозможно, да и ряд предметов требует жёстких сроков экспонирования – графику, ткани, к примеру, долго выставлять нельзя. А вот современную скульптуру (новое направление комплектования) наконец-то мы сможем продемонстрировать посетителям музея – что было ещё недавно абсолютно невозможно. Также мы будем более широко комплектовать предметы быта. Вообще перспективы, которые открываются перед музеем, просто захватывающие.
На все экспозиции воссоздаваемого музея написаны тематические планы, мы сотрудничаем с опытным дизайнером из Санкт-Петербурга Мариной Дынай, которая работает над дизайн-проектами наших будущих экспозиций.

Комментарии:

Нет комментариев

К этому материалу еще нет комментариев

Для того чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь.