Подвиг «воздушных извозчиков»

Четыре с половиной тысячи часов провёл в воздухе Герой России Евгений Зеленов

В старом советском фильме «Экипаж» есть эпизод о возвращении повреждённого самолёта на родную землю. У спасённых людей на глазах слёзы радости, а один из пассажиров бежит сломя голову от медиков в ночь, всё ещё не веря, что остался жить.

 
По примеру старших
 
Но это кино. А в судьбе заслуженного военного лётчика РФ Евгения Зеленова действительно был такой эпизод. 
 
В 1992 году Афганистан по сути распался на разрозненные территории, управляемые местными вождями. Кабул регулярно обстреливали талибы. Не раз ракеты, снаряды и мины разрывались возле зданий российского посольства. Жить в столице Афганистана становилось опасно. И тогда руководство России приняло решение эвакуировать посольство вместе со всеми служащими.
 
На задание послали три самолёта «Ил-76», входивших в состав военно-транспортной авиации. Возглавил группу командир полка военный лётчик первого класса, полковник Евгений Зеленов. Он родился в селе Смышляевка Волжского района Куйбышевской области. Потом семья парня переехала в посёлок Зубчаниновка, пригород Куйбышева (ныне Самара). 
 
Отец Евгения – Алексей Васильевич – работал на местном «Шарикоподшипнике» фрезеровщиком, а мама – Надежда Алексеевна – трудилась в службе движения аэропорта «Смышляевка». Аэродром был недалеко от дома Зеленовых. Трое двоюродных братьев мамы летали в составе экипажей воздушных судов, а её родной брат, офицер запаса, заведовал автохозяйством аэропорта. Так что было парню с кого брать пример.
 

Учился он на четвёрки и пятёрки, и потому выдержать конкурс в Балашовское высшее военное авиационное училище лётчиков не составило для Евгения труда. После зачисления в ряды курсантов Зеленов узнал, что в училище не готовят ни истребителей, ни штурмовиков, овеянных фронтовой славой. В Балашово учили будущих лётчиков военно-транспортной авиации, то есть, попросту говоря, воздушных извозчиков, которые, как подумали сначала курсанты, далеки от подвигов своих широко известных коллег по авиацеху. Годы трудной службы развеяли эти сомнения.

Подвиг «воздушных извозчиков»

 
Под обстрелом
 
Три «Ила» на пятиминутных интервалах пошли на посадку особым, “афганским заходом”. Небо над кабульским аэродромом запестрело дымками разрывов от снарядов зенитных пушек талибов. Между ними в любой момент могла проскочить белая дорожка «Стингера», американской зенитной ракеты. «Илы» предусмотрительно окутались искрами ярких тепловых ловушек, на которые жадные «американки» обычно клевали как щуки на мальков. Но в этот раз обошлось без «Стингеров».
 
Первой садилась машина полковника Зеленова. Российские экипажи, не заглушая двигателей, должны были принять на каждый борт по одному «камазу», загруженному посольскими документами, а затем – самих сотрудников посольства с детьми и жёнами. Кроме россиян предстояло эвакуировать дипломатов Китая, Монголии, Индии, Индонезии.
 
Закончив погрузку, Зеленов взлетел и закружил над аэродромом, контролируя обстановку. Два других «транспортника» заканчивали грузиться возле здания аэровокзала. Оно прикрывало машины и людей от продолжающегося обстрела. Второй «Ил-76», экипажем которого командовал подполковник Анатолий Копыркин, стал рулить к взлётной полосе. «В нас попали», - сообщил командир третьего самолёта, и связь с ним оборвалась. Зеленов увидел, как пламя полыхнуло по правому крылу стоящего на земле «Ила», и отдал приказ Копыркину забрать оставшихся. 
Машина Копыркина развернулась в сторону горящего «транспортника». Десантники, прикрывавшие погрузку, практически на ходу помогали в посадке людей и погрузке раненых лётчиков. В горящем отсеке нашли своего раненого командира и тоже погрузили в переполненный «Ил». Потом сутки охраняли оставшихся людей от возможных атак талибов.
 

Посадка на шасси

Зеленов видел, как трудно разбегается самолёт Копыркина. Скоро конец взлётной полосы, а «Ил» всё никак не мог поднять нос. «Он повреждён», - понял Зеленов, и это подтвердила радиосвязь. Осколки разорвавшихся боеприпасов измочалили резину на большинстве колёс шасси.

 
- Господи, да помоги ему! - прозвенел голос Зеленова в эфире, а у самого уже сжалось сердце от предчувствия беды. В самом конце полосы машина Копыркина оторвалась от земли.
 
Аэродром Кокайды, это рядом с Термезом, встретил самолёт Зеленова жарой. Однако полковник думал только о том, как станет сажать свой израненный «Ил» Копыркин. «Толя, - попросил Зеленов, - ты пройдись прямо надо мной, гляну, что с твоими шасси!».
 
«Транспортник» проревел над головами стоящих людей. Вместо некоторых колёс на солнце блеснули магниевые диски. «Сажай на шасси!» - скомандовал Зеленов. Посадка была произведена мастерски. По лицам многих спасённых людей текли слёзы. Некоторые в буквально смысле целовали бетонные плиты аэродрома.
За этот полёт полковник Евгений Зеленов и подполковник Анатолий Копыркин были удостоены звания Герой России. 
 
Весь мир под крылом
 
Заслуженный военный лётчик РФ Евгений Зеленов провёл в воздухе в общей сложности четыре с половиной тысячи часов. Летал во все уголки России – от Камчатки до Калининграда, во многие страны мира. Участвовал в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Награждён орденами «Мужества» и «Красной Звезды», «За службу Родине в Вооружённых силах РФ» третьей степени.
 
Командовал 110-м Трансильванским Краснознамённым военно-транспортным авиаполком. Дважды был избран от Новгородской области депутатом Госдумы второго и третьего созывов.
 
Сейчас на пенсии. «Пробивает» в жизнь прибор для облегчения захода на посадку самолётов в сложных условиях. Много лет назад построил дом в деревне Веледниково, расположенной на юго-восточном краю городского округа Истра.

  Подвиг «воздушных извозчиков»

Вокруг родной деревни 
 
Евгений Алексеевич по мере возможностей участвует в деятельности общественной организации ветеранов «Боевой Братство». Особенно ему импонируют конкурсы детских рисунков, посвящённых военно-патриотической тематике.
 
Творческое развитие должно быть совмещено и с физическим воспитанием, а тому способствуют спортивные и детские площадки, повсеместно возводимые во дворах наших населённых пунктов. Эти «уголки здоровья» нравятся Зеленову. «Больше площадок стало и больше детей! А это замечательно!».
 
Отмечает лётчик и то, что прибавилось света на дорогах и в его родном Веледниково. «Все уголки высветили!». В свете новых электролиний растут путепроводы над самыми проблемными участками трасс. Это тоже неплохо.
 
Но надо отдать должное строгости бывшего командира полка и замкомандира авиадивизии. Евгений Алексеевич считает, что путепроводы, как в Нахабино, например, нужно продолжать дальнейшим расширением дорог, повышением качества дорожных работ.
 
И лес. Непременно надо заботиться о нём. Акции по посадке леса – мероприятия полезные, но их должно быть значительно больше. Рядом с тем же Веледниково остались большие квадраты для высадки нового леса. Жители округа и его гости от этого только выиграют, но, главное, это нужно делать для детей, внуков, для будущего.
 
Истринское информагентство

Комментарии:

Нет комментариев

К этому материалу еще нет комментариев

Для того чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь.