Истринский драматический: новейшая история

В честь 110-летия театра творческий коллектив организовал поистине грандиозный праздник. Отгремел он более недели назад, а впечатления у корреспондента "ИВ" до сих пор не укладываются в лаконичные строки...

Поздравить виновников торжества и вручить заслуженные награды от имени Союза театральных деятелей России приехала знаменитая актриса театра и кино Ирина Алфёрова. 

Также в рамках юбилейных мероприятий состоялось знаковое для нашего событие края: на территории театра открыли памятник главному драматургу России Антону Чехову.

Юбилей запланировали многослойным, необычным, нестандартным: впрочем, всё, что создаётся коллективом театра, всегда выглядит именно нестандартным в самом хорошем смысле. Я нисколько не покривлю душой, убеждаясь с каждым годом: старейший театр нашего региона — действительно стремится к вершинам. Ничто здесь даже близко не напоминает любительщину, и, на мой взгляд, именно сейчас драмтеатр переживает новый творческий взлёт. Гостей мероприятия ждало сразу несколько событий: открыли памятник Чехову, состоялась премьера драмы в четырёх страйках «Дон Хуан» испанского средневекового автора Тирсо де Молина, открылась персональная выставка театрального художника, заслуженного работника культуры РФ Татьяны Мировой, и состоялся концерт камерного ансамбля «Сivitas» — девятого июня театр распахнул двери для зрителей, коллег по цеху, преданных всем сердцем, искренних друзей, для все, кто уверен: духовное для человека всё-таки первично.

На таких светских — опять же в самом лучшем значении этого слова — мероприятиях всегда удивительная атмосфера, всегда огромная радость встреч, роскошь человеческого общения. И все друг другу по-настоящему рады!

Истринский драматический: новейшая история

ТЕАТРАЛЬНЫЙ РЕНЕССАНС

Мне бесконечно приятно было увидеть Любовь Лукьянову, возглавлявшую в течение ряда лет молодёжный отдел администрации Истринского района: и душой, и сердцем Любовь Васильевна участвовала в жизнедеятельности драмтеатра. Всегда приятно встретиться с заведующей Истринской городской библиотекой № 1 Галиной Тимофеевой, было здорово познакомиться наконец-то с одной из постоянных героинь наших публикаций — руководителем клуба «Апрель» Вероникой Масловой; сколько довелось в тот удивительный вечер увидеть замечательных людей, просто не перечесть! Конечно, главная тема всех разговоров до премьеры — насколько мощно преобразилось здание театра, после премьеры говорить ни о чём, кроме самого спектакля, было невозможно, настолько сильным оказалось впечатление от него.

Истринский драматический: новейшая история

Истринский драматический: новейшая история

Истринский драматический: новейшая история

Истринский драматический: новейшая история

Истринский драматический: новейшая история

Истринский драматический: новейшая история

Истринский драматический: новейшая история

Поздравить юбиляров приехали официальные лица: министр культуры Московской области Оксана Косарева, депутат Московской областной Думы Галина Уткина, руководитель администрации городского округа Истра Андрей Дунаев, истринский меценат, учёный, предприниматель Владимир Яцук, глава г. о. Истра Александр Скворцов, автор скульптуры Чехова народный художник России Владимир Суровцев, певица Елена Камбурова, актрисы Ирина Алфёрова и Екатерина Абрамова. И конечно, запланировали официальную часть с речами и вручением грамот, но никакого официоза, к счастью, не случилось: в атмосфере творчества, любви к театру все выступали в лучших традициях чеховской краткости, которая сестра таланта, и конечно, в каждом слове, обращённом к артистам драмтеатра, было искреннее восхищение, были пожелания дальнейших творческих свершений.

Истринский драматический: новейшая история

-На самом деле два потрясающих события сегодня слились в одно, 110 лет театру и перенос памятника Чехову, — отметил в приветственном слове главный режиссёр и художественный руководитель театра Алексей Губин, с именем которого мы справедливо связываем ренессанс театра.

В основе процветания театра сегодня — именно его титанические усилия, его воля и подвижничество, его огромная любовь к театру, как к делу всей жизни. Наш театр — пример идеального вложения бюджетных средств. Ведь всё сегодня стоит денег! И к театру публика предъявляет нынче требования очень высокие. И увы, не всегда количество денег автоматически определяет качество сценического продукта. Но в истринском драматическом каждый бюджетный рубль потрачен не зря.

Результаты кропотливой работы коллектива весьма внушительны: только в минувшем году театр участвовал в федеральном проекте «Театры малых городов», в рамках которого выпустил три премьерных спектакля: «Анна Каренина» Льва Толстого, «Емеля» по мотивам русской народной сказки «По щучьему велению», «Золотой ключик» Алексея Толстого.

ТЕАТР СОБИРАЛИСЬ ВОЗВЕСТИ НА МЕСТЕ ГОРОДСКОГО РЫНКА

- Никто не знает, что установка этого памятника предполагалась там, где администрация планировала взвести новое здание городского театра — это истринский городской рынок. Начало 90-х, когда мечтали построить театр, разбить вишнёвый сад и установить скульптуру Чехову. Но планы поменялись, памятник подвергся вандализму, маргиналы буквально глумились над скульптурой. Сегодня второе рождение и второе открытие памятника, его инициатором выступил меценат, учёный, предприниматель Владимир Григорьевич Яцук, и я с огромным удовольствием предоставляю ему слово.

…Но вначале — немного истории. Скульптуру Чехова открывали когда-то в самой торжественной обстановке у стен Истринского педагогического колледжа, где она впоследствии действительно не единожды подвергалась нападкам вандалов. Чехова обливали краской, ломали трость, у него воровали пенсне, казалось, мерзавцы не остановятся, пока не разрушат памятник до основания. Поэтому перенос скульптуры к зданию драмтеатра стал настоящей необходимостью.

Истринский драматический: новейшая история

Истринский драматический: новейшая история

Сегодня бронзовый Чехов обрёл новый адрес, и на наш взгляд, это самое идеальное для памятника место. Ведь Чехов и театр тождественны в нашем сознании. Отметим, что Антон Павлович — гигантский моральный авторитет и среди западных интеллектуалов и театралов, его упорно ставят и будут ставить все крупные театры мира, также, как будут и впредь бесконечно экранизировать Анну Каренину Льва Толстого.

Истринский драматический: новейшая история

-Сегодня главный русский драматург находится уже на своём постоянном месте пребывания: моя мечта, чтобы он был у входа в драмтеатр, сбылась окончательно, а памятник украшает не только театр, но и весь наш город. У скульптора Суровцева было такое же видение памятника, как и у меня, я очень благодарен Владимиру Ивановичу, талантливому мастеру гранитных дел, за то, как памятник исполнен. И очень благодарен Андрею Геннадьевичу Дунаеву, за то, что он принял предложение перенести памятник сюда, — отметил меценат.

Авторы скульптуры — лауреат международных премий, в том числе и ЮНЕСКО Владимир Суровцев (его работами владеют 19 стран мира, некоторые из них открывал президент России) и замечательный художник, заслуженный архитектор России Владимир Сягин. Скульптор, в частности, отметил, что из толпы нацию делают три вещи…

…РЕЛИГИЯ, ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

-Сегодня объявлен праздник — День друзей, и как здорово, что все мы собрались здесь сегодня. Чехов теперь рядом с театром! Хочу обратить внимание, что если здание театра построено на средства Тимофея Саввича — сына русского мецената и поклонника театрального искусства Саввы Морозова, то памятник Чехову возведён на средства мецената Владимира Григорьевича Яцука. Остаётся порадоваться и мудрости руководства города, которое согласилось перенести памятник туда, где он и должен был быть изначально, — подчеркнул художник, кстати, отмечавший 9 июля свой день рождения. Скажете, совпадение? Не верится. О том, что совпадений и случайностей никаких не бывает, а есть вещи абсолютно закономерные, говорила и министр культуры правительства Подмосковья Оксана Косарева. Именно в тот момент, когда она ехала в Истру, её номер набрал директор Мелеховского музея имени Чехова: узнав, что Оксана Валентиновна едет на юбилей драмтеатра, у стен которого открывают памятник Чехову, он просил передать самые искренние поздравления коллективу театра и жителям Истринского края. На территории Мелехово сохранился тот самый флигель, в котором Чехов создал свою знаменитую «Чайку».

Истринский драматический: новейшая история

-Только что отгремел фестиваль «Мелеховская весна», в рамках которого театральные коллективы с мировой известностью считают за честь представить публике произведения Чехова. Те спектакли, которые есть и которые в нашем регионе ещё поставят, я уверена, составят золотой фонд. Также думает и наш губернатор Андрей Юрьевич Воробьёв, — отметила Оксана Косарева, передавшая самые искренние поздравления и пожелания истринским артистам от имени губернатора в связи со 110-летием.

«Этот театр начинался с инициативы любителей, а сегодня является коллективом профессионалов».

— Это история того, как преданность искусству помогает сохранять традиции театральной школы и экспериментировать. Только в прошлом году более сорока тысяч человек побывали на спектаклях драмтеатра! Театр даёт человеку огромный эмоциональный заряд, — подчеркнула министр.

Очень теплые слова адресовал коллективу Андрей Дунаев, руководитель администрации городского округа Истра. Было видно, что Андрей Геннадьевич говорит от всего сердца:

«Наш театр — один из лучших, здесь в уютной обстановке, окружённые заботой, мы смотрим уникальные, искренние постановки».

-Дорогие друзья, я всегда с удовольствием прихожу в наш театр, все мы знаем, что памятник был построен на спонсорские, меценатские деньги, и поначалу установлен в том месте, где ему никак не жилось. Не было потрачено на его создание ни копейки бюджетных средств, потребовалось лишь наше согласие, чтобы перенести его туда, где он и должен стоять, думаю, здесь он будет на своём месте, и ни у кого уже не поднимется рука осквернить его, — сказал глава городского округа, и после его слов памятник Чехову был официально открыт.

Удивительно, но он смотрелся так органично, словно его возвели более века назад вместе с самим зданием… К бронзовым ногам писателя возложили пламенеющие розы…

Истринский драматический: новейшая история

…А НАС ЖДАЛА ПРЕМЬЕРА

О здании театра стоит говорить отдельно, и вообще его возрождение — отдельная и очень внушительная тема. Но то, что я увидела внутри — по-настоящему красиво, даже изысканно. Синие цвета стен располагают к философской задумчивости, всё выдержано в едином стиле, всё торжественно, но ни грамма безвкусицы. С любовью обихожен каждый квадратный метр, здесь всё по-чеховски прекрасно: и лицо (само здание), и одежда (репертуар), и душа (коллектив), и мысли (будущее театра), такая вот родилась аллегория.

В зрительном зале — как совершенно справедливо отметил Андрей Дунаев, уютная атмосфера, и — ожидание чуда. К сожалению, определенные рамки не позволяют мне написать полноценную рецензию на премьерный спектакль, а сделать это очень хочется; скорее всего, материал именно о спектакле я постараюсь сделать отдельно: здесь есть, о чём сказать. Если честно, многие из нас полагали, что в честь юбилея коллектив театра подготовит нечто классическое, и, хотя пьеса «Дон Хуан» создавалась испанским драматургом Габриэлем де Тельясом (Тирсо де Молина — творческий псевдоним) в далёком 16 веке, спектакль выдержан в современной манере, с необычными декорациями, обилием пластики, яркими, небанальными костюмами, сложным музыкальным сопровождением. Конечно, артисты выложились максимально, и не на сто, а на тысячу процентов. Спектакль и эмоционально, и физически очень сложный.

Истринский драматический: новейшая история

Истринский драматический: новейшая история

Истринский драматический: новейшая история

Истринский драматический: новейшая история

Истринский драматический: новейшая история

Истринский драматический: новейшая история

Габриель де Тельяс (Тирсо де Молина) — испанский драматург, дворянин, доктор богословия, историограф, принявший монашеский постриг. Де Тельяс создал не только бессмертного дона Жуана, чей образ впоследствии навечно вошёл в мировую культуру, на его счету и «Благочестивая Марта» (помните великолепную отечественную телепостановку с Тереховой и Боярским в главных ролях)! Согласитесь, не совсем обычное сочетание — монах и драматург, вошедший в мировую литературу как основатель «вечного образа» дона Жуана и мастер «комедии положений»! Как вообще священнослужителю пришла в голову эта идея? Оказывается, образ коварного женолюбца появился совсем не случайно: во-первых, необходимо было обуздать вконец распущенных грандов, превративших погоню за женщинами в своеобразный спорт, во-вторых, осудив распущенного аристократа, благочестивый монах вообще не прочь был осудить всякое земное наслаждение.

ЗА ВСЁ ПРИДЁТСЯ ЗАПЛАТИТЬ

Сюжетом пьесы послужила подлинная история Хуана Тенорио, хищника, авантюриста, дуэлянта, негодяя, которому нравилось соблазнить даму и, обесчестив, покинуть её. Он легко играет судьбами доверившихся ему людей, особенно невинных, чистых, неискушённых, но в финале главного героя настигает справедливая кара. Исключительно яркой получилось работа Андрея Соколова (Хуан Тенорио). Его творческий рост никогда не останавливается, причём Андрей — не только звезда Драмтеатра, он также его директор, а ещё — депутат Совета депутатов Истринского городского округа. Нагрузки выдерживает достойно; профессиональный актёр, он относится к тем, кто никогда не останавливается на достигнутом, требователен, строг к себе. Образ Дона Хуана, созданный Соколовым, уверена, пришёлся бы испанскому монаху-драматургу, по душе: при всём своём обаянии его герой Дон Хуан, как мы сказали бы сегодня, духовный инвалид.

Истринский драматический: новейшая история

Истринский драматический: новейшая история

Истринский драматический: новейшая история

Исключительно удались создателям спектакля все женские образы. Во-первых, все актрисы очень красивы, а, на мой взгляд, всё-таки на сцене хочется видеть красивых людей. Несмотря на юность, играют очень точно: бывает, когда актёр старается изо всех сил, а смотреть на эти титанические усилия сплошное мучение. Здесь такого не происходит: от игры Софии Елфимовой, Виктории Триус, Анны Орловой просто невозможно оторваться. Сколько пластики, изящества, а как они владеют голосом!

Истринский драматический: новейшая история

Истринский драматический: новейшая история

Обаятельным и многогранным получился образ Каталинона — слуги Дона Хуана, роль которого талантливо исполнил актёр Павел Кусков. Кусков, с одной стороны напоминает Санчо Пансу, с другой его Каталинон вовсе не так прост, как герой Сервантеса. Он хоть и под стать своему отвратительному господину, но позволяет себе напоминать ему время от времени, что за всё в жизни придётся заплатить, и возможно — собственной жизнью.

Конечно, бесподобен Денис Ясик. Настоящий испанский аристократ! Хотя и очень современный. Внушителен, грозен Дон Диего в исполнении великолепного Сергея Грекова. Абсолютно точное попадание в образ Патрисио у Армана Акопяна, конечно, прекрасно сыгран и Анфрисо в исполнении Владислава Карченко.

В антракте нас пригласили на открытие персональной выставки художника Татьяны Мировой. C 2013 Татьяна Алексеевна трудится в драмтеатре главным художником. Алексей Губин признался, что они отлично сработались, несмотря на его сложный характер, ведь в театре не бывает людей простых. Искренне надеюсь, что и о Татьяне Мировой мы сумеем рассказать на страницах «ИВ» отдельно, она личность безусловно очень примечательная.

-Татьяна Алексеевна — востребованный художник в жанре музыкального театра. Ещё совсем юной она оформляла государственные театры Узбекистана, Лауреат республиканских конкурсов. Некоторое время прожила в Америке, откуда недавно вернулась и пришла к нам в театр.

-Я очень благодарна этому театру за то, что остаюсь в строю, ведь театр — это навсегда. Счастлива, что попала в такой коллектив, и в такой момент, когда коллектив возрождался, когда началась вторая жизнь этого театра, — отметила Мирова и сравнила наш драматический с легендарным Паневежисским театром. На спектакли этого небольшого театра в литовском городе Паневежисе стремились попасть тысячи поклонников, именно там, а не в крупных театрах служили знаменитые Банионис и Артмане.

ИРИНА АЛФЁРОВА: 2019 ГОД ОБЪЯВЛЕН ГОДОМ ТЕАТРА

По словам Алексея Губина, очень сложно было в профессиональном театре с профессиональным статусом, но, «не имея профессионального коллектива, не имея ничего, начинать жизнь в сообществе профессиональных театров России; и делать это надо было быстро и качественно, иного выбора у нас не было».

Истринский драматический: новейшая история

Звезда отечественного театра и кино блистательная Ирина Алфёрова, поздравляя коллектив театра от имени Союза театральных деятелей Российской Федерации и лично его руководителя Александра Калягина, не сдерживала эмоций: она честно призналась, что постановки такого уровня и в таком великолепном здании совершенно не ожидала. Чаще всего, по словам Ирины Ивановны, региональные театры пребывают в плачевном, если не жалком состоянии, бывает и такая картина: вложенные в театр бюджетные средства не дают ожидаемого результата. Низкий уровень постановок, жалкий вид зданий… Какое счастье, что у нас всё по другому!

В тот вечер на сцене чествовали не только артистов: ведь создатели спектакля — в частности премьерного — это режиссёр-постановщик Виктория Пучкова, художник-постановщик Наталья Войнова и хореограф Денис Бородицкий. Благодаря их таланту, труду, творческому поиску премьера получилась… Она именно получилась, и это самый главный результат.

…2019 год объявлен годом театра. Мы ждём от Истринского драматического новых свершений.

Екатерина КАПРАЛОВА,

фото Виктора БАБЕНКО

Истринский драматический: новейшая история

Истринский драматический: новейшая история

Истринский драматический: новейшая история

Истринский драматический: новейшая история

Истринский драматический: новейшая история

Истринский драматический: новейшая история

Истринский драматический: новейшая история

Комментарии:

Нет комментариев

К этому материалу еще нет комментариев

Для того чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь.