Школьники написали письма в Сталинград

Правда, дошли они не до солдат, а до жюри конкурса «Письмо в Сталинград» и поразили в самое сердце своей искренностью и глубиной. Авторов лучших работ наградили в МВК «Новый Иерусалим»

Порядка 60 сочинений от школьников г. о. Истра было прислано на конкурс, организованный музеем к 75-летию битвы за Сталинград. О том, почему затянулось подведение итогов, почему было сложно выбрать победителей и о том, чем сочинения учеников окружных школ поразили жюри, «ИВ» рассказала его председатель, старший научный сотрудник музея Арина Гундрова.

- Выбирать было очень тяжело. Когда нам стали приходить самые первые сочинения, и мы их читали и осмысливали — плакали. Потому что такой серьезный эмоциональный посыл был в каждом сочинении, что, признаться, мы такого не ожидали. Кто-то присылал сочинения в электронной версии, а один раз, когда пришли на работу, обнаружили целый почтовый ящик с аккуратно свернутыми в треугольники письмами. Настолько сильное впечатление было от сочинений, и их было так много, что пришлось не один раз сдвинуть сроки подведения итогов, — отметила Гундрова.

Арина Вячеславовна рассказала, что изначально появилась идея заинтересовать детей историей войны, ведь чем дальше те события, тем меньше остается воспоминаний. Организаторы конкурса хотели не только поддержать существующие знания, которые школьники получают на уроках истории, но и воодушевить их, расширить свои знания, углубиться в тему.

- Вместе с заведующий отделом развития Татьяной Голубушкиной мы решили, что нужно провести такой конкурс сочинений. Как показал результат, многие ребята интересовались не столько историей войны в целом, сколько историей своей собственной семьи, что очень важно. И наверняка каждому родители или бабушки с дедушками рассказывали о войне и о близких, которых она застала. Но, когда ребенок пропускал через себя эту историю и пересказывал ее своими словами в форме сочинения, — это уже другое понимание. Поразила в сочинениях совсем недетская осмысленность тех событий, — отметила она.

По словам председателя жюри, все участники выдержали заявленный жанр письма. Каждый из них выбирал сам, кому и как он пишет письмо. Некоторые начинали письма просто с обращения «Здравствуй дорогой солдат…», кто-то из детей адресовал свои письма родным, участвовавшим в войне, и даже прикладывал фотографии из семейного архива. Было даже письмо, адресованное ребенку.

Но не жанр был критерием оценки. Так, работы учеников средней школы 5−6 классов, оценивали за эмоциональный посыл и осознание детьми важности этого события в истории, в то время как в работах старшеклассников важна была историческая точность и более глубокое изучение темы.

— Были отрывки в сочинениях, которые зацепили до глубины души, какие-то слова, формулировки, описываемые образы. Но больше поразила эта осознанность, которую мы не ожидали увидеть в детских сочинениях. Как серьезно к этому вопросу подошли не только старшеклассники, но ученики средней школы. Было видно, что каждый из ребят пропустил все через себя, а чтобы осмыслить и усвоить такую сложную информацию, нужно быть зрелым человеком. В одном из писем, например, школьник писал: «Я понимаю, что вы жертвовали всем: и в мороз, и в жару и голод…».
У меня есть любимое стихотворение Симонова, и оно как раз так заканчивается: «В дождь, грозу, морозы, голодать и холодать, идти на смерть, но эти три березы при жизни никому нельзя отдать». И эти слова военного поэта звучат лейтмотивом сквозь все сочинения казалось бы просто школьников. Это поразило, — поделилась Арина Гундрова.

В итоге в номинации «Лучшее сочинение учащегося в 5−8 классах» на тему «Письмо советскому солдату» победили ученик 5 класса Котеревской школы Виктор Мещеряков и ученицы 7 «В» класса школы имени А. П. Чехова Ольга Крундышева и Анастасия Антонова. А в номинации «Лучшее сочинение учащегося в 9−11 классах» на темы «Письмо в Сталинград» и «Сталинградская битва. Великий подвиг» победителями стали ученица 11 «А» школы А. П. Чехова Александра Учеватова и ученик 11 класса Октябрьской школы Игорь Пацанков.

Но не только для участников конкурс стал «личным». По словам Арины Гундровой, когда сотрудники музейно-выставочного комплекса готовились к награждениям, выяснилось, что дизайнер, которая готовила дипломы для участников и победителей, живет в Волгограде, а у замдиректора музея бабушка участвовала в боях за Сталинград и даже имеет Орден Славы.

Все участники конкурса получили почетные грамоты в награду за проделанную работу. Отдельного внимания удостоились педагоги, чьи ученики заняли призовые места. Победителям конкурса подарили билеты на театральную постановку в МВК и сертификаты на посещение 15 музеев Подмосковья, их предоставило министерство культуры Московской области. А классы, в которых учатся победители, были приглашены на бесплатные экскурсии по музею.

Конкурс был проведён при поддержке управления образованием г. о. Истра и начальника управления образованием Татьяны Николаевой. Отдельная благодарность выражается члену жюри, заслуженному учителю РФ, руководителю РМО учителей русского языка и литературы, учителю русского языка и литературы МОУ «Первомайская СОШ» Галине Исуповой.

Арина Гундрова отметила, что на награждении история с сочинениями не закончится, сейчас сотрудники музея продумывают варианты, как дать письмам в Сталинград вторую жизнь и представить их публике. Ведь описанные в них истории помогут сохранить память о тех страшных событиях.

Екатерина КИРЮШИНА,


фото Сергея ОЛЕКСЮКА и из архива МВК «Новый Иерусалим»

Школьники написали письма в Сталинград

Школьники написали письма в Сталинград

Школьники написали письма в Сталинград

Школьники написали письма в Сталинград

 

Комментарии:

Нет комментариев

К этому материалу еще нет комментариев

Для того чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь.