В гостях у Пришвина

Государственный литературный музей Пришвина в Дунино — одна из выдающихся литературных достопримечательностей Московской области

До деревни Дунино, где на берегу Москвы-реки среди вековых сосен спрятался дом писателя, с нашей, истринской, стороны рукой подать.

Но это напрямую — через реку. Посмотришь с высокого берега — деревня как на ладони, а моста нет. Поэтому, чтобы попасть в гости к Пришвину, истринцам надо дать крюк по Рублево-Успенским просторам.

Но встреча и почти личное знакомство с Михаилом Михайловичем того заслуживает. В доме, где он жил с 1946 по 1954 годы, то есть до конца своих дней, все живое и настоящее.

Дом на холме

Едва открыв калитку усадьбы, понимаешь, что время тут остановилось и пересеклось с пространством в точке, поставленной рукой самого Пришвина. И в этой точке хочется остаться и жить: гулять по вековым липовым и еловым аллеям, качаться в плетеных креслах на веранде и впитывать живые картины, заключенные в переплеты оконных рам.

Из окон дома, взобравшегося на высокий склон холма, открываются удивительные виды на окрестные просторы. А сам дом возвышается над ними, как чудо. Именно так его называл сам Пришвин.

В гостях у Пришвина

Творчество бессмертия

Границы между домом писателя и окружающим его пространством почти не существует. Внутри, как и снаружи, ни единой искусственной, вычурной, выпадающей из контекста детали. Каждая вещь продолжает хранить отпечаток своих владельцев.

Пишущая машинка на столе в кабинете как будто ждет, когда к ее клавишам прикоснутся пальцы творца. Ждут своего часа в коробке из-под леденцов и крохотные остро отточенные карандашики. Охотничьи и фотопринадлежности, дорожные саквояжи в любой миг готовы отправиться в путь вместе со своим хозяином — страстным охотником, фотографом и путешественником. Застелено серым солдатским одеялом узкое ложе кровати…

Пришвин знает, как много и как мало нужно для счастья:

«Думал о том, что все хорошее в нас — и счастье, и талант, и близость людей и природы, и любимые собаки, и наш дом в Дунине — средоточие всей этой радостной жизни, есть действие Бога, и, может быть, в этом сам Бог… Творчество Дома есть творчество бессмертия.»

Столовая наполнена светом и воздухом леса. На пузатых боках самовара бликуют солнечные зайчики. Перепрыгивают по широкой белизне скатерти и рассыпаются в стеклянных дверцах резного буфета. Ключницу облюбовала веселая стайка разноцветных зверят. Медвежата, зайчонок и котик хранят ключи. Кажется, что это ключи не только от дверей в доме, но и от счастья.

Столовая плавно переходит в веранду. Она выдвинулась в лесную пучину, как капитанский мостик. Это любимое место работы и отдыха писателя: вот его плетеное кресло, усыпанное шишками. Они словно сторожат полуистлевшее сиденье от чужого прикосновения.

В гостях у Пришвина В гостях у Пришвина

Родник под скалой

В 1940-м году писатель встретил свою последнюю любовь — Валерию Дмитриевну. Они прожили вместе 14 лет, почти 10 из них — в этих стенах. Дух любви витает в доме повсюду. Но особенно он чувствуется в комнате жены. Эта маленькая комната — как сердце дома: незаметное, но незаменимое. Здесь почти нет личных вещей хозяйки. Зато много ее фотографий. Большинство сделаны рукой Пришвина. В них до сих пор живет отражение их чувств. Комната поражает какой-то мягкой, ненавязчивой женственностью в сочетании со скромностью, граничащей с аскетизмом. Эта нота задает тон всему дому.

Пришвин писал: «Доведу любовь до конца и найду в конце ее начало бесконечной любви переходящих друг в друга людей. Пусть наши потомки знают, какие родники таились в эту эпоху под скалами зла и насилия».

СПРАВКА

Михаил Михайлович Пришвин (1873 — 1954) — русский писатель, прозаик и публицист. В своём творчестве исследовал важнейшие вопросы человеческого бытия, размышляя о смысле жизни, религии, взаимоотношениях мужчины и женщины, о связи человека с природой.

Почти все произведения Пришвина, опубликованные при жизни, посвящены описаниям собственных впечатлений от встреч с природой, описания эти отличаются необычайной красотой языка. Константин Паустовский называл его «певцом русской природы», Максим Горький говорил, что Пришвин обладал «совершенным умением придавать гибким сочетанием простых слов почти физическую ощутимость всему».

Сам Пришвин своей главной книгой считал «Дневники», которые он вёл в течение почти полувека (1905−1954) и объём которых в несколько раз больше самого полного, 8-томного собрания его сочинений.

Ирина ГАЛЧИХИНА,

фото автора

В гостях у Пришвина

Комментарии:

Нет комментариев

К этому материалу еще нет комментариев

Для того чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь.